Диссертация (Социально-психологические особенности ценностей современных подростков), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социально-психологические особенности ценностей современных подростков". PDF-файл из архива "Социально-психологические особенности ценностей современных подростков", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Личность,чтобычувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя,свою деятельность, свое поведение с позиций соответствия их ценностям инормам культуры, общества, в котором она существует. С данных позиций,согласно Я.С. Сунцовой, подценностями понимаются «обобщенныепредставления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающиеисторический опыт и концентрированно выражающие смысл культурыотдельного этноса и всего человечества» (Сунцова, 2005, с.
59). На основеценностных ориентиров, с которымичеловек соотноситсвоидействия,складываются конкретные типы поведения, обеспечивающие интеграцию44общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выборсвоего поведения в жизненно значимых ситуациях.Кросскультурные исследования берут свое начало в трудах В. Вундта,2002, 2011 и французских социологов начала XX в.: Г. Лебона, 2012; А. Фулье,1899,1906; Г.
Тарда, 1903. Большую теоретическую работу по систематизацииключевых ценностей и разработке методов для сравнения различных культурпровел К. Клакхон. Основная идея К. Клакхона состояла в том, что, несмотряна исключительное многообразие обычаев, всем культурам присущи общиефундаментальные ценности.
Метод, который использовал К. Клакхон в своихисследованиях, можно назвать описательно-аналитическим (Клакхон, 1948,1956,1985,ценностных1998).ориентацииДифференциально-психологическиеэтническихгрупп,атакжеособенностигендерныеимежпоколенные различия в этой сфере изучались Г. Оллпортом, 2002, М.Рокичем, 1968, 1973, Ш.
Шварцем, 1992, 1995, 2000, Д.А. Леонтьевым,1992,1996, 1997, 2000, В.А. Ядовым, 1979 и др. Кросскультурные различияценностных ориентаций постсоветского общества исследовались И.С. Коном,1984; В.С. Агеевым, 1987; Г.Г. Дилигенским, 1996: Е.П. Белиской, 2000; В.М.Бызовой, Т.Б. Беляевой, Н.И.
Лапиным, Н.М. Лебедевой, 1999; А.П.Вардомацким, 1991, Л.Г. Почебут, 2005;Д.Е. Ефимовым, 2004; И.А.Петуховой, 2002 и другими учеными.Исследователи кросскультурных различий ценностных ориентаций Ф.Тромпенаарс, 2004, 2011поведенияви Ч. Хэмпден-Тернер, 2000 выделили семь шкалнационально-культурномконтексте.Теоретическиониосновывались на ценностных ориентациях, описанных известным социологомТ.Парсонсом,1995.Попятишкаламописываютсячеловеческиевзаимоотношения (универсализм-партикуляризм, конкретность-диффузность,индивидуализм-коллективизм,эмоциональность-нейтральность, достижение-аскрипция), по одной – отношение ко времени и еще по одной – отношение кприроде (внутренний или внешний контроль). Сочетания этих измерений45образуют четыре базовых типа культуры (Тромпенаарс, 2004, 2011; Ч.Хэмпден-Тернер, 2000).Кросскультурные исследования ценностных ориентаций осуществлялисьтакже представителями культурной антропологии: Ч.
Осгуд, 1953 разработалметод семантического дифференциала; Э. Шпрангер, 1966 вывел шесть шкалценностей (правды, красоты, необходимости, власти, любви и религии); Ч.Моррис, 1956 создал шкалу ценностей, которые определялись как «способыжизни», как некоторые комплексы желаний и устремлений, сопряженные сэтическими и религиозными нормами. Р. Килби,1993 предложил изменитьспособформулировкиспособовжизниприпредъявленииопросникареспондентам. Он сократил описание каждой мировоззренческой позиции сцелью унификации.
Видоизмененная методика получила название «Способыжизни II».Многолетние кросскультурные исследования ценностей проводились Р.Ингельхартом.Онразделилматериалистическиеценностиценностинадвасоответствовалиосновныхнижележащим,типа:апостматериалистические – вышележащим уровням иерархии А. Маслоу, 1987.По степени ориентации на ту или другую группу ценностей Р. Ингельхартвыделилчетыреценностныхтипа(ЦТ)людей:ЦТ1–носительматериалистической ориентации в наибольшей степени; ЦТ4 – носительпостматериалистической ориентации в наибольшей степени; ЦТ2 и ЦТ3 –промежуточныетипы.Результатыисследованиябылипредставленыотношениями числа представителей преимущественно материалистическойнаправленностикчислупредставителейпостматериалистическойнаправленности (так называемый М/ПМ сдвиг) в разных странах (Ингельхарт,1998).Одна из самых известных методик, направленных наизучениеценностных ориентаций, является методика М.
