Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
P.154.3929ВпониманииШ.Эйзенштадта,традицияэто-«застывшаясимволизация моделей социального строя и совокупности кодов, которыеочерчивают пределы ограничивающего культурного порядка, пределыучастия в нем, предписывают «адекватный» выбор целей и образцовповедения; традиция может также рассматриваться как модусы оценки, атакже санкционирования и легитимации всей целостности культурного исоциального порядка или любой из его частей»43.
Ш. Эйзенштадту удалось нетолько отразить в определении основные черты традиций – устойчивость,символический характер, значимость на уровне общества и поведенияиндивида, но и выделить целый ряд выполняемых ими функций –нормативно-регулятивную, интегрирующую и легитимирующую.Понятие «политические традиции» в литературе часто трактуется сакцентом на их исторической повторяемости и неизменности: ониинтерпретируются как «стороны, элементы целостного политическогопроцесса, которые воспроизводятся исторически на протяжении длительноговремени в одной и той же форме»44. Но межвременная преемственность,которую осуществляют политические традиции, отнюдь не являетсясинонимом неизменности и не исключает развития. Г.П. Артёмовым былосформулировано определение, согласно которому «политические традициипредставляют собой форму трансляции от поколения к поколениюполитическогоопыта,обычаев,представлений,норм,ценностей,институтов»45.
В этой трактовке отражается содержание и процессуальныйхарактер традиций, однако отсутствует указание на современную функциюпередаваемого опыта.43Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Modernity. New York, 1973. P.139.КоротецИ.Д.Политическиетрадиции//Политология.http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/236 (дата обращения: 05.09.2012).45Артёмов Г.П.
Политическая социология. М., 2002. С.79.44Словарь.М.,2010.URL:30На основе анализа изложенных выше интерпретаций понятия«традиция»,атакжеинтегральногоопределения,предложенногов«Новейшем философском словаре»46, для дальнейшего исследования мысформулировали следующее определение понятия «политические традиции»– это (1) форма закрепления исторически формирующегося и передающегосяот поколения к поколению значимого содержания социально-политическогоопыта, а также (2) механизм политико-культурной преемственности,включающий в себя сохранение, передачу и воспроизводство устойчивых иповторяющихся элементов этого опыта в новых условиях.Такоеопределение,какнампредставляется,отражаетисодержательную сторону политических традиций, которую мы раскроемчерез анализ их структуры, и их функциональное значение как структурногоэлемента политической культуры.
Для понимания традиций как целостногоявления интерес представляет не только то, что передается, т.е. сами объектынаследования, но и процессы функционирования наследия в новыхсоциально-политических условиях. Говоря о «политических традициях» вомножественном числе, мы стремимся подчеркнуть, что они являются немонолитным и неделимым, а внутренне дифференцированным образованием.В каждом обществе существует не одна традиция, а множество разныхтрадиций, одни из которых сохраняются в ходе исторического развития,другие же утрачивают свое значение, оставаясь только историческим фактом,и замещаются новыми традициями.С точки зрения содержания, политические традиции представляютсобой сложную систему, включающую различные элементы и имеющуюопределенную структуру.
О.А. Осипова отмечает, что «как и в культуре, втрадиции – ее составной части – аналитически можно выделить открытуюсторону, т.е. наглядную сторону деятельности, доступную для визуального46«Традиция (лат. traditio – передача, предание) – универсальная форма фиксации, закрепления иизбирательного сохранения тех или иных элементов социокультурного опыта, а также универсальныймеханизм его передачи, обеспечивающий устойчивую историко-генетическую преемственность всоциокультурных процессах». Абушенко В.Л. Традиция // Новейший философский словарь. Ростов-на-Дону,2008.
С.1047.31наблюдения, и скрытую, недоступную для непосредственного наблюдениясторону»47. Следуя за этой линией рассуждений, в системе политическихтрадиций так же можно выделить два структурных уровня. Во-первых, этоментальныйуровень,связанныйссознаниемиколлективнымбессознательным, к которому относятся политические мифы, символы истереотипы, формирующие определенный образ политической реальности ивласти, а также ценности и нормы, влияющие на мотивацию политическогоповедения.Во-вторых,поведенческийвуровень,структуруполитическихотражающийтрадицийисторическиевходитособенностивзаимодействия социально-политических субъектов между собой и сполитической системой.
На этом уровне традиции включают в себяопределенные образцы поведения, в том числе такие их специфическиепроявления, как обычай и ритуал.Кроме того, в структуре политических традиций можно выделитьтретий уровень – институциональный. Во многом он является производнымментального и поведенческого уровней, однако поднимаясь на уровеньполитической системы в целом можно говорить о существовании особых –обобщенных–традицийосуществленияираспределениявласти,взаимодействия ее ветвей, а также властных отношений между государствоми обществом. Именно на этом уровне наиболее явно прослеживаетсязначение политических традиций как элемента политико-культурногоконтекста,обусловливающегоспецификусоциально-политическихпроцессов в конкретных условиях места и времени.В основании политических традиций лежат архетипы – самые общие иуниверсальные первообразы, связанные с коллективным бессознательным,которое выступает отражением опыта прежних поколений в структурепсихики.
