Диссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)". PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Тем самым стильоказываетсясвязансиндивидуально-специфическимуровнемразвитияпонятийного мышления. М. А. Холодная [141] предлагает считать собственностилем только категоризацию и дифференциацию, поскольку остальные варианты- 31 -свидетельствуют скорее о недостаточной сформированности стилей, когнитивнойнезрелости. Классические варианты стиля импульсивность / рефлективностьпредполагаютдваосновныхвариантареагированиявситуациинеопределенности. Импульсивность подразумевает быструю скорость ответа прибольшом количестве ошибок «по невнимательности» или «по недомыслию»;рефлективность – медленные, но преимущественно верные ответы.
Однакопомимо этих двух стилей, выделяются также стиль «быстрый и точный»,являющийся также наиболее продуктивным стилем, и «медленный и неточный»,указывающий на низкую продуктивность [141; 217]. Квадриполярная трактовкакогнитивных стилей представляется перспективной с точки зрения адекватногоописания стилевой специфики игроков в компьютерные игры.Еще одним существенным уточнением когнитивно-стилевого подходаявляется указание М.
А. Холодной [143] на связь когнитивных стилей спроцессами непроизвольного интеллектуального контроля, проявляющегося, вчастности,впроцессахпонятийногомышления.Такаятрактовкароликогнитивных стилей основывается на представлении о когнитивных стилях как ометакогнитивных образованиях, обуславливающих «особенности организацииментального опыта субъекта» [141 с. 226]. В рамках данного подходаопределенные полюса когнитивных стилей оказываются тесно связаны спроцессамиторможениянерелевантныхсхемидействийидругимирегулятивными когнитивными процессами [141; 143]. Представление о связикогнитивно-стилевыхопределеннуюособенностейперспективусразвитияпроцессамиконтролякогнитивно-стилевыхоткрываетособенностей(традиционно считающихся стабильными во взрослом возрасте) – не за счетперемещения к противоположному полюсу стиля (в этом отношении когнитивныестили являются устойчивыми психологическими образованиями), а за счет гибкойинтеллектуальной адаптации к различным условиям, связанной с непроизвольныминтеллектуальным контролем [141; 143].
В связи с этим приобретают новоезначенияисследования,демонстрирующиеразвитиекогнитивно-стилевой- 32 -специфики и интеллектуальной продуктивности при освоении профессиональнойдеятельности (напр., в работе М. А. Тесля [129]).Четыре описанных выше когнитивных стиля представляют интерес понескольким причинам. Во-первых, эти стили достаточно ярко проявляются вповседневной человеческой жизни и с течением времени исследования в этойобласти не утратили свою актуальность. Когнитивные стили импульсивность /рефлективность проявляются в сфере общения [154], влияют на скоростьрешения сенсорных задач [146]; демонстрируют связь со стратегиями совладания[137]. Стили полезависимость / поленезависимость и узкий / широкий диапазонэквивалентности исследуются также в контексте изучения эмоциональныхсостояний[103], темперамента и мотивации достижения [113].
Когнитивный стильполезависимость / поленезависимость вызывает интерес в связи с разработкойсистем дистанционного обучения и виртуальных реальностей [227; 239; 242].Во-вторых, описанные стили проявляются в ситуациях, часто встречающихся вкомпьютерных играх: проблема различения объектов в сложном визуальном поле(полезависимость / поленезависимость), скорость и точности принятия решенийотносительнонеопределенныхстимулов(импульсивность / рефлективность),быстрая смена способов переработки информации (гибкий / ригидный познавательныйконтроль). Когнитивный стиль узкий / широкий диапазон эквивалентности какориентация на сходства или различия между объектами [64; 154] также можетпроявляться в игровой деятельности при различении игровых объектов и ситуаций.ИсследованияпроцессапринятиярешенийвдиалогескомпьютеромО. К. Тихомирова и Т. В. Корниловой [72; 73] показывают изменение временных ипродуктивных характеристик принятия решений в ситуации неопределенности взависимости от степени выраженности полезависимости / поленезависимости иимпульсивности /рефлективности.Когнитивныестилиполезависимость /поленезависимость и гибкий / ригидный познавательный контроль представляются взначительной степени связанными с механизмами непроизвольного торможенияиррелевантных стимулов [141], т.е.
механизма, который в свою очередьдемонстрирует свою специфику у геймеров [163; 251].- 33 -В рамках данного исследования мы не можем рассчитывать на получениепричинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, однако наличиеустойчивой когнитивно-стилевой специфики, характерной для игроков вкомпьютерныеигры,будетявлятьсясущественнымуточнениемихпсихологических особенностей.
