Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 4
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Властный ресурс всовременной России остается одним из основных источников формированияэкономического капитала, что мотивирует субъектов властной вертикали насохранение действующего политического режима, а не на продвижениесоциально-политических преобразований.6.Изменение системы властных отношений возможно через развитиепотенциала гражданского общества, способного осуществлять контроль наддеятельностьюсоответствующейгосударственно-бюрократическихгражданскойполитическойструктур,культуры.иПолитическаякультура современной России имеет фрагментированный характер, сочетаядва типа политических субкультур: традиционалистского большинства(около 70%), воспроизводящего устойчивые черты российского политикокультурного «генотипа» (государственно-патерналистские и пассивноподданнические ориентации) и гражданского меньшинства (25-30%),социальную базу которого составляет часть молодежи и городского среднегокласса.7.Это свидетельствует о качественных изменениях в российскойполитической культуре, ограниченный количественный и территориальныймасштаб которых объясняется тем, что государство не в полном объеме14выполняет свои функции по обеспечению социально-политических иправовых условий для развития гражданского общества.
Дальнейший ростгражданскогопотенциалатребуетсистематическойгосударственнойполитики, направленной на обеспечение правового равенства граждан,снижение остроты социального неравенства, поддержку малого и среднегобизнеса как социальной базы среднего класса, а также на расширениеканалов коммуникации между обществом и властью.Теоретической и методологической основой исследования являютсятруды зарубежных и отечественных авторов, в которых непосредственно илив связи с анализом различных аспектов политического процесса исследуетсявлияние исторического опыта, особенностей менталитета, устойчивыхценностных ориентаций и поведенческих установок на функционированиеполитическихсистем.Вширокомпланетеоретическойосновойдиссертационного исследования можно считать теорию политическойкультуры.Методологическую основу исследования составляет совокупностьподходовкизучениюполитическихсистемимеханизмовихфункционирования.
В диссертации используются методы структурнофункционального,системногоисравнительно-историческогоанализа.Специфика темы исследования потребовала использования политикопсихологического подхода, который дает возможность анализа процессовполитической социализации и формирования политического сознания.Эмпирическую основу исследования составил вторичный анализобщероссийскихмониторинговыхисследованийсоциокультурнойисоциополитической динамики, проводимых ИСПИ РАН и ИС РАН17, а такжеданных опросов общественного мнения ВЦИОМ и Левада-центра18.17Левашов В.К.
Социополитическая динамика российского общества (2000 – 2006). М., 2007; Горшков М.К.Российское общество в условиях трансформации: мифы и реальность (социологический анализ). 1992 –2002. М., 2003; Свобода. Неравенство. Братство: социологический портрет современной России / под общ.ред. М.К. Горшкова. М., 2007; Российская идентичность в социологическом измерении / Аналитическийдоклад ИС РАН. М., 2007; Готово ли российское общество к модернизации? / под ред. М.К.
Горшкова, Р.Крумма, Н.Е. Тихоновой. М., 2010; Горшков М.К. Российское общество как оно есть: (опытсоциологической диагностики). М., 2011; Двадцать лет реформ глазами россиян: опыт многолетних15Теоретическая и практическая значимость диссертационногоисследования определяется тем, что содержащиеся в ней основныеположения и выводы уточняют и расширяют сферу научных представлений ополитических традициях и их влиянии на механизмы функционированияполитических систем. Материалы исследования могут найти применение приподготовке лекций и специальных курсов по проблемам политологии,политической социологии, сравнительной политологии и социологииполитической культуры. Результаты исследования могут быть использованыв дальнейшей научно-исследовательской работе по изучению политическихтрадиций как в теоретико-методологическом, так и прикладном аспектах.Апробациярезультатов.Диссертациябылаобсужденаирекомендована к защите на заседании кафедры политологии и социологииполитических процессов социологического факультета МГУ им.
М.В.Ломоносова. Основные положения диссертационного исследования прошлиапробацию на Международной конференции студентов, аспирантов имолодыхученых«Ломоносов»(Москва,2011,2012,2013гг.),иВсероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» (Москва, 2011г.), по результатам которых были опубликованы тезисы докладов. Авторомопубликованы три печатные работы в рецензируемых научных журналах«Социология»,«ВестникМосковскогогосударственногоуниверситетакультуры и искусств» и «Современные исследования социальных проблем(электронный научный журнал)», рекомендованных ВАК РФ для публикацииосновных научных результатов диссертаций на соискание ученой степенидоктора и кандидата наук.
Общий объем публикаций автора составил 1,7печатных листа.Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,содержащих по три параграфа, заключения и библиографии.социологических замеров / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, В.В.
Петухова. М., 2011; О чем мечтаютроссияне: идеал и реальность / под ред. М.К. Горшкова, Р. Крумма, Н.Е. Тихоновой. М., 2013.18От Ельцина до Путина: три эпохи в историческом сознании россиян. М., 2007; Общественное мнение –2010 / сост. Н.А. Зоркая. М., 2011; Общественное мнение – 2011 / сост.
Н.А. Зоркая. М., 2012; Общественноемнение – 2012 / сост. Н.А. Зоркая. М., 2012.16ГЛАВА I. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИКАК ОБЪЕКТ ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА§1.1 Понятие, структура и основные концептуальные подходы кисследованию политических традицийОбщество представляет собой не только пространственное, но ивременнόе единство: прошлое общества влияет на его настоящее и помогаетпрогнозировать возможное будущее. Именно при исследовании влиянияпрошлого на современность мы сталкиваемся с явлением традиций.Благодаря традициям осуществляется социокультурная преемственность вразличных сферах общественной жизни: можно говорить о религиозных,нравственных, правовых, политических традициях, традициях в сфереискусства и т.д.
