Диссертация (Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии". PDF-файл из архива "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Бодровым (2001), врезультате было выделено 7 различных периодов:1. Зарождение профессиональных интересов и склонностей у детей подвлиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебныхпредметов.502. Формирование профессиональных намерений, в результате чегопроисходит выбор профессии. Также этот период автор обозначил как«оптация». В данном случае, отличительными особенностями социальнойситуацииразвитияявляютсяформированиепознавательныхипрофессиональных интересов, жизненных планов и перспектив.
Ведущаядеятельность – учебно-профессиональная. Профессиональная активностьличности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливопроявляется в решении вопроса о выборе профессии.3. Освоение профессии. Социальная ситуация характеризуется новойролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями вколлективе,гражданскимбольшейсоциальнойсовершеннолетием.профессионально-познавательная,независимостью,Ведущаяориентированнаяполитическимдеятельностьнаи—получение,конкретной профессии.4.
Профессиональная адаптация. Социальная ситуация предполагаетвхождение индивида в новую систему отношений в рабочем коллективе,освоение новой социальной роли, социально-экономических условий ипрофессиональныхотношения.Ведущейдеятельностьюстановитсяпрофессиональная.5. Стадия первичной профессионализации. Человек все большепогружается в профессиональную среду, реализация профессиональнойдеятельности становится более свободной и оптимальной для индивида.
Этоведет к формированию новой системы отношений личности к окружающейдействительности и к самой себе. Профессиональная деятельность при этомхарактеризуется индивидуальными личностно сообразными технологиямивыполнения.6.Дальнейшеетехнологийповышениевыполненияквалификации,деятельности,индивидуализациявыработкасобственнойпрофессиональной позиции, высокое качество и производительность трудаприводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на51которомпроисходитстановлениепрофессионала.Наэтойстадиипрофессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень еепроявления становится более индивидуальным и зависит от психологическихособенностей личности.7. Завершающий этап – стадия профессионального мастерства –характеризуется высоким уровнем творческой и социальной активностиличности,продуктивностьпрофессиональнойдеятельности.Профессиональная активность на этом этапе проявляется в поиске новых,болееэффективныхспособоввыполнениядеятельности,измененииустоявшихся взаимоотношений с коллективом, переход к наставничеству.Отмечается, что на данную стадию выходит лишь часть работников,отличительными чертами которых являются выраженный творческийпотенциал, потребность в самоосуществлении и самореализации.Рассматривая особенности профессиональной социализации важнообратить внимание на психологические аспекты совместной творческойдеятельности актеров, поскольку она является основной формой организациикак учебного процесса, так и последующей профессиональной деятельности.На роль совместности указывал К.С.
Станиславский, говоря о том, чтоколлективное творчество, на котором основано актерское искусство«обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершаютпреступление не только против своих товарищей, но и против самогоискусства, которому они служат» (Станиславский, 1981, с.6)Режиссер и педагог А.В. Эфрос, обобщая свой профессиональныйопыт, зафиксировал тенденцию к образованию неофициальных творческихгрупп внутри одного театрального коллектива.
Это связно в том числе, сработой различных режиссеров в одном коллективе, где каждый из нихвоплощает свои творческие замыслы. Вокруг наиболее талантливых иинтересных профессионалов в этой сфере складываются своеобразные«кружки», состоящие, в первую очередь, из актеров, близких по духу иотношению к профессии. А.В. Эфрос пишет об этом так: «актер должен, как52ручеек, искать свое художественное течение, свои 15-16 творческих друзей исвоего режиссера, с которым он может объединиться, даже если этотрежиссер и не будет главным»Понятие «совместная деятельность» является одним из важнейших всоциальной психологии, его экспериментальное изучение было начато в 60-хгг.
ХХ века, а в 80-е гг. оно приобрело статус самостоятельного объектанаучного исследования (Журавлев, 2005).А.Л. Журавлев«организованнуюопределяетсовместнуюсистему активностидеятельностьвзаимодействующихкакличностей,направленную на целесообразное производство (воспроизводство) объектовматериальной и духовной культуры» (Журавлев, 2005 с.87), и выделяет рядпризнаков,отличающихданнуюкатегорию.Во-первых,совместнаядеятельность предполагает пространственное и временное соприсутствие ееучастников, что обеспечивает возможность их контакта друг с другом ивозможности взаимной перцепции. Во-вторых, совместная деятельностьпредполагает наличие единой цели (предполагаемого результата), котораяотвечает общим интересам участников и способствует удовлетворению ихпотребностей.
В-третьих, как правило, процесс совместной деятельностиуправляется руководством, которое может быть представлено одним илинесколькими участниками деятельности, имеющими особые полномочия(староста группы, ведущий специалист, начальник отдела и т.п.). Вчетвертых, содержание совместной деятельности, как правило, распределеномежду участниками, в зависимости от характера задач, средств и условий ихрешения, уровня квалификации исполнителей и т.д. В этой связи важноотметить взаимозависимость участников совместной деятельности, котораяможет проявляться либо в конечном продукте (в этом случае, индивидыработают параллельно и не зависят от последовательности действийпартнеров), либо в процесс реализации деятельности (в таком случаеисполнители должны одновременно или в строгой последовательностивыполнять необходимые операции).