Для политики важное значение имеют архетип «отца», архетипы«мы – они», «свой – чужой». При этом архетип – это некая форма, «пустой47Осипова О.А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985. С.50.32формальный элемент»48, поэтому его неверно отождествлять с какими-токонкретными образами и сюжетами. Действие архетипа проявляется в«тенденции формирования этих представлений вокруг одной центральнойидеи: представления могут значительно отличаться деталями, но идея,лежащая в их основе, остается неизменной»49. При наполнении архетипа, какчистой формы, политическим содержанием, он конкретизируется в видеполитических мифов.Политический миф, коррелирующий с архетипами коллективногобессознательного, является специфическим структурным элементом системытрадиций.Политическиймиф–«этоархетипическаяконструкция,спроецированная в сферу самоорганизации общества или народа»50.
Внациональной политической мифологии можно выделить следующиесоставляющие: мифы о власти (о «добром царе», о «сильной руке»), мифы огерое-избавителе, мифы о «золотом веке», мифы идентификации (об общемпроисхождении или связи с определенной территорией), военные мифы и т.д.Дж. Армстронгом было предложено понятие «мифомотор», котороеобозначает «конституирующий миф какой-то общности, объясняющий иоправдывающийсуществование»51.ееНапример,вструктуреконституирующего мифа русской имперской власти он выделил следующиеэлементы: собирание русских земель, сохранение наследия Византии, защитаправославнойверыиощущениесвоейизбранностииособогопредназначения.Миф апеллирует к чувствам и эмоциям человека, поэтому можетпоказаться,чтовсвязисрационализациейполитическойжизниполитические мифы утрачивают свое значение.
Но в действительностисоциально-политические48процессыпронизаныстихийныммассовымГуревич П.С. Политическая психология. М., 2008. С.412.Там же.50Кольев А.Н. Политическая мифология: реализация социального опыта. М., 2003. С.75.51Цит. по: Коротеева В.В. Этнические символы и символическая природа этничности: концепции Дж.Армстронга, Э. Смита и Э. Хобсбаума // Ценности и символы национального самосознания в условияхизменяющегося общества. М., 1994. С.40.4933мифотворчеством, в котором переплетаются элементы традиционных мифови современности.
Личные соприкосновения человека с миром политикифрагментарны и ограничены, поэтому создавая его целостный образ, человекупрощает и дополняет действительные связи между явлениями. Мифы, каксоставляющаяполитики,объясняют«художественно-образнойсуществующийрационально-иррациональнойпорядоквформе»52,оправдывая или, наоборот, критикуя. Тем самым они накладываютотчетливый отпечаток на национальное политическое сознание.Неотъемлемой составляющей структуры политических традицийявляются политические символы, условно выражающие определенные идеи иценности социальной общности. Благодаря национальным политическимсимволам (прежде всего, это флаг, герб и гимн), являющимся необходимымиатрибутаминационально-государственнойидентификации,происходитинтеграция политической системы и нации в целом.
Они не толькоолицетворяют общность, но и сигнализируют об отличии нации от других. Вкачестве других символических форм можно рассматривать историческиеназвания, титулы, церемонии и даже здания (например, Кремль, Белый Дом,Вестминстерский дворец и т.д.).Символ характеризуется такими свойствами, как многозначность,комплексность связанных с символом ассоциаций и открытость для введенияновых смыслов. Любой символ имеет множественную смысловую структуру,«настолько сложную в каждом данном случае, насколько широко данныйсимвол был исторически задействован в различных смысловых системах»53.Многоаспектность символов позволяет даже по-разному мотивированнымгруппам и индивидам ориентироваться на один и тот же символ, опираясь наего различные значения. Чем сложнее социальная дифференциацияобщества, тем больше вероятность, что национальные символы окажутсясложны на уровне значения и будут включать в себя широкий спектр52Баталов Э.Я.
Политическая культура современного американского общества. М., 1990. С.172.Кузнецов И.М. Исследование символов в системе национального самосознания (к постановке проблемы) //Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. С.35.5334означаемых феноменов. Благодаря этому ключевые символы, многозначныепо своей природе, запускают механизмы консолидации в массовом сознании.Формавыражениясимволов,обеспечивающаякультурнуюпреемственность, скрывает динамичное содержание, которое определяетсякак историческими фактами, так и характером текущей политическойситуации. Например, российский герб – двуглавый орел – изначальносимволизировал преемственность московских царей с линией византийскихправителей, современное же его изображение восходит к петровской эпохе.Бело-сине-красный триколор исторически был учрежден Петром I как флагторгового флота, однако в 1991 г.
приобрел легитимность именно как символ«новой» России. В обновленном государственном гимне РФ, несмотря наизменение слов, сохранена мелодия гимна Советского Союза. Такимобразом, современная российская государственная символика отражаетпреемственность и с московским, и с имперским, и с советским периодамиистории страны.В структуру политических традиций входят политические стереотипы– разновидность социальных стереотипов, в которых объекты политическойреальности предстают схематизированным и упрощенным образом свыраженной эмоциональной составляющей. Стереотип – это простой, апотому легко интериоризируемый образ различных политических институтовили лиц, их олицетворяющих, представителей национальных и религиозныхгрупп и т.д. Например, стереотипом российской политической культурыявляется образ чиновника – ограниченного бюрократа и мздоимца,пресмыкающегосяпередначальствомиунижающегонижестоящих.Подобные стереотипные образы нашли отражение и в русской литературе –в пьесах Н.В.