Диссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)), страница 10 Психология (30316): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)) - PDF, страница 10 (30316) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)". PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

В этой работе такжеподчеркивается принципиальное отличие компьютерной игровой деятельности отдругих видов деятельности, опосредствованных современными технологиями.Также, на материале ранних компьютерных игр уже изучалось их влияние напространственные способности игроков [196; 274 и др.].В отечественной психологии компьютерные игры изначально применялисьпри изучении психологии мышления. Е. Е. Лысенко [132] рассматриваеткомпьютерную игровую деятельность как форму творческой деятельностичеловека и позитивно оценила развивающий потенциал компьютерных игр сточки зрения мыслительных навыков и познавательных способностей игроков.В качестве материала для изучения мышления и процессов решения задач вдиалоге с компьютером компьютерные игры рассматривались в работахТ. В. Корниловой и О. К. Тихомирова [73].

Компьютерные игровые технологииприменяются для моделирования сложных, динамически изменяющихся систем,на материале которых исследуются процессы стратегического мышления,распространенные мыслительные ошибки, принятие решений в ситуациинеопределенности [21; 44]. Компьютерная игровая экономическая модельсложной динамической ситуации «Фабрика», предложенная Д. Дернером [44],включает в себя переменные, на которые может влиять участник исследования,скрытые факторы, на основании которых в действительности происходитразвитие игровой ситуации, определенный «выигрыш»-экономическиепоказатели работы «Фабрики» через определенное количество ходов. Модель«Фабрика» также используется в работах И. А.

Васильева [22] и А. Н. Поддъяковаи А. С. Елисеенко [108] для изучения влияния типов мотивации на мыслительнуюдеятельность и стратегий совладания с трудностями (например, в рамкахкомпликтологииА. Н. Поддъякова[106;107]).Компьютерныеигровыетехнологии применяется не только для изучения психологических процессов, нотакже и в качестве виртуальных тренажеров при обучении пилотов и водителей,для терапии фобий [10], в рамках семейной и индивидуальной психотерапии [38].- 46 -В исследованиях с участием А. Г. Шмелева [136; 155] компьютерные игрырассматриваются с позиции концепции психотехнического действия [110; 145].Психотехническое действие – это действие, осуществляющее направленноепреобразованиечеловеческойпсихики[110].Психотехническийэффекткомпьютерной игры достигается за счет создания определенной ситуации«поправимой ошибки» [136, с.

28], служащей для анализа и формированиянеобходимых психологических качеств. Однако данный эффект достигается лишьв том случае, если компьютерная игра действительно выполняет функциюпсихотехнического действия, что предполагает определенную мотивационносмысловую установку игрока, плохо поддающуюся изучению и анализу.Отмечаются такие характеристики игроков в компьютерные игры, как высокаяинтернальность (внутренний локус контроля), развитое логическое мышление,эмоциональнаяустойчивость,доминантность,рациональность,атакжеагрессивность, демонстративность и др.

[155]. Результаты, полученные насравнительно небольшой выборке, были многократно подтверждены в болеепоздних работах отечественных и зарубежных авторов.Таким образом, основные направления исследований компьютерных игрбыли намечены уже в 80-х-начале 90-х гг. XX века, однако лишь в конце 90-х –2000-х гг. компьютерные игры становятся по-настоящему популярны среди детейивзрослыхвсвязисраспространениемперсональныхкомпьютеров,популяризацией навыков обращения с ними и развитием Интернета.

Более того,такие игры стали немаловажным явлением культуры. Современное состояниеисследований будет подробнее рассмотрено в следующем параграфе.§ 2.3 Психологические исследования компьютерных игр и геймеров2.3.1 Основные направления психологических исследований геймеровКак и на более ранних этапах исследования компьютерной игровойпроблематики,вкачествеосновныхнаправленийкиберпсихологическихисследований игр в настоящее время можно выделить: зависимость от- 47 -компьютерных игр; влияние опыта и увлеченности компьютерными играми накогнитивные и личностные характеристики игроков. Среди последних вотдельную группу можно выделить исследования роли компьютерных игр вразвитии агрессивного поведения у детей и подростков ввиду большогоколичества научных дискуссий именно по этой проблематике [30].

Вниманиеученых уделяется также проблеме создания и применения на практикеобучающих (так называемых, «серьезных» компьютерных игр) [138; 268], а такженеобходимости создания классификации компьютерных игр, удовлетворительнойс позиций современной психологии.Проблемакомпьютернойигровойзависимостирассматриваетсявкиберпсихологии наряду с проблемой Интернет-зависимости [30; 124]. Иногдазависимость от игр (в связи с неоднозначным статусом этой формы зависимости,в литературе часто используются также термины аддикция и проблемное игровоеповедение (англ.

