Диссертация (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)". PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
[56; 93; 158]. В наиболее общем видеигра здесь выступает как средство реализации вытесненных желаний, чувстванеполноценности, символическое проживание травматического опыта. НаиболееразработаннойсредитеорийэтогонаправленияявляетсятеорияигрыФ. Бойтендайка, развивающая взгляды З. Фрейда и критикующая теорию игрыК. Грооса. Ф. Бойтендайк подчеркивает связь игровой деятельности человека (каки других живых существ) с детским возрастом и его особенностями:ненаправленностьюдействийидвигательнойимпульсивностью,непосредственной аффективной связью с окружающим миром и амбивалентнымчувством робости и бесстрашия.
Наряду с этим игры человека и животныхобъясняются тремя основными влечениями – к освобождению, к сближению, кповторению действий [37; 56; 158]. Однако теория Ф. Бойтендайка, исходящая изпредставления о том, что ребенок играет потому, что он ребенок, не объясняетигровой деятельности взрослых.В отечественной психологии игровая проблематика анализируется вработахМ. Я. Басова,Д. Н. Узнадзе[134],С. Л. Рубинштейна[111],Л. С. Выготского [35; 36], позднее – Д. Б. Эльконина [158], А. В. Запорожца,М. И. Лисиной, С. Л. Новоселовой и др. Игра рассматривается как особый виддеятельности,характеризующийсяспецифическимрядомсвойствихарактеристик. М. Я. Басов указывает в качестве принципиального свойстваигровой деятельности ее процессуальность, не зависящую от наличия у игрыспециальной цели или содержания. С. Л. Рубинштейн [111] рассматривает- 41 -детскую игру как осмысленную деятельность, тесно связанную с практическойдеятельностью взрослых.
В игре (как детской, так и взрослой) выражаетсяпотребность в преобразовании действительности. Принципиальное отличиемежду игровой деятельностью ребенка и трудовой деятельностью взрослогозаключается в мотивации: мотив игры всегда соответствует ее цели, в то времякак основной мотив трудовой деятельности зачастую лежит вне ее.Согласно Д. Н. Узнадзе, игра является «своеобразной независимой формойповедения», лежащей в основе периода раннего детства, «единственнойдействительностью, в которой живет ребенок» и основной формой егопрактической деятельности [134, с. 397]. Центральным понятием теории игрыД. Н. Узнадзе [134] является «функциональная тенденция» - функции итенденции, которые не могут быть в действительности всесторонне примененыребенком и в силу этого являются движущей силой игры. С. Л. Рубинштейн [111]критикует данную теорию за превращение игры в формальную активность, несвязанную с наполняющим ее конкретным внешним содержанием.Представление об игровой деятельности как о ведущей деятельности длядошкольного возраста формируется в работах Л. С. Выготского [35; 36] иА. Н. Леонтьева [85].
Л. С. Выготский отказывается от определения игровойдеятельности по критерию получаемого удовольствия и положительных эмоций,подчеркивая, что с одной стороны существуют и другие приносящиеудовольствие виды деятельности, а с другой – многие игры детей в определенныхобстоятельствах (ситуация проигрыша в спортивной игре) воспринимаютсяпреимущественно негативно. В качестве собственного критерия игровойдеятельности Л. С. Выготский предлагает создание «мнимой ситуации» в игре.Возможность ее возникновения, в свою очередь, связывается с расхождением вдошкольном возрасте видимого и смыслового полей, возникновением у ребенканереализуемых в реальном мире аффективных тенденций и развитием такогоновообразования психики, как воображение [35].Идея о принципиальном, критическом значении игровой деятельности длядошкольного возраста развивается Д. Б. Элькониным, существенно расширившим- 42 -представления о сюжетно-ролевой игредошкольников.
Им описываетсявозможность вытеснения развернутых форм игровой деятельности искусством вовзрослом возрасте. Спорт также является заместителем игровой деятельности увзрослых людей, но это не означает полного исчезновения игры из структурывсей жизнедеятельности человека [158].Значительно менее исследованными оказываются игры детей подростковоговозраста. Вслед за В. Штерном [156], М. В. Горячева [39] отмечает, что играподростка приобретает черты «серьезной игры». Серьезность эта проявляется всамом отношении подростка к игровой ситуации, которая воспринимается так жесерьезно, как и любая другая деятельность. В терминах В. Штерна, «имеетсяналицо субъективная серьезность без того, чтобы ей соответствовало объективносерьезное значение деятельности» [156, с.
