Диссертация (Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии". PDF-файл из архива "Динамика социально-психологических особенностей студентов в процессе освоения актёрской профессии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Смелянский, ректор Школы- Студииим. В.И. Немировича-Данченко при МХТ им. А.П. Чехова, заслуженный деятельискусств РФ, доктор искусствоведческих наук, профессор; М.Б. Борисов заслуженныйдеятель искусств РФ, профессор, зав. кафедрой мастерства эстрады РАТИ, кандидатпсихол. наук; С.И. Земцов, декан актёрского факультета, заведующий кафедроймастерстваактёра,доцентШколы-студииим. В.И. Немировича-Данченко;С.М.
Найдёнкин заведующий кафедрой философии и социально-экономическихдисциплин Школы-студии МХТ, доцент, кандидат философских наук; A.B. Дураевзаслуженный работник культуры РФ, доцент кафедры пластической выразительностиШколы-студии МХТ им. В.И. Немировича-Данченко; Е.П. Невежина работающийрежиссёр МХТа им. А.П. Чехова и Театра.doc.18профессиональных особенностей студентов-актеров все опрошенныетеатральные педагоги и режиссеры сошлись во мнении о недостаточнойпрофессиональнойподготовленностисовременныхвыпускниковтеатральных вузов.Таким образом, анализ представлений о личности актера втеатральной практике позволяет выделить достаточно широкий спектрособенностей, значимых для успешной профессиональной реализацииактера.Книмотносятся:восприимчивость,эмоциональнаячувствительность, воображение, телесная свобода и внешние данныеактера, способность к рефлекторной возбудимости, эмоциональнаяпамять, эмоциональное мышление, наблюдательность, смелость, умение«слушать» и «слышать», чувство правды, чувство меры, художественностьи другие.19Проблема1.2исследованиясоциально-психологическихособенностей актера.Предваряя обзор психологических подходов к проблеме личности итворчества актера отметим, что ряд видных театральных деятелей в своейработе опирались на современные им психологические теории.
Так,К.С. Станиславскийиспользовалнесколькоположенийконцепцииэмоциональной памяти и природы художественного воображения Т. Рибо,Ф.Ф. КомиссаржевскийопиралсянаидеиВ. Вундтаотворческомвоображении, в биомеханической системе В.Э. Мейерхольда прослеживаетсясвязь с теорией эмоций Джемса-Ланге, теория ролей Дж.
Морено легла воснову идеи «очуждения», разрабатываемого Б. Брехтом, театральнаяконцепция А. Арто базировалась на идеях З. Фрейда и К. Юнга.Специальномуизучениюпсихологическихаспектовактерскоготворчества предшествовали различные труды, связанные с попыткамипсихологического понимания искусства и творчества.С точки зрения классического психоанализа искусство являетсярезультатом сублимации – защитного механизма личности, направленного наэффективную утилизацию энергии либидо.
Таким образом, происходитчастичное удовлетворение первичных влечений, идущих от Ид, выраженноев символической форме. В образах искусства и продуктах творчества, сточки зрения основателя психоанализа З. Фрейда (2016), находят выражениеимпульсы и образы бессознательного.ВаналитическойдеятельностихудожникапсихологииК.Г. Юнганапрямуюсвязанапроблемастворческой«архетипическими»особенностями личности и «коллективным бессознательным» (Юнг, 1994).ВведенноеК.Г. Юнгомпредставлениеобэкстравертированнойилиинтровертированной направленности личности каждого человека напрямуюсвязано с особенностями творческой активности. Так, экстраверты в большейстепени склонны к активной генерации креативных идей под влиянием20внешних впечатлений и общения с другими людьми, тогда как интровертычаще оказываются более творчески продуктивными находясь в одиночестве.Согласно А.
Маслоу «первичное творчество» свойственно живым,любознательным, спонтанным людям, адекватно воспринимающим своюэстетическую ориентированность. Схожих взглядом придерживается иА.Кестлер, который полагает, что для творческой активности необходимоиметь «живое интуитивное воображение для новых идей, которые невыводятсядедуктивно,нополучаютсяпосредствомартистическоготворческого воображения» (Налчаджан, 1998, с.101).Французскийфилософ-экзистенциалистЖ.П.Сартрвкачествеосновного мотива художественного творчества рассматривал потребностьчувствовать свою значимость в обществе и мире в целом. Он также указывална необходимость задействовать в творческом процессе наиболее острыежизненные ситуации, связанные с экстремальным выбором, переживаниямистраха, досады, тревоги или отчаяния, так как они во всей полнотепредставляют трагизм человеческого существования и, одновременно,позволяют максимально почувствовать свободу (Сартр, 2001).В отечественной психологии одной из первых психологических работ,посвященных искусству, является «Психология искусства» Л.С.
