Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем

Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 11

PDF-файл Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 11 Политические науки (30037): Диссертация - Аспирантура и докторантураВлияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем: Политические науки - PDF, страница 11 (30037) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Формирование представлений овласти происходит под влиянием многих факторов, в том числе тех, которыеобусловлены религиозным мировоззрением. Например, в России православиесыграло важную роль в формировании идей о «богоизбранности» царей иимператоров, об особом путипротивостоящеймусульманскомуи цивилизационной миссии России,ВостокуикатолическомуЗападу,вошедших в «генотип» российской политической культуры. Кроме того,православие больше, чем другие ветви христианства, способствовалоутверждению в массовом сознании нематериальных и коллективистскихценностей, установок на терпение и смирение81.Р. Инглхарт и В.

Бейкер отмечают, что религии формируюткультурную специфику стран, которая сегодня транслируется другимиинститутами, оказывая влияние на современные системы ценностей. Ониподчеркивают, что это влияние обусловлено не современной ролью церкви вобщественной жизни, которая в секуляризированных странах утратилавсеохватывающий характер, а ее историческим значением, отразившимся насамом устройстве общества. Поэтому хотя между культурными зонами, гдеисторически81доминировалкатолицизм,протестантизм,православие,В западных странах, как показал М.

Вебер в работе «Протестантская этика и дух капитализма»,распространение мировоззренческих установок протестантизма (принципов свободы, ответственности иавтономии личности, служения Богу в повседневной жизни через ее рациональную организацию и упорныйтруд и др.) сыграло значимую роль в развитии свободного предпринимательства и становлении либеральнодемократического государственного устройства.51конфуцианство или ислам, и сегодня сохраняются заметные ценностныеразличия, даже если экономические условия жизнедеятельности похожи,внутри одной страны отличия между представителями этих религий не таквелики82.Другой социогенетический элемент механизма политико-культурнойпреемственности - национальный характер, который проявляется «в видеоднотипных для людей одной и той же культуры реакций на привычныеситуации в форме чувств и состояний»83. В стабильных ситуацияхнациональныйхарактеробеспечивает«эмоциональнуюподпитку»поведения, что выражается, например, в различиях в исполнении одних и техже политических ролей представителями разных наций.

В кризисныхситуациях,когдаполитическойснижаетсяреальности,степеньрациональногонациональныйосмысленияхарактерзадаетпредрасположенность к определенным стихийным, иррациональным формамреагирования на утрату привычных ориентиров. Например, в русскомнациональном характере, наряду с внешней покорностью и смирением,заложенаспособностькстихийномубунту,«бессмысленномуибеспощадному».Преемственность устойчивых характеристик политической культурыосуществляется не только социогенетически, но и через социокультурныемеханизмы, центральным из которых выступает политическая социализация.На уровне общества в процессе политической социализации «происходит"культурнаятрансмиссия",осуществляемаяпосредствомпередачиопределенных норм и ценностей от поколения к поколению»84.

На уровнеличности социализация сопровождается интериоризацией базовых ценностейполитической культуры, в результате чего в структуре индивидуальной82См.: Inglehart R., Baker W.E. Modernization, Cultural Change and the Persistence of Traditional Values //American Sociological Review. 2000. Vol. 65. P. 19-51.83Касьянова К.

О русском национальном характере. М., 1994. С.26.84Карпова Н.В. Социология политической культуры современной России. М., 2012. С.102.52психики и поведения укореняются нормативно заданные данной культурнойсредой образцы сознания и поведения.Результатом политической социализации на индивидуальном уровнестановится формирование определенного типа личности, присущего даннойполитической культуре. В психологии этот процесс связывается с понятием«модальной» или «базовой личности», т.е.

набором черт личности, которыеустойчиво повторяются у людей, принадлежащих к конкретному обществу.Прививая человеку определенный набор ценностных ориентаций, культураформирует тем самым личность определенного типа85. В концепции Г.Алмонда и С. Вербы, в странах развитых демократий (прежде всего, США иВеликобритании)такой«базовойличностью»можносчитатьтип«потенциально активного гражданина», который не является постояннымактивным участником политического процесса, но уверен в своейспособностиоказатьвлияниенапринятиерешенийвслучаенеобходимости86.Впроцессепередачитрадицийзначимуюрольиграютнеинституциональные агенты социализации – семья и социальное окружениечеловека, различные неформальные группы и т.д.

В то же времяполитическая социализация является одной из важнейших функцийполитической системы, без выполнения которой невозможно ее стабильноефункционирование. Существенное значение в этом контексте имеютспециальные программы патриотического, политического и гражданскоговоспитания, реализуемые школой как одним из «важнейших институтовполитического воздействия на будущих граждан»87.85В российских исследованиях выделяются типологические черты «советского человека» как нормативногообразца политической культуры советской эпохи, которому свойственны представления об«исключительности» и несопоставимости с другими народами, деиндивидуализация, государственныйпатернализм, уравнительные установки и др.

