Диссертация (Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии". PDF-файл из архива "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В28подтверждение этой идеи Е.Я. Басин приводит мнение Б.Е. Захавы, которыйвыделял в творчестве две способности: фантазию и воображение. Фантазиякомбинирует данные опыта, а воображение (оно же – эмпатия поЕ.Я. Басину) делает эти комбинации объектами чувственного переживания, врезультате чего актер ощущает себя действующим в качестве образа. Этоподтверждается и работами А.А. Мелик-Пашаева (1981), где было показано,что образ воображения формируется в сознании сразу в единственновозможной для него форме, у актеров – в виде выразительного действия.В работе Д.Н.
Абрамяна (1994) рассмотрены понятия «вчувствование»и «идентификация» применительно к различным видам искусств. При этомвторое понятие используется для раскрытия диалогических отношений впроцессе восприятия театрального искусства. Отсюда особый интереспредставляет психологический анализ механизмов идентификации и техличностных особенностей, которые способствуют его реализации.Подобный анализ с использованием концептуальных представленийтеории деятельности А.Н. Леонтьева был также проведен В.С. Собкиным вовторой половине 1970-х г.
(Собкин 1978, 1984) на материале лонгитюдногоисследования студентов-актеров ГИТИСа (мастерская народного артистаСССР О.П. Табакова). Исследовательская программа включала обследованиеабитуриентов по тесту Р. Кеттелла, которое проводилось перед третьимтуром вступительных экзаменов, затем повторно в конце первого курса,далеевконцекаждогопоследующегогодаобучения.Приэтоманализировались как индивидуальные данные испытуемых, так и средниегрупповые показатели. Кроме того, студенты были обследованы по тестамГ.
Айзенка и С. Розенцвейга в начале первого года обучения. Анализпрофилей основной и контрольной группы позволил выявить значимыеличностные параметры, на которые ориентируются педагоги при отборестудентов:холодныйреализм–чувствительнаясубъективность,интроверсия–экстраверсия, регулировка чувств – возбудимость. Другаялинияисследованияпредполагалавыявлениевзаимосвязеймежду29педагогическими оценками и личностными характеристиками студентов. Врезультате был выделен комплекс шкал теста Кеттелла, которые тесносвязаны с экспертными оценками педагогов: G+ (высокая нормативностьповедения), Q3+ (самоконтроль) и F- (сдержанность).
Сравнение профилейотчисленных и оставшихся студентов театрального института, проведенноеВ.С. Собкиным, показало, что первые демонстрируют более высокиезначения по фактору L+ (подозрительность). Автор интерпретирует это какпоказатель затрудненного контакт между педагогом и неуспешнымстудентом, а также указывает на то, что отчисленные учащиеся невоспринимают педагогические влияния как полезные для себя, тяжелопереносят критику.
По итогам лонгитюдного исследования В.С. Собкин(1984) провел анализ взаимосвязей личностных параметров и структурныхособенность этих взаимосвязей с помощью факторного и кластерногоанализа. Кластерный анализ личностных профилей студентов по четыремгодам обучения показал, что степень близости индивидуальных профилейпри переходе на старшие курсы увеличивается. Это говорит о том, чтоизменения личности происходят в определенном направлении, задаваемомособенностямипрофессиональнойдеятельности:складываетсяособаяструктура личности как субъекта деятельности.Основные моменты описанного исследования в общих чертах былиповторены в работе А.И.
Савостьянова (1997) при обследовании студентовактерского факультета ГИТИСа, обучавшихся под руководством народнойартистки СССР Г.Б. Волчек в 1988–1993 гг. В целом им были полученысхожие результаты по тесту Р. Кеттелла, что позволило А.И. Савостьяновуразработать программу психокоррекции, направленную на улучшениеадаптации студентов.Масштабное лонгитюдное исследование творческих способностей вконтекстеактерскойдеятельностибылотакжепроведеноН.В. Рождественской (2005).
Она выделила несколько составляющихпрофессионального мастерства актера: общие творческие способности30(интеллект, творческая самостоятельность, восприимчивость к зрительскиможиданиям,эмоциональнаявыразительность,творческаяволя),выразительные способности (обаяние, внешние данные, заразительность,убедительность, «манкость», темперамент). Активность и сила психическихпроцессов у актеров предполагает развитую наблюдательность, зрительную,двигательную и эмоциональную память, психомоторику (кинестетическоечувство), а также высокую эмоциональную возбудимость в ситуациипредлагаемыхобстоятельств,переживанием,итакиеспособностьспецифическиеуправлятьитрудносценическимдиагностируемыехарактеристики, как артистический такт и чувство меры (Рождественская,2005).