«problematic game behavior», например, в работе E. Collins иJ. Freeman [187]) рассматривается как частная форма Интернет-зависимости, хотякомпьютерные игры не всегда предполагают использование Интернета, болеетого, зависимость от Интернета и от компьютерных игр могут встречатьсянезависимо друг от друга [19; 20; 30; 247].Высокая популярность компьютерных игр среди людей всех возрастовпредполагает их мотивационную привлекательность, которая в свою очередь приопределенных условиях может становиться причиной возникновения аддикции.

Висследованиях J. Chen [184], А. Е. Войскунского [30], А. А. Аветисовой [1; 2; 3234], Ш. Л. Ван [19; 20], A. Faiola [205] показана связь компьютерной игровойдеятельности с возникновением «опыта потока». Понятие «опыт (или состояние)потока» введено в психологию в работах М. Чиксентмихайи [151] дляобозначения состояния, возникающего при полной погруженности в какую-либодеятельность.

Мотивы деятельности при этом ориентированы на сам процесс ееосуществления, а не на результат (это сближает понятие «опыта потока» свнутренней мотивацией). Несмотря на то, что выявлен целый ряд критериеввозникновения опыта потока: соответствие умений требованиям задачи, наличие- 48 -обратной связи, субъективное ощущение контроля над происходящем и др., доконца невозможно предсказать возникновение опыта потока в той или инойдеятельности у того или иного человека.

Исследования A. Faiola [205],А. Е. Войскунского, А. А. Аветисовой и О. В. Митиной [32; 33] показали, что уроссийских, французских и американских геймеров опыт потока в игре возникаетдовольно часто, и его возникновение может служить мотивацией дляпродолжения игры. Китайские же геймеры [19; 20] не склонны к опыту потока и вто же время склонны к формированию зависимого поведения от компьютерныхигр. Таким образом, мотивация переживания «опыта потока» не может считатьсяоднозначной причиной компьютерной игровой аддикции.Игравкомпьютерныеигры,каквсякаяинаядеятельность,полимотивирована, в ней можно выделить несколько различных группмотивационныхфакторов,например,эмоциональный,эстетический,достиженческий, творческий, социальный, познавательный аспекты. Внешниемотивы: эмоциональная разрядка, эскапизм, удовлетворение потребностей, в томчисле агрессивных тенденций и желаний составляют лишь незначительную частьмотивации игры [255].Таким образом, психологические исследования не позволяют оцениватьмотивацию игры в компьютерные игры как нечто «патологическое» и однозначнопровоцирующее аддиктивное поведение, причины игровой зависимости чащележат во внешних по отношению к этому виду деятельности факторах [30].Зависимое компьютерное игровое поведение в настоящее время широкоисследуется как в отечественной, так и в зарубежной литературе.

М. Гриффитс[41, c. 254], относит зависимость от компьютерных игр к широкому классу такназываемых «технологических» зависимостей, которые можно определить как«нехимические(поведенческие)зависимости,включающиеизбыточноевзаимодействие между человеком и машиной». Таким образом, зависимость откомпьютернойигрыразделяетобщиесдругимитехнологическимизависимостями признаки: приоритетность по отношению к другим видамдеятельности, изменение настроения во время игры и в ее отсутствии,- 49 -возникновениедискомфортавслучаеневозможностизаниматьсяэтойдеятельностью, конфликты с другими людьми вне игры и т.д. [30; 41].В настоящее время разработано и широко применяется большое количествоопросников, направленных на диагностику компьютерной игровой, Интернет- идругих технологических зависимостей (К.

Янг; J. Chen; I. Goldberg; M. Orzak;В. Лоскутова, Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот [159]; В. А. Емелин, Е. И. Рассказова,А. Ш. Тхостов [52; 53]; Г. У. Солдатова и Е. И. Рассказова [124] и др.). Активноизучаютсяфакторырискавозникновениякомпьютернойзависимости, вособенности – у детей и подростков (В. Л. Малыгин, Е. А. Смирнова, Н. С.Хомерики [89; 90]), а также личностные особенности геймеров с проблемнымигровым поведением [102; 187], большое внимание уделяется изучениюэмоционально-волевой сферы геймеров [45].Наряду с исследованиями компьютерных и Интернет-аддиктов в настоящеевремя нарастает интерес ученых к людям, играющим в компьютерные игры, но незлоупотребляющим ими.Дж.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5288
Авторов
на СтудИзбе
417
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее