Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 12
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Но хотя особенностиполитическойисторическимкультурыопытом,нации,бесспорно,политическимидетерминированытрадициямиабсолютизация их роли не вполне правомерна.иеементалитетом,56Как подчеркивают Г. Алмонд и его коллеги, политическая культура –это не статичный феномен, поэтому ее понимание должно «включать в себяпредставление о том, как агенты политической социализации передают иинтерпретируют исторические события и традиционные ценности. Этодолжно сопоставляться с тем новым опытом и идеями, воздействие которыхиспытывают на себе граждане и политические лидеры… постепенная сменапоколений означает постоянную модификацию политической культуры,поскольку новые граждане опираются на другой опыт»91. Главнымсовременным условием социально-политического развития, меняющимполитическую культуру многих наций, они считают модернизацию92.Модернизация, как условие развития политических традиций икультурывцелом,представляетсобойкомплексполитических,экономических и социальных процессов.
Если политическая составляющаямодернизации подразумевает переход к демократической политическойсистеме, а экономическая – к рыночной экономике, то модернизацияполитической культуры и социально-политических отношений обычносвязывается с расширением прав и свобод человека, распространениеминдивидуалистическихцелейимотиваций,повышениемценностинезависимости, ответственности и активного политического участия,развитием политического плюрализма и институтов гражданского обществаи т.д.Центральнымнаправлениеммодернизацииобычновыступаютинституциональные реформы, но трансформацию институциональной средыследует рассматривать не как конечную цель, а как средство решения болеесложной проблемы – качественного изменения массового сознания имоделей поведения социальных и политических субъектов. Политическиетрадиции, отражающие эмоционально-аффективную сторону восприятияполитической реальности и отношения к власти, глубоко укорененные в91Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р.
Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор. М.,2002. С.119.92См.: Там же. С. 115-116.57коллективном бессознательном и менталитете психологические склонности,впериодмодернизацииподкрепляютжизнеспособностьпривычныхобразцов поведения, ограничивая тем самым скорость осуществленияпреобразований.Известная устойчивость и инерционность «генотипа» политическойкультуры объясняет асинхронность развития традиций по сравнению ссоциально-политическими изменениями: «Чтобы изменить политическуювласть (а тем более конкретный политический курс), - пишет Т.И.
Заславская,- иногда достаточно нескольких месяцев и даже недель. Преобразованиеобщественной экономики требует скорее десятилетий. Качественное жеизменение национальных культур часто занимает столетия»93. Но присущественном обогащении политического опыта качественно новымиэлементами, их успешной и длительной реализации, они с неизбежностьювызывают эволюцию глубинных основ политического сознания и поведения.Как подчеркивает Э.Я.
Баталов, «применительно к каждой культуре мыможем говорить об ее относительно устойчивом «ядре» и «периферии»,которую составляют либо уже утрачивающие прежнее значение, либо новыеэлементы,тольконачинающиеобретатькультурныйстатус»94.Следовательно, динамика традиций зависит от социально-психологическихмеханизмов: с одной стороны, коллективное бессознательное и менталитетподдерживают воспроизводство «генотипа» политической культуры, сдругой стороны, новый коллективный социально-политический опыт стечением времени стереотипизируется и сам превращается в традиции.Существенные изменения в массовом сознании могут на годыотставать от создания новых институтов и правовых норм и наблюдаютсятолько между поколениями. Американским исследователем Р.
Инглхартомбыла предложена концепция межпоколенческого изменения ценностей, воснове которой лежит гипотеза о том,93что состояние социально-Заславская Т.И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации. М., 2004. С.53-54.94Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. С.37.58экономической среды и ценностные приоритеты не соотносятся между собойнепосредственно: между ними есть определенный временной лаг, т.к.
базовыеориентации индивида в значительной степени отражают условия тех лет,когда происходила первичная социализация95. Поэтому заметные сдвиги вгосподствующей системе ценностей происходят только тогда, когда вактивнуюсоциальнуюиполитическуюжизньвступаетпоколение,прошедшее первичную социализацию в изменившихся условиях. Какотмечают Р.
Инглхарт и К. Вельцель, «изменение ценностей – этоэволюционный процесс, в ходе которого «естественный отбор» проходят теценности, что в наибольшей степени пригодны для жизни в конкретныхжизненных условиях»96.Таким образом, политические традиции не сугубо консервативны, носпособны к эволюционному изменению под влиянием двух ведущихфакторов: (1) времени и динамики смены поколений и (2) изменения условийжизнедеятельности, создающих возможность для получения качественноновогосоциально-политическогоопыта.Впроцессесоциально-политического развития одни элементы традиций сохраняются, другиеуступают место новым ценностям и образцам политического поведения,которые по мере становления и распространения сами могут статьполитическими традициями.
