Диссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)". PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиБОГАЧЕВАНаталия ВадимовнаИНДИВИДУАЛЬНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИВЗРОСЛЫХ ИГРОКОВ(НА МАТЕРИАЛЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР)19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологииДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель кандидат психологических наук,ведущий научный сотрудникВойскунский А.Е.Москва – 2015-2-СОДЕРЖАНИЕВведение . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5Глава 1. Когнитивно-стилевой подход в психологии и перспективы егоприменения для изучения компьютерной игровой деятельности и геймеров. . . . 15§ 1.1 История развития стилевого подхода в психологии: основные трактовки инаправления . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16§ 1.2 Когнитивно-стилевой подход как вариант стилевого подхода в психологии:основные положения и современное состояние проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20§ 1.3 Когнитивные стили и современные информационные технологии:перспективы и новые направления исследований . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33Выводы к Главе 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37Глава 2. Компьютерная игра и геймеры как предмет киберпсихологическогоисследования. . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38§ 2.1 Представления об игре в психологии и других науках. Подходы к изучениюигровой деятельности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 38§ 2.2 Компьютерная игра как предмет психологического исследования . . . . . . . .44§ 2.3 Психологические исследования компьютерных игр и геймеров. . . . . . . . . . 462.3.1 Основные направления психологических исследований геймеров . . . . .
. . .462.3.2 Принятие решений геймерами: импульсивность или осознанный риск? . . .522.3.3 Когнитивная специфика геймеров: направления исследований иперспективы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . .572.3.4 Психологические классификации компьютерных игр и их значение. . . . . . 68Выводы к Главе 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75-3-Глава 3. Эмпирическое исследование когнитивных стилей у игроков вкомпьютерные игры . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77§ 3.1 Цели, гипотезы, задачи когнитивно-стилевого исследования . . . . . . . . . . . .77§ 3.2 Методическое обеспечение когнитивно-стилевого исследования . . . . . . . . 78§ 3.3 Процедура проведения когнитивно-стилевого исследования ихарактеристики выборки . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .84§ 3.4 Результаты эмпирического исследования когнитивно-стилевыхособенностей игроков в компьютерные игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .903.4.1 Когнитивно-стилевая специфика геймеров в сравнении с неиграющими вкомпьютерные игры испытуемыми .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 903.4.2 Когнитивно-стилевая специфика геймеров с разным уровнем компьютернойигровой активности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1013.4.3 Когнитивно-стилевая специфика геймеров, предпочитающих различныетипы компьютерных игр . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1073.4.4 Взаимосвязь параметров когнитивно-стилевой специфики геймеров . . . . .114§ 3.5 Обсуждение результатов исследования когнитивных стилей у геймеров. .116Выводы к Главе 3 . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .121Глава 4. Эмпирическое исследование индивидуально-личностной спецификигеймеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 122§ 4.1 Цели, гипотезы, задачи исследования личностных особенностей принятиярешений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 122§ 4.2 Методическое обеспечение исследования личностных особенностейпринятия решений.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .124§ 4.3 Процедура проведения исследования личностных особенностей принятиярешений и характеристики выборки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . .129§ 4.4 Результаты эмпирического исследования индивидуально-личностныхособенностей игроков в компьютерные игры. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .130-4-4.4.1 Индивидуально-личностная специфика принятия решений у геймеров. .
.1304.4.2 Индивидуальная специфика геймеров с разным уровнем компьютернойигровой активности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1354.4.3 Индивидуально-личностная специфика геймеров, предпочитающих игрыразного типа. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .1384.4.4 Взаимосвязи параметров индивидуально-личностной регуляции. . . . . . . . 140§ 4.5. Обсуждение результатов исследования индивидуально-личностныхособенностей геймеров. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 143Выводы к Главе 4. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 146Глава 5. Индивидуально-стилевые особенности геймеров . . .
. . . . . . . . . . . . . . .147Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .156Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . 160Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 161Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189Приложение А. Методики и стимульный материал. .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 189Приложение В. Критерии для применения методов параметрическойстатистики… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192Приложение C. Использованные в работе формулы. . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .197Приложение D. Статистические данные дополняющие описание результатов .198-5-ВВЕДЕНИЕКомпьютерные игры являются одной из популярных форм досуга не только удетей и подростков, но и у взрослых. В разных странах в них играют (или играли внедавнем прошлом) от 30 до 70 и более процентов всего населения, среди детей иподростков – едва ли не все (до 92% в США [200]). За увлеченными игроками вкомпьютерные игры закрепилось название – геймеры (от англ.
game - игра, gamer –игрок). Продолжительность игры увлеченных геймеров зачастую составляет более 1820 часов в неделю, по несколько часов в день. Все это позволяет ряду авторовговорить о появлении поколения людей - бывших и нынешних геймеров - напсихологическое развитие, особенности поведения, интересы и предпочтениякоторых увлеченность компьютерными играми оказала значительное влияние [12; 61].Психологическое исследование компьютерных игр и игроков начинаетсяеще в 80-е гг. XX века в работах как зарубежных (Sh. Turkle [275; 276];E.F. Provenzo), так и отечественных авторов (О.К. Тихомиров, Е.Е.
Лысенко [131];А.Г. Шмелев [154] и др.). В настоящее время повсеместное распространениекомпьютерных технологий и Интернета открывает широчайшие возможности длявозникновения новых и развития уже существующих жанров компьютерных игр,среди которых особое место занимают многопользовательские онлайн (ММО –massive multiplayer online) игры, получившие огромное распространение.Внимание специалистов сосредоточено на возможных психологическихпоследствияхувлеченностикомпьютернымииграми.Срединегативныхпоследствий чаще всего рассматриваются развитие агрессивного поведения,эмоциональных, когнитивных и личностных нарушений, а также компьютернойигровой зависимости.
В качестве позитивных моментов отмечают формированиеу игроков позитивной самооценки и уверенности в себе, открытость новомуопыту (в том числе – групповых действий), интернализацию локуса контроля. Этии другие проблемы рассматриваются в работах А. Е. Войскунского [30],С.А. Шапкина [153]; А. Ю. Егорова [49], K.
Anderson [161; 162], Е.И. Рассказова,Г.В. Солдатовой [124], Л. Катнер, Ш. Олсон [101; 256], К. Янг, В. Л. Малыгина-6-[89; 90], Н. В. Чудовой, Ю. М. Кузнецовой [82], М. Гриффитса [41; 225], А.Ш.Тхостова [52; 53], Н.Н. Королевой, Ван Ш.Л. [19; 20] и др.В настоящее время особую популярность приобретают исследованиякогнитивной сферы геймеров. Установлена специфика внимания, памяти,мышления, характерная для компьютерных игроков, показаны причинноследственные связи между игровым опытом и изменениями в протеканииперцептивных процессов, в том числе – на нейрофизиологическом уровне(D. Bavelier [173; 174; 221; 222]; P.М. Greenfield [223] и др.).