Диссертация (Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии". PDF-файл из архива "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение«Институт управления образованием Российской академии образования»Центр социологии образованияНа правах рукописиЛыкова Татьяна АнатольевнаДИНАМИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХОСОБЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯАКТЕРСКОЙ ПРОФЕССИИ19.00.05 – Социальная психология (психологические науки)Диссертацияна соискание ученой степеникандидата психологических наукНаучный руководитель:доктор психологических наук,профессор, академик РАО Собкин В.С.Москва – 20171СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕГлава 1. Теоретические предпосылки исследования социальнопсихологических особенности студентов-актеров в процессепрофессиональной социализации1.1.
Личность актера в театральной практике1.2. Проблемаисследованиясоциально-психологическихособенностей актера1.3. Особенности профессиональной социализацииГлава 2. Исследование динамики социально-психологическихособенностей студентов-актеров в процессе профессиональнойсоциализации2.1. Гипотезы и программа исследования2.2. Особенности выборки2.3.
Социально-психологические особенности личности студентовактеров на этапе отбора в театральный колледж2.4. Динамика социально-психологических особенностей личностистудентов-актеров на первом году обучения2.5 Динамика особенностей личности студентов-актеров в течениевторого, третьего и четвертого годов обучения2.6.
Особенности реакций студентов-актеров на фрустрирующиеситуацииГлава 3. Социометрический статус студента-актера в группе и еговзаимосвязь с учебной успешностью и личностными особенностями3.1. Анализгрупповойсплоченностииособенностейсоциометрических выборов студентов театрального колледжа3.2. Взаимосвязь внутригрупповых социометрических статусов наразных этапах обучения в театральном колледже3.3. Взаимосвязьсоциометрическогостатусаиличностныхособенностей у студентов театрального колледжаЗАКЛЮЧЕНИЕБИБЛИОГРАФИЯПРИЛОЖЕНИЕ3121220415858626782971081241291331391531551712ВведениеАктуальность исследованияПрофессиональноестановлениечеловекатесносвязаносеголичностными изменениями. Особый интерес представляют творческиепрофессии, предполагающие более тесную, по сравнению с другими видамидеятельности, взаимосвязь личностных особенностей и профессиональнойуспешности.
Актерская деятельность, помимо своего творческого характера,является уникальной, поскольку ее главным инструментом выступаетличностьсамогоактера.Вработахмастеровтеатравзаимосвязипрофессиональных и личностных особенностей актера уделено достаточнобольшое внимание. Так, К.С. Станиславский, говоря об обязательныхусловиях сценического творчества и элементах духовной и физическойприроды артиста, акцентировал внимание на таких качествах, какнаблюдательность, широкий кругозор, творческая фантазия и воображение,характерность, сценическое обаяние, эмоциональная память, чувство правды,сценическое внимание и др.
М.А. Чехов особо подчеркивал значимостьобразного мышления для профессии актера, а также необходимость телеснойсвободы и раскрепощенности. Режиссер и педагог А.А. Гончаров называлискусство актера самым личным и самым субъективным из всех видовискусства. Основными качествами хорошего актера он считал сочетаниеталанта, опыта, ума, чувства времени и понимания жизни.Психологические исследования актерской деятельности рассматриваютширокий круг различных проблем, однако большинство работ сосредоточеновокруг проблемы перевоплощения, которая рассматривалась в работахБ.Г. Ананьева, Г. Вильсона, Л.С.
Выготского, Г.Г. Шпета, П.М. Якобсона.Процессперевоплощенияобъяснялсялибочерезфункциональныеособенности психики, в частности, явление установки (Л.Ш. Тальян,Р.Г. Натадзе), либо через общую организацию высшей нервной деятельности(С.Ю. Беренгард, В.Л. Дранков, В.И. Кочнев, П.В. Симонов). Многие работызатрагивают различные аспекты творческой актерской деятельности: природу3способностей(Д.А. Богоявленская,Б.М. Теплов),личностныеА.А. Мелик-Пашаев,особенностиактеровБ.Ф. Ломов,(А.Л.
Гройсман,Н.В. Рождественская, В.С. Собкин), вопросы профессионального обучения, вчастностипсихологические(М.Б. Александровская,составляющиеА.Л. Дубровская,актерскогоЛ.В. Грачева,тренингаН.Л. Бенеш),особенности формирования Я-концепции будущих актеров (Ю.И. Попова,М.Б. Фишман-Борисов), субкультуру актерской среды (Т.В. Пахомова),мотивационные характеристики личности и профессиональной деятельностистудентов-актеров(Е.В. Малевский,А.Ф. Росляков),социально-психологические особенности театральных конфликтов (Е.Н.
Мадонова),дезадаптивные состояний студентов-актеров (М.В. Скандаров) и другие.Важно отметить, что в большинстве перечисленных работ процессперевоплощения выступает в качестве способа интерпретации изучаемыхявлений, что подтверждает его центральное место в изучении актерскойодаренности.Вместе с тем, остается неизученным ряд вопросов, связанных сдинамикой профессионального становления актера, роли личностныхособенностей в этом процессе, а также взаимосвязи критериев, используемыхв театральной педагогике для оценки успешности обучения и развитияличностных характеристик учащихся.Основополагающим для данной работы является представлениеЛ.С. Выготского о перевоплощении как культурно обусловленном феномене,включенномконтекст.вопределенныйИсследованиявременнойактерскойсоциально-психологическийдеятельностипредполагаютучетособенностей театральной школы, эстетических принципов, определяющихсуществование соответствующего театрального направления, а такжесвоеобразиясоциокультурнойситуации,обуславливающейфункционирование театрального искусства.