23]. В качестве других отличительныхчерт игры подростков и юношей указывают: отсутствие специально выстроенногоигрового пространства – подростки в состоянии выстраивать его самостоятельно,безучастиясверстников,атакжевозникновениесобственныхролей,соответствующих индивидуальным пожеланиям играющего подростка, в то времякак дети дошкольного возраста чаще используют известный им материал [39].Сформулированные в работах отечественных психологов представления обигровой деятельности детей и эмпирические исследования в этой областизначительно поспособствовали развитию теории игры, однако сделанные имивыводы лишь отчасти могут быть перенесены на игровую деятельность взрослых,выполняющую другие функции и характеризующуюся изменением роли общенияв игре и культурно-исторического контекста (по Е. И. Пашковской [104]; Э.
А.Кутасу [83]). Так, в деятельности взрослых нередки деловые и управленческиеигры, которые также исследуются психологами (например, Г. П. Щедровицким[157]; А. М. Айламазьян и А. Г. Асмоловым [7]).Основываясь на представлении о различиях детских и взрослых игр по ихсодержательному и моральному направлению, F. Paglieri [258] предлагаетразличные названия для них: игры детей предлагается называться английскимсловом «play», взрослые игры – словом «game».
В то время как детская игра- 43 -рассматривается как свободное творчество, освобожденное от жестких рамок иправил окружающего мира (данная точка зрения представляется не совсемобоснованной, т.к. огромная роль правил именно в детских играх изучается вработах Д. Б. Эльконина и др.), игры взрослых подчинены жестким правилам,более организованны и регламентированы, чем реальность, что в моральномплане свидетельствует скорее о стагнации и деградации, чем о развитии.О.
К. Тихомиров и Е. Е. Лысенко [132] в одной из первых отечественныхработ, посвященных изучению компьютерной игры, указывают на значимостьизучения игровой деятельности взрослых, акцентируют внимание на творческомхарактере игры и ее роли в развитии творческого мышления человека.Несмотря на отсутствие разработанных общих теорий взрослой игры,отдельные типы игровой деятельности у взрослых изучаются достаточнодетально: командные и одиночные спортивные игры (например, в работахП. А. Рудика [47], Р. М. Загайнова), психотехнические игры в спорте [145] иорганизационной психологии [42].
Игре в шахматы и шахматистам посвященыпсихологические исследования О. К. Тихомирова [130], Н. В. Крогиуса, A. DeGroot, Е. Е. Васюковой [23], И.Н. Дьякова, Н. В. Петровского, П. А. Рудика [47],внесшие значительный вклад в психологию мышления, творческих способностей,спортивную психологию шахматной игры. исследуются фантастические и военноисторические ролевые игры и связанные с ними молодежные субкультуры [104;128].
Одним из важнейших направлений и психологических, и медицинскихисследований становится изучение зависимости от азартных игр (А. Ю. Егоров[49]; Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева [79]; В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина[55]; M. Griffiths [224]; M. Dixon, P.
M. Ghezzi, Ch. Lyons, G. Wilson [194]). Внастоящее время большое внимание исследователей обращено также на изучениекомпьютерной игровой деятельности, в том числе – у взрослых игроков вкомпьютерные игры.- 44 -§ 2.2 Компьютерная игра как предмет психологического исследованияПсихология компьютерной игровой деятельности представляет собой однойиз направлений киберпсихологии или психологии компьютеризации, особойотрасли психологии, изучающей психологические последствия внедрения ираспространения современных информационных технологий [27-30; 81; 82].Одним из основателей не только киберпсихологии, но и сети Интернетпринято считать Дж. Ликлайдера [240; 241], описавшего многие направленияразвития сетевых компьютерных технологий еще до того, как они былиреализованы.ПредставленияДж. Ликлайдерао«человеко-компьютерном»симбиозе уже содержат указания на возможные преобразования мыслительнойдеятельности человека [240], а также общения между людьми [241] в условияхразвития компьютерных технологий.
О. К. Тихомиров одним из первых описализменениявоперациональномсоставеопосредствованнойприменениеминформационных технологий деятельности [131].В 1970-80-х гг. начинается активное изучение опосредствованногокомпьютером общения (например, J. A. Short, E. Williams, B. Christie [269];П. Гриффин, М. Коул [40]; О. Н. Арестова, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский,О.К.Тихомиров[9;11]),несколькопозднееккиберпсихологическойпроблематике добавляется и изучение компьютерной игровой деятельностичеловека (О. К. Тихомиров и Е. Е. Лысенко [132]; А.
Г. Шмелев, Ю. В. Фомичева,И. В. Бурмистров [136; 155]; Sh. Turkle [276; 277]) – в то время как самикомпьютерные игры (в наиболее примитивных своих формах) возникаютпрактически одновременно с первыми компьютерами.Уже в работе 1985 года Sh. Turkle [277] перечисляет возможные позитивныеи негативные последствия увлеченности компьютерными играми, такие какпсихологическаязависимостьотигр,формированиеспецифическиххарактеристик мышления, развитие зрительно-моторной координации; авторотмечает последствия для развития идентичности у детей и подростков, в болееглобальном плане – описывает формирование «компьютерной культуры»,- 45 -характерной для современного и будущих поколений.