Рокича. Она основана на методеранжирования. Ценности разделены на две группы: терминальные и46инструментальные, или ценности-цели (здоровье, свобода, интересная работа ит.д.) и ценности-средства (аккуратность, воспитанность, жизнерадостность ит.д.). В качестве оснований сравнения при кросскультурном применениииспользуются выделенные М. Рокичем отдельные ценности. В стандартнойметодике М. Рокича респонденты должны проранжировать два спискаценностей (по 18 ценностей в каждом), располагая их в порядке важности(Лучшие психологические тесты, 1992, с. 112-114).Методика кросскультурных исследований ценностей, использующаяоценку высказываний, разработана Ш.
Шварцем, 1992, 1995. В его«Ценностном опроснике» представлены 56 ценностей, которые оценивалисьреспондентами, принадлежащими к разным культурам. На основе изученияотношения к ценностям в 20 странах, Ш. Шварц сформулировал «теориюсодержания и структуры ценностей». Он сделал вывод о том, что 44 отдельныхценностейодинаковопонимаютсяреспондентамиразныхкультур.Всоответствие с этим, кросс-культурное ценностное пространство, по теории Ш.Шварца, определяется двумя осями (открытость переменам – консерватизм,альтруизм – эгоизм) и имеет круговую структуру.
В пространстве этих осейрасполагаются 10 базовых ценностных ориентаций: творчество, разнообразие,гедонизм, достижение, власть, защищенность, традиции, приятие, великодушиеи универсализм. Это пространство, по его мнению, универсально, и в егорамках могут сравниваться любые культуры (Цит. По Карандашев, 2004).К опросникам той же группы относится и методика исследованияценностей, предложенная Л.Б. Косовой, 1994. Методика Л.Б. Косовойприменялась в массовом опросе на территории России. Респондентампредлагали оценить 33 ценностные проблемы по двум пятибалльным шкалам:«не решена – решена, важно – не важно».
С помощью факторного анализапроводилось разделение 33 ценностных высказываний на факторы. Затемделались выводы о том, как связаны удовлетворенность и значимость той илииной группы ценностей (Косова, 1994, с. 114-118).47Метод выбора из нескольких альтернатив лежит в основе другой группыисследований ценностей. Респондентам предъявляется стимульный материал ввиде вопросов или ситуаций, имеющих несколько альтернативных решений.Каждый вопрос или ситуация олицетворяет ценностную дилемму или конфликтценностей. Респондент должен сделать выбор, обозначая тем самымпредпочитаемую им ценность.
Этот метод используется вопроснике«Изучение ценностей» Г. Олпорта и др. Опросник был разработан в 1931 г. истал наиболее популярным инструментом по изучению ценностей в США.Изучение ценностей не ограничивается вышеперечисленными группамиметодов. В перечне методик, использующих несколько методов одновременно,выделяется ценностный опросник Ф. Тромпенаарса, 2004, который сочетает всебе два способа сбора информации: проективную методику и метод выбора изнескольких альтернатив. В одной части анкеты респонденту предъявляютсяпроективные ситуации, обыгрывающие определенные ценности, и респондентдолжен ответить, каким образом он поступил бы в этих ситуациях. Далее ванкете респондент должен выбрать одну из ценностных альтернатив в каждойзаданной паре. Этот инструментарий был использован в сравнительномисследовании ценностей сотрудников организаций в 43 странах.
К разрядукомплексных следует отнести и методику группы В.А. Ядова, 1979построенную в соответствии с теорией диспозиционной структуры личности. Вней поэтапно используются: методика М. Рокича, интервью, выбор из двухальтернатив и оригинальная методика ранжирования и оценки высказываний.Эта методика не применялась в сравнительных межкультурных исследованиях,но заслуживает внимания в контексте данной работы.Такимподростковобразом,вприменяютсяобластивсеизучениямногообразиеценностныхпредпочтенийсуществующихметодикисследований. В данном исследовании в качестве адекватного метода дляанализа и сопоставления жизненных ценностей подростков был использованметод анкетного социологического опроса.48Перейдем к рассмотрению результатов кросс-культурных исследованийценностей населения российского общества в целом и подростков в частности.В этом контексте интересно обратиться к анализу результатов социальнопсихологических и социологических исследований ценностей, какнапостсоветском пространстве, так и в социокультурных условиях современногороссийскогообщества.Исследованиеценностейнапостсоветскомпространстве, проведенное в 1999 году методом фокус-групп среди жителейгородов и районов Кемеровской, Омской, Томской, Челябинской областей иАлтайского края, выявил отличие постсоветского российского общества отзападного, заключающееся в значительно большей ориентации россиян набазовые материалистические ценности и ценности, связанные с кризиснымсостоянием экономической сферы.