Выготского(1988). В ней автор рассматривает методологические проблемы изученияискусства, критикует ряд актуальных концепций начала ХХ века, связанныхс пониманием и интерпретацией искусства («искусство как познание»А.А. Потебни, «искусство как прием» В.Б Шкловского и Б.М. Эйхенбаума ипсихоанализ З. Фрейда), а также приводит подробный разбор эстетическойреакции зрителя на примере анализа «Легкого дыхания» И.А. Бунина и«Трагедии о Гамлете» У. Шекспира.
Особое внимание Л.С. Выготскийуделяет ответу на вопрос о механизмах действия искусства, рассматривая егов разделе «искусство как катарсис»: «закон эстетической реакции один: оназаключает в себе аффект, развивающийся, в двух противоположныхнаправлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком21замыкании, находит свое уничтожение.
Вот этот процесс мы и хотели быопределить словом катарсис» (Выготский, 1988, с.272). В завершающей главе«Искусство и жизнь» Л.С. Выготский обращается к вопросу о назначенииискусства в жизни человека, называя его «важнейшим средоточием всехбиологических и социальных процессов личности в обществе», котороепризвано «уравновешивания человека с миром в самые критические иответственные минуты жизни» (Выготский, 1988, с.330).В другой работе, непосредственно посвященной психологии актера «Квопросу о психологии творчества актера» (1984) Л.С. Выготский с однойстороны, рассматривает актерскую деятельность сквозь призму психологиитруда,чтоподразумеваетпсихотехническийхарактерисследований,направленных на изучение отдельных сторон одаренности, составлениепсихологической профессиограммы и др. С другой стороны, Л.С.
Выготский,обсуждая «парадокс об актере» Дидро, обращает внимание на необходимостьрассматриватьвключеннуюпсихологиювактераопределенныйкакисторическивременнойобусловленную,социально-психологическийконтекст. Последний момент крайне важен, поскольку указывает нанеобходимость при исследовании актерской деятельности принимать вовнимание особенности той или иной театральной школы, эстетическиепринципы, определяющие существование соответствующего театральногонаправления,атакжесвоеобразиесоциокультурнойситуации,обуславливающей функционирование театрального искусства.
Культурноисторическая концепция Л.С. Выготского положила начало продуктивномуизучению психологии художественного творчества, сущности искусства,основанного на сочетании биологического и социального, эмоциональныхи рефлексивных подструктур.В 1936 г. Л.С. Выготский стал автором предисловия к монографииП.М. Якобсона «Психология сценических чувств актера», в которой былиобобщены результаты проведенного Академией художественных наукопроса актеров Москвы и Ленинграда.22Современник Л.С. Выготского философ и психолог Г.Г. Шпет уделялдостаточно большое внимание проблемам искусства, и, в частности, театра.ПолемизируясН.Н.
Евреиновым,Ю.И. Айхенвальдомидругимитеоретиками, он подчеркивал, что театр является полноправным исамостоятельным видом искусства, а актер – мало чем отличается от другиххудожников: также зависит от своего материала и подчинен ему.СодержаниемактерскогоискусствапоГ.Г. Шпетуявляется(2007)экспрессивность, понимаемая как способность выражения идеи с помощьюлица и характера. При это он критиковал натурализм в театре, считая, чтопри правильном формировании своей экспрессии актер на сцене будетсоблюдать достаточную меру, гармонию и вкус для того, чтобы зритель смогувидеть задуманную автором идею, образ.Ввиду особенностей исторической ситуации в России дальнейшееразвитие идей культурно-исторической концепции Л.С.
Выготского и другихнаправлений исследования психологии искусства и творческой деятельностистало возможным лишь в 60-70-х годах ХХ века. В этот период появляютсяразличные научные работы, посвященные изучению актерской деятельности.ИсключениемвданномслучаеявляетсяпионерскаяработаБ.Г. Ананьева «Опыт психологической трактовки системы Станиславского»,опубликованнаявК.С. Станиславского,систематизировать1941г.ивпервыенаписаннаяподпредпринявшегопрактикиактерскоговлияниемпопыткутрудовобобщитьискусства.иБ.Г.