Следовательно, традиции, как универсальный механизмсохранения и передачи накопленного опыта от поколения к поколению,представляют собой неотъемлемую составляющую каждой из подсистемобщества, а также важный фактор их исторического развития.Однако разнообразие форм существования и проявления традиций, техфункций, которые они выполняют в обществе, создает необходимостьспециального анализа традиций, действующих в отдельных сферах, в нашемслучае - в сфере политики. Политические традиции входят в общую системусоциокультурных традиций, выступающих по отношению к ним как родовоепонятие. Поэтому политические традиции обладают рядом признаков,присущих всем традициям. Такими сущностными чертами являютсявременнáя длительность и относительная устойчивость.
Говоря о традициях,мы имеем в виду не весь предшествующий исторический опыт, а только егонаиболее устойчивые и воспроизводимые на протяжении длительногопериода времени элементы.В то же время политические традиции имеют отличительныеособенности,обусловленныесферойихфункционирования.Такой17специфической характеристикой является их неразрывная связь с феноменомвласти, т.к. сама политика – это отношения социальных и политическихсубъектов по поводу использования публичной власти. В политическихтрадициях кристаллизуются исторически складывающиеся представлениялюдей о свободе, социальной справедливости, равенстве, роли государства вобщественнойжизниит.д.Ониотражаютзначимыйсоциально-политический опыт нации, формирующийся в результате длительного иустойчивоговоздействияприродно-географических,социально-экономических, этнических, культурных и религиозных факторов.
Нодоминирующееисторическиевоздействиеособенностинаполитическиегосударственноститрадицииоказываютконкретнойстраны,закладывающие своеобразное восприятие, понимание и отношение к власти.Особенности исторического развития, закрепленные в социальнополитическом опыте нации, оказывают значимое влияние на текущиеполитическиепроцессы,которыесовременнымустройствомневозможнополитическойобъяснитьсистемы.толькоИсторическинакопленные и передаваемые от поколения к поколению ценности, нормы,ментальные и поведенческие стереотипы, входящие в систему политическихтрадиций, включены в процессы формирования политических ориентаций имотивации политического поведения индивидов и социальных групп. Темсамым традиции выступают неотъемлемой частью «субъективной» стороныполитики–политическойполитико-культурногосистемы.контекстаОсобое значениефункционированиятрадицииприобретаютнапереходных этапах в развитии общества, способствуя или, наоборот,препятствуя социально-политическим изменениям.В современной политической науке признается то влияние, котороетрадицииоказываютметодологическаянатекущиеразработанностьполитическиесамогопонятияпроцессы,но«политическиетрадиции», содержательных и функциональных сторон данного явления не вполной мере соответствует частоте его употребления в научной и18публицистическойлитературе.Приходитсяконстатировать,чтополитические традиции редко становятся самостоятельным предметомнаучного изучения.
Чаще указанная проблематика разрабатывается вконтексте более общих вопросов политической науки, главным образом, висследованияхполитическойкультуры.Этозатрудняетвыделениеотдельных концептуальных подходов к исследованию именно политическихтрадиций, поэтому их методологический анализ, на наш взгляд, требуетпривлечения политико-философских и социологических концепций, вкоторых рассматривается проблема социокультурных традиций в целом и ихвзаимосвязь с процессами социально-политического развития.В европейской мысли Нового времени начало осмыслению природытрадиций и их роли в общественной жизни было положено в эпохуПросвещения (XVII – XVIII вв.). В основе философии Просвещения лежалрационализм - идея разума, свободного от давления традиции, и вера ввозможность переустройства общества на основе рационально познанныхзаконов.
В то же время деятели Просвещения не столько выступали «противтрадиции как таковой, сколько против определенной традиции, а именнонепосредственнопредшествующей»19,т.е.традицииевропейскогоСредневековья. При этом они апеллировали к другой традиции – античности:например, Афины и Рим служили образцами идеи республики. ФилософияПросвещениябылаантитрадиционнойтолькопоотношениюксредневековому прошлому, а не направленной против традиций вообще.
Так,Ш. Монтескье в работе «О духе законов» (1748 г.) обосновывал, что законыкаждого государства должны находиться в соответствии со свойстваминарода, формирование которых происходит под влиянием климата игеографии страны, религии, образа жизни, численности и богатстванаселения и т.д.19Гофман А.Б. Теории традиции в социологической традиции: от Монтескье и Бёрка до Макса Вебера иХальбвакса // Традиции и инновации в современной России: социологический анализ взаимодействия идинамики.
М., 2008. С.64.19Великая Французская революция 1789 г. – главный практический итогПросвещения – высветила два возможных пути общественно-политическогоразвития – через реформы (т.е. эволюционные изменения) или черезреволюции (т.е. радикальные изменения). Примером отражения этойдилеммы в политической философии является полемика между Э. Бёрком(«Размышления о революции во Франции» 1790 г.) и Т. Пейном («Правачеловека» 1791 г.). Э. Бёрк, как и другие представители классическогоконсерватизма (Ж. де Местр, Л. де Бональд), подвергал критикеумозрительные проекты по радикальному переустройству общества, которыенарушают установленный веками и отражающий волю Бога социальнополитический порядок. Он считал, что разрыв с традициями лишаетобщество духовного единства, а значит, обрекает на деградацию и упадок.При этом консерватизм Э.