Когнитивные стили как глобальные конструкты,описывающие типичные для человека способы получения и переработкиинформации, проявляются во всех сферах жизни человека, и если компьютернаяигра способствует проявлению тех или иных стилевых свойств, то вероятно, что ив повседневной жизни человек, увлекающийся компьютерными играми будетдействовать согласно этим предпочитаемым способам-стилям. В то же времяданная проблематика только начинает изучаться в психологической литературе.§ 1.3 Когнитивные стили и современные информационные технологии:перспективы и новые направления исследованийВ конце 90-х – начале 2000-х гг.
в развитии когнитивно-стилевого подходанаметился определенный кризис, заставивший многих авторов задаватьсявопросом об актуальности дальнейшего изучения когнитивных стилей [86; 167;190; 272]. Акцент большинства стилевых исследований сместился в сторонуглобальных стилей учения, мышления, деятельности [87]. В то же время развитиевиртуальных сред и информационных технологий вновь обратило вниманиепсихологов-когнитивистов на методологический и концептуальный аппараткогнитивно-стилевого подхода. Исследования влияния когнитивных стилейличности на работу с компьютерами (в частности – на принятие решений привыполнении компьютерных задач, напр., Т. В.
Корнилова и О. К. Тихомиров [73];Т. В. Корнилова и Т. В. Чудина, [74]) проводились и раньше, однако насовременном этапе индивидуальные способы восприятия и переработкиинформации приобрели значительную актуальность в связи с дистанционнымобучением, игровой деятельностью и работой в Интернете.В работе A. Dufresne и S. Turcotte [197], посвященной стратегиям поиска ииспользованию компьютерных баз данных, была показана связь когнитивного- 34 -стиля полезависимость / поленезависимость с эффективностью примененияодного из двух вариантов программного интерфейса. Основным выводом изпроведенногоисследованияавторысчитаютнеобходимостьучитыватькогнитивно-стилевую специфику пользователей при создании программногообеспечения.
T. Mitchell с соавторами [250] показали, что несоответствиеинтерфейса обучающих программ когнитивному стилю пользователя значительноснижает эффективность и возможности обучения. M. Graff [220] указывает наснижение успешности обучения у испытуемых с аналитическим когнитивнымстилем при работе с высоко сегментированным материалом, который в своюочередь хорошо подходит для обучения студентов с целостным когнитивнымстилем.
Активно ставится проблема построения гибких обучающих сред, которыебы подстраивались под стилевые особенности учащихся, даже если этиособенности неизвестны до начала обучения [242].В настоящее время исследования когнитивных стилей в опосредствованнойкомпьютерами деятельности довольно редки. Наиболее проработанной областьюисследованийможетбытьпризнанапроблемасвязиполезависимого /поленезависимого стиля переработки информации с дистанционным обучением,опосредствованными виртуальными средами. В ряде работ [183; 212; 239] былопоказано, что для эффективного обучения в виртуальных средах полезависимые иполенезависимые учащиеся нуждаются в принципиально разной организацииучебного процесса.
Полезависимые испытуемые предпочитают, чтобы ихпроцессы научения управлялись другими, в то время как поленезависимые болееаналитичны и автономны. Другими словами, полезависимые пользователи болеереактивны, в то время как поленезависимые – более активны, быстрее обучаютсяработе с компьютерами и новыми виртуальными средствами независимо отналичия предшествующего опыта.
Полезависимые учащиеся могут быть такжеуспешны в ситуации дистанционного обучения, как поленезависимые, но дляэтого им необходимы другие средства обучения.C. Lee с соавторами [239] указывает на то, что полезависимые учащиеся вситуации дистанционного образования сталкиваются с трудностями при- 35 -переструктурировании новой информации и установлении связей с прежнимизнаниями; демонстрируют большую социальную ориентацию, воспринимаютокружающую среду более глобально, испытывают воздействие со стороныконтекста, предпочитают групповую работу, испытывают трудности привыделении отдельных элементов, направляются внешними воздействиями,принимают идеи в заданном виде. Поленезависимые же студенты способныреорганизовывать информацию, менее подвержены социальному подкреплению,воспринимают окружение аналитично, как состоящее из дискретных объектов,предпочитают работать в одиночку, хорошо справляются с выделением части изконтекста, направляются внутренними ориентирами, индивидуалистичны, преждечем принять идею, подвергают ее анализу.