Однако необходимо еще раз подчеркнуть, чтоэволюция традиций и развитие политической культуры в целом – оченьдлительный процесс, для которого требуются не годы, а десятилетия и дажестолетия.95Проверку своей гипотезы Р. Инглхарт осуществляет на базе эмпирических данных «Всемирного обзораценностей», доказывая, что после Второй мировой войны в большинстве индустриальных западных странбыстрый экономический рост позволил обеспечить беспрецедентную степень экзистенциальнойбезопасности населения.
Вследствие этого в сознании послевоенных поколений обозначился постепенныйпереход от приоритета материалистических ценностей (экономической и физической безопасности) кпостматериалистическим (самовыражения и качества жизни). См.: Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиесяценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. №4. С. 6–32; Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация,культурные изменения и демократия: Последовательность человеческого развития. М., 2011. С.
148-152.96Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия: Последовательностьчеловеческого развития. М., 2011. С.43.59§1.3 Роль политических традицийв механизме функционирования политических системПолитические традиции выступают неотъемлемой составляющейполитико-культурного контекста функционирования политических систем совокупности исторических, социально-психологических, ценностных иповеденческих факторов, которые оказывают влияние на взаимодействиямежду политической системой и её социальной средой. Под механизмомфункционированияполитическойсистемымыпонимаем«системусоциально-политических связей и отношений социальных и политическихсубъектов, находящихся во взаимодействиях друг с другом и с политическойсистемой в конкретных условиях места и времени»97.
Основу механизмафункционирования политической системы составляют отношения власти ивлияния между государством и обществом. Наряду с объективнымисоциальными, демографическими, экономическими и др. факторами, влияниеполитико-культурногоконтекстаобусловливаетспецификувластныхотношений в условиях конкретной страны.Властныеотношенияпредставляютсобойсубъект-субъектноевзаимодействие, основными элементами которого являются: 1) социальные иполитические субъекты, характер отношений между которыми определяется2) системой ценностей, а также теми 3) ресурсами и 4) институциональнымиспособами взаимодействия, с помощью которых осуществляется господствои подчинение и реализуется политический курс98.
Анализ политическихтрадиций с позиции каждого из структурных элементов властных отношений- системы ценностей, ресурсов и способов взаимодействия – позволяетвыявитьрядинтегрирующую,выполняемыхимифункций:нормативно-регулятивную,легитимирующую,стабилизирующуюкомпенсационную.9798Карпова Н.В. Социология политической культуры современной России. М., 2012.
С.84.Об этом см.: Дегтярев А.А. Основы политической теории. М., 1998. С. 49-53.и60Система ценностей политической культуры определяет легитимностьотношений господства и подчинения в политической системе. Легитимность–этосоциокультурнаясовместимостиценностейхарактеристикаиморальныхвласти,вырастающаяпринциповуправляющихизиуправляемых. Концептуальный анализ роли ценностей и традиций вформировании различных типов господства и соответствующей мотивацииподчинения был осуществлен М. Вебером. Согласно предложенной имтипологии, в зависимости от ценностей, доминирующих в конкретнойкультуре, легитимность господства, т.е.
признание его нормативной инравственной правомерности, может основываться на вере в святостьтрадиций, доверии к лидеру или рациональных мотивах. Так формируютсятри «идеальных типа» господства – традиционное, харизматическое илегальное99.В концепции М. Вебера «традиционное» - наследственное - господство,характеризующееся бессознательным подчинением в силу привычки исвятости «издавна существующих порядков и властных господскихполномочий»100,противопоставляется«легальному»господству,основанному на подчинении формально установленным рациональнымправилам. Однако в реальности «идеальные типы» господства переплетенымежду собой, поэтому, на наш взгляд, в странах развитых демократий«легальное» господство, основанное на принципах разделения властей иправового государства, с течением времени стало особой, привычной и нерефлексивно разделяемой большинством политической традицией.Влияние концепции М.
Вебера прослеживается и в типологиилегитимности Д. Истона, который выделяет идеологическую, персональную(личностную)иструктурнуюлегитимность101.Вданномслучаелегитимирующая функция традиций также может проявляться в нескольких99См.: Вебер М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М., 1990. С. 646-647.Вебер М. Традиционное господство // Прогнозис. 2007.
№2. С.150.101Об этом см.: Судаков С.С. Понятие традиции в современном американском либерализме. Калининград,2005. С. 24-25.10061формах. Структурная легитимность возникает из убеждения граждан воптимальности и эффективности структуры институтов политическойсистемы и тех правил, на основании которых они формируются. По меретого, как установленный порядок формирования властных структурстановится привычным, традиции поддерживают и укрепляют структурнуюлегитимность:взападно-европейскихстранахможноговоритьосуществовании исторически эволюционировавших традиций политическогопредставительства,лежащихвосновесовременныхпарламентскихдемократий.