С точки зрения Н.В. Рождественской, творческую одаренность следуетпонимать как способность к саморегуляции, стрессоустойчивости, гибкостии пластичности при постановке и реализации целей и задач. По результатамлонгитюдногоисследованияличностныхособенностейактеров,проведенного Н.В. Рождественской на базе ЛГИТМиК, выявлена значимостьдля успешного освоения актерской профессии таких характеристик, какэмоциональная чувствительность и гибкость, внутренняя свобода, эмпатия,независимость, артистичность, общительность, новаторство, социальнаясмелостьиспособностьработоспособностьиволевоексаморегуляцииповедение).Кроме(понимаемаятого,покакданнымисследований Н.В.
Рождественской (2005), личностная напряженность (или«фрустрация»)вбольшейстепениспособствуеттворческомусамовыражению актеров, нежели препятствует.Врядеискусствоведческихработпредпринятыпопыткипсихологического анализа специфики актерского тренинга (Грачева, 2005),влияния театральной школы на развитие актерских способностей (Кошевая,2009), дана характеристика игровой природы актерского творчества какособого предмета театральной педагогики (Панкратов, 1992) и др.Собственнопсихологическиеисследованияактерскоготворчестванаправлены на исследование взаимосвязи между развитием эмпатии и31актерским тренингом (Бенеш, 2007), на изучение формирования Я-концепциибудущих актеров (Попова, 2004; Фишман-Борисов, 2005) и особенностей ихпрофессионального становления (Галкина, 2011).
Значительный вклад наэтомэтапебылсделанА.Л. Гройсманом(1984,2003,2007),подруководством которого проводились работы по изучению мотивационныхособенностей личности и профессиональной деятельности студентов-актеров(Малевский, 1998; Росляков, 1992).В экспериментальных исследованиях А.Л. Гройсмана (Гройсман, 2003;2007),посвященныхличностнымособенностямстудентов-актеровиспользовались такие классические личностные методики, как тест СМИЛ(по Л.Н.
Собчик) и опросник Кеттелла 16 PF. Было показано, что актерамсвойственны следующие личностных характеристик: экстравертированность,коммуникабельность, взрывной темперамент. При этом сравнительныеанализ личностных профилей по тесту Кеттелла 16 PF для актеров ирежиссеров не выявил значимых различий между этими двумя подгруппамипо шкалам, выявляющим творческие способности. И у актеров, и урежиссероввоображенияотмеченывысокие(шкалаинициативностиМ),(шкалазначения«свободыQ1).Припоказателейтворческогоотшаблона»,новаторства,этомизучениеособенностейэмоционального фона актеров и режиссеров показало, что актерам в большейстепенисвойственнаяэмоциональнаяподвижностьивозбудимость,заразительность и доверчивость (Гройсман, 2003; 2007).Интереснымипредставляютсярезультаты,полученныеА.Л.
Гройсманом при изучении акцентуаций у актеров. Так, отмечено, чтоорганические и психотические нарушения отмечались у испытуемых крайнередко, тогда как лица с определенными типа акцентуаций характеравстречались достаточно часто. У 35% обследованных были обнаруженыакцентуации по экспрессивному типу, у 33% – по истерическому. Учитываясложностьпрофессиональнойэмоциональнымидеятельностипереживаниями,высокойактера,связаннойподвижностьюснервных32процессовиразвитойакцентуациях,эмпатией,А.Л.
Гройсманоматакжебылаполученныеразработанаданныеобпрограмма,способствующая улучшению адаптации актеров к профессиональнойдеятельности. В нее вошли такие психокоррекционные методики, какаутогеннаятренировка,дидактическаяпсихотерапия,гипносуггестия,групповая психотерапия и психодрама. В качестве основных целей такоговоздействия автор обозначал «изменение самопрезентации, смещениеиндивидуальныхаспектовсамовосприятия»,атакжеразвитие«самодиагностики и нивелирования негативных личностных особенностейзаострения характера и акцентуации; развитие коммуникативных навыков иобеспечение профессиональной техники общения актеров, тренировкимежличностной чувствительности восприятия себя как психофизическогоединства» (Гройсман, 2007, с.
110).ВисследованииА.Ф. Рослякова(1992),выполненномподруководством А.Л. Гройсмана была предложена батарея методик, в томчисле многофакторный опросник для исследования личности (СМИЛЛ.Н. Собчик) и ряд клинических методик (корректурная проба, обобщениенезависимых характеристик и др.), направленных на изучение внимания,памяти, работоспособности и психодинамики. В результате обследованиястудентов ГИТИСа было выявлено четыре типа мотивационных профилей иихстатистическизначимыевзаимосвязисобщетипологическимиособенностями личности (акцентуациями).