И, наконец, совместная деятельность53ведет к возникновению межличностных отношений, построенных на базепредметнозаданныхфункционально-ролевыхвзаимодействийиприобретающих со временем относительно самостоятельный характер.Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности,межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на еепроцесс и результаты (Журавлев, 2005).Л.И. Уманский (2001) выделял три типа совместной деятельности.Первый – совместно-взаимодействующий – предполагает обязательноеучастие каждого члена коллектива в решении общей задачи, эффективностьгрупповой работы в этом случае в равной степени зависит от деятельностивсех участников. Второй тип – совместно-последовательный – описываетспособ создания продукта, при котором участники группы включаются вработу последовательно, в разные временные промежутки. При реализациитретьего типа – совместно-индивидуального – взаимодействие междуучастниками группы сведено к минимуму, поскольку каждый выполняетсвой объем работы не зависимо от других, при этом исполнителейобъединяет общий предмет труда.ИсследователисовместнойдеятельностиН.И.
ПоливановаиИ.В. Ривина (1996) выделяют три принципа наиболее эффективных принципаорганизациисовместнойдеятельности,которыеразрабатывалисьвразличных психологических исследованиях.Первый принцип «индивидуальных вкладов» представлен в работахГ.М. Андреевой (2005), А.М. Матюшкина (1982), А.В. Петровского (1982),Я.А. Пономарева (1981) и др. и раскрывает преимущества совместногорешения задач по сравнению с индивидуальным. При этом учитываютсяинтеллектуальныеиличностныеособенностичленовгруппы:общительность, самостоятельность, уровень знаний, креативность, характеротношений. Отмеченная в ряде работ большая эффективность групповогорешениязадачобъясняетсяисследователямичерездополнениеисуммирование усилий участников группы.54Второй – «позиционный» – принцип разрабатывался применительно ксовместной деятельности учащихся разных возрастов и основан навыявлении и противопоставлении различных взглядов учеников в групповойработе.
Данный принцип является эффективным, поскольку провоцируетдискуссию, в ходе которой неизбежно происходит сопоставление иобсуждение различных точек зрения, что, впоследствии приводит группу нетолько к оптимальному решению задачи, но и к более четкому пониманиюсодержанияпроблемы.ВработахГ.А. Цукерман(1983)изучалисьособенности сотрудничества младших школьников друг с другом, врезультате было показано, что наиболее продуктивным такое взаимодействиеявляется в ситуациях «полусамостоятельности», когда помощь взрослогонеобязательна или неполезна по разным причинам. С.Ю. Курганов (1989)указывает на такой вариант позиционного взаимодействия, когда учащиесявыступают равноправными собеседниками с учителем при обсуждениинеоднозначных проблем или явлений. Несмотря на очевидные трудности вреализациитакогометодадляучителя(наличиевысокогопрофессионального мастерства, креативности и т.д.), подобные урокидиалогиспособствуютпродуктивномуформированиюуучащихсясобственного мировоззрения.
В целом работы, посвященные позиционномупринципу, раскрывают цели учебного сотрудничества детей, уточняютпсихологическуюфункциюкооперациивформированииучебнойдеятельности.Третий принцип, обозначенный как содержательный, предполагаетвключение в учебную деятельность учащихся специальных моделейсовместной деятельности и различных учебных действий. Как показано вработах В.В. Рубцова (1989), в результате реализации подобного подхода вседействия детей оказываются направлены с одной стороны на предметусвоения, а с другой – на других участников группы.
При организациисовместной деятельности группы учитель, по сути, задает способыкоординирования и согласования действий каждого участника группы, что в55итогеспособствуетстимулированиюрефлексии,планирования,моделирования и других составляющих учебной деятельности, а такжеоказывает общее положительное влияние на психическое развитие детей.В целом эффективно организованная совместная учебная деятельностьприводит к развитию учащегося, проявляющемуся в возникновении деловогосотрудничества и предметно-содержательного общения; появлении общихцелей деятельности; развитии процессов взаимопонимания и коммуникации,характеризующемся преодолением эгоцентризма собственного действия иформированием умений к содействию и сотрудничеству (Поливанова,Ривина, 1996).Т.Ю.
Базаров (2002) замечает, что совместное творчество способствуетпоявлению новых идей в команде, а также позитивно сказывается нарезультате деятельности группы. При этом одной из важных составляющихуспеха ее работы является общность ценностных ориентаций всехучастников.А.И. Савостьянов(2007),рассматриваявопросыорганизациитеатральных коллективов, приходит к выводу о том, что в творческойдеятельностиосуществлятьсясовместнаясработаминимальнымучастниковколлективаадминистрированиемиможетвнешнимуправлением.