В настоящей работе особенностиактерскойдеятельностиисоциально-психологическиетрансформации4рассматриваются в контексте современного театра школы переживания,реализующего принципы системы К.С. Станиславского.Изучениединамикисоциально-психологическихособенностейличности актеров целесообразно именно на этапе освоения профессии,поскольку психологические механизмы профессиональной деятельности иособенности актерского перевоплощения могут быть реально исследованы ипоняты именно в плоскости педагогической практики, поскольку здесь онивыступаютвнаиболееразвернутом(экстериоризированном)виде(В.В. Давыдов), обнаруживая основные линии своего становления.Уникальнуювозможностьосветитьвопросыдинамикипрофессионального становления актера дает лонгитюдное исследование,проведенное нами на базе Московского театрального колледжа подруководством О.П.
Табакова, в который ежегодно зачисляется 24 студента,окончивших 9 класс и прошедших жесткий экспертный отбор. Обучениеосновам профессиональной актерской деятельности происходит в течениечетырех лет, после чего большинство выпускников переходит работать вразличные театры.Актуальностьнастоящегоисследованияопределяетсявостребованностью доступного и качественного образования для одаренныхдетей, а также особой значимостью поддержки талантливых детей имолодежи, зафиксированной в Федеральной целевой программе развитияобразования на 2016-2020 гг.Целью исследованияявляетсяизучение динамики социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актерскойпрофессииОбъектисследованиясоциально-психологическиеособенностистудентов-актеровПредметисследованиядинамикасоциально-психологическихособенностей студентов театрального колледжа.5Гипотезы:1.Социально-психологическиеособенностистудентов-актероввключают творческую и социально-личностную составляющие.2.
Основные изменения социально-психологических особенностейстудентов-актеров происходятвтечениепервогогодаобучениявтеатральном колледже.3. Неуспешность в освоении актерской профессии связана соспецифическимвключающихнаборомличностныесоциально-психологическихособенности,характеристик,поведенческиереакцииихарактеристики социометрического статуса в группе.4. В процессе обучения в театральном колледже у студентовформируетсяособаяструктураличности,отражающаяособенностиэмоциональной сферы, лидерства и межличностного взаимодействия.5. Педагогическая оценка по актерскому мастерству влияет насоциометрический статус студента в сферах учебно-профессиональнойдеятельности и межличностного общения.6.
Социометрический статус студентов в учебной группе связан соспецифическими комплексами личностных характеристик, отличающихся накаждом этапе обучения.Достижение поставленной цели предполагает решение следующихзадач:Исследование личностных предпосылок к актерской одаренности;Изучениеличностидинамикистудентов-актеровсоциально-психологическихнаразныхэтапахособенностейобученияактерскойособенностейличностипрофессии;Выявлениесоциально-психологическихуспешных и неуспешных студентов в освоении актерской профессии;Анализ структурных трансформаций личности студентов-актеров впроцессе обучения в театральном колледже;6Исследование взаимосвязи педагогической оценки по актерскомумастерству и социометрического статуса студентов.Изучение особенностей социометрического статуса студентов-актерови его взаимосвязей с личностными характеристиками.Научная новизна работы. Впервые комплексно изучены социальнопсихологическиеособенностистудентов-актероввпроцессепрофессиональной социализации на материале лонгитюдного исследования.Выделены специфические личностные характеристики, определяющиенеуспешность в освоении актерской профессии, исследованы измененияструктуры личности студента-актера в процессе освоения профессии,охарактеризованы особенности социометрического статуса в творческомстуденческом коллективе и связанные со статусом личностные качества.Теоретико-методологическуюположенияосновукультурно-историческойЛ.И.
Божович,А.Н. Леонтьев,исследованияконцепцииД.Б. Эльконин),идеисоставляют:(Л.С.Выготский,В.В. Давыдоваоразвернутом характере деятельности в процессе обучения, научные труды,рассматривающие(Б.Г. Ананьев,Б.Ф. Ломов,психологическиеЕ.Я. Басин,П.В. Симонов,основыГ. Вильсон,актерскогоЛ.С. Выготский,Б.М. Теплов,Г.Г. Шпет,творчестваВ.И. Кочнев,П.М. Якобсон),исследования, посвященные изучению личностных особенностей учащихсятворческихвузов(А.Л. Гройсман,Н.В. Рождественская,В.С.
Собкин),работы по проблемам театральной педагогики (Б.Е. Захава, С.В. Гиппиус,А.А. Гончаров, Н.В. Демидов, П.М. Ершов, М.О. Кнебель, Г.В. Кристи,В.Э. Мейерхольд,С.А. Юрьев),К.С. Станиславский,исследованияО.П. Табаков,совместнойдеятельностиМ.А. Чехов,учащихся(А.И. Донцов, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), работы, посвященныеособенностям социализации подростков (Е.П. Белинская, О.А. Карабанова,М.Ю.