характеристики. Об этом см., например: Гудков Л.Д.«Советский человек» в социологии Юрия Левады // Общественные науки и современность. 2007. №6. С. 1630.86См.: Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. 1992. №4. С.124-128.87Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2007. С.226. Здесь уместно привести пример США, гдевоспитание преданности американской политической системе, истории и традициям страны положено воснову школьного обучения.53Важно подчеркнуть, что в зависимости от конкретных условийфункционирования политической системы социализация новых субъектовполитических отношений происходит либо на основе преемственностибазовых ценностей и воспроизводства «генотипа» политической культуры,либо ориентируется на производство новых политических ориентаций иобразцов поведения.

Поэтому в условиях, когда политическая системапереживает качественные изменения, в том числе в период социальнополитической модернизации, государство и другие институциональныеагенты социализации – система образования, политические партии, СМИ –должны способствовать становлению и распространению новых ценностей,задаваянаправленностьразвитиясознанияиповедениясубъектовполитического процесса88. Тем самым политическая социализация можетвыступатьнетолькоэлементоммеханизмаполитико-культурнойпреемственности, но и условием изменения традиций и «генотипа»политической культуры.В процессе политической социализации происходит социальнопсихологическая идентификация индивидов с различными (малыми ибольшими) социальными группами, в сознании которых «существуют«исторические» пласты, проявляемые в форме «политико-культурногогенотипа» и обусловленные спецификой национальной политическойкультуры, а также пласты сознания, отражающие реалии политическогопроцесса конкретных условий места и времени»89.

При этом идентифицируясебя с определенными группами, индивид не просто копирует их ценности иустановки,а«пропускает»ихчерезсебя,формируясобственнуюполитическую позицию.88Нельзя не отметить, что в современной России на уровне программных выступлений Президентаозвучивается консервативная позиция по защите традиционных духовно-нравственных ценностей, которые,безусловно, составляют фундамент национально-государственной идентичности. Вместе с темстроительство в стране активного гражданского общества, как стратегического субъекта демократическогоразвития, только на базе консервативной идеологии, на наш взгляд, представляется невозможным.89Карпова Н.В.

Социология политической культуры современной России. М., 2012. С.92.54Поэтому в механизме политико-культурной преемственности индивид,как получатель и носитель общественного наследия, играет активную роль ине является пассивным объектом воздействия со стороны политическойсистемы и агентов социализации. Политическая культура личности являетсякак отражением на индивидуальном уровне исторической памяти и традицийнации, так и продуктом собственного опыта и знаний. Она не можетсформироваться без личного участия в политической жизни, котороестановитсяосновойдляинтерпретациинаследияивыработкииндивидуальных политических ориентаций и моделей поведения.Следовательно,субъективно-личностныефакторы–например,способность к рациональному осмыслению или, наоборот, склонность кэмоционально-аффективному восприятию – оказывают значимое влияние напроцессы наследования политических традиций.

Как пишет Н.В. Карпова,личностьспособна«"селекционировать"предложенныйейнаборполитических позиций, руководствуясь в этом процессе внутреннимипредпочтениямииубеждениямикакнарациональном,такинабессознательном уровнях»90. Политические традиции могут становитьсяобъектом рефлексии: познаваться, оцениваться, сравниваться с другими ит.д. В то же время необходимо признать, что далеко не все индивидыспособны к выработке рационально осмысленных политических установок идля большинства населения освоение накопленного опыта сопровождаетсянизким уровнем рефлексии.Процесс интерпретации наследия политическим субъектом зависит отобъективныхусловийжизнедеятельности:типаправящегорежима,нормативно-правовых принципов государственного устройства, социальнойструктуры общества, степени экономического и технологического развития,уровня и качества жизни граждан, характера взаимоотношений междуразличными социальными группами, обществом и государством и др.Совокупность90социально-политическихусловийжизнедеятельностиКарпова Н.В.

Социология политической культуры современной России. М., 2012. С.94.55общества формирует ту среду, в которой происходит актуализация традиций,поэтому качественное изменение этих условий создает необходимыепредпосылки для развития «генотипа» политической культуры.Итак,политико-культурнаяпреемственностьпредполагаеткаксохранение и трансляцию накопленного опыта, осуществляющуюся черезсоциогенетические(коллективноебессознательноеименталитет)исоциокультурные механизмы (процесс политической социализации), так иего дальнейшую актуализацию – воспроизводство в новых условиях.

Приэтом внутреннее содержание традиций (образцы сознания и поведения,включенные в процесс наследования) находится под влиянием субъективных(личностные особенности освоения накопленного опыта) и объективных(социально-политические условия жизнедеятельности) факторов. Именновлияние этихфакторов обусловливает потенциальную динамичностьтрадиций и их способность не только к воспроизводству, но и к развитию.Люди, как реальные носители политических традиций, изменяют идополняют накопленный опыт, адаптируя его к изменяющимся условиямдеятельности.Ценностныеориентациииисторическисформировавшиесяпредставления о власти, закрепленные в политических традициях ивошедшие в менталитет общества, обладают значительной инерционностьюи «сопротивляемостью» по отношению к социально-экономическим иполитическим изменениям, поэтому могут воспроизводиться даже послеисчезновенияисторическихусловий,поддерживающихихжизнеспособность. Такая устойчивость механизмов наследования базовыххарактеристик политической культуры, особенно социогенетических, можетпривести к выводу, что «ничего не меняется».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5304
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее