Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 9
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Аккумулируя и сохраняя в определенной форме значимыйсоциально-политический опыт нации, традиции образуют устойчивую вовремени структурную основу политической культуры. Политическиетрадиции формируются естественным образом, а потому сохраняются ивоспроизводятся даже в ходе социально-политических преобразований, нообладают при этом потенциалом к эволюционному изменению в процессеисторического развития.§1.2 Политические традиции как элемент политической культурыТрадиции, как функциональный элемент политической культуры, нетолько сохраняют значимый социально-политический опыт, но и выступаютспособом осуществления передачи, воспроизводства и дальнейшего развитиянакопленногоопыта,т.е.особыммеханизмомполитико-культурнойпреемственности.
Необходимым условием анализа этого механизма являетсяопределение содержания самой категории политической культуры, котораядо сих пор служит предметом дискуссий среди политологов, социологов икультурологов. Интеллектуальные предпосылки исследования политическойкультуры можно найти еще в работах Ш.-Л. Монтескье («О духе законов»),И.Г. Гердера («Идеи к философии истории человечества»), А. де Токвиля(«Демократия в Америке»).Однако категориальный статус в политической науке понятие«политическая культура» получило только во второй половине XX в.Начавшиеся после II мировой войны масштабные процессы переходанедемократическихактуализировалиобществвопросоктом,политическойпочемувсистемедемократииразвивающихсястранах41неевропейской культуры западные политические институты или вообще неприживаются, или, при сохранении формы, наполняются принципиальноиным содержанием.
Поиск механизмов стабильности политической системыпривел к выводу, что «политические институты и системы функционируютдолжным образом только тогда, когда встроены в адекватный им культурныйконтекст, а действующие в их рамках субъекты обладают соответствующимикультурными характеристиками»63.Родоначальниками научной концепции политической культуры сталиГ. Алмонд и С. Верба.
Их трактовка данной категории была комплекснораскрыта в совместной работе «Гражданская культура. Политическиеустановки и демократии пяти наций» (1963 г.). По определению Г. Алмонда иС. Вербы, «понятие "политическая культура" указывает на специфическиеполитические ориентации– взгляды и позиции по отношению кполитической системе и ее различным частям и позиции по отношению ксобственной роли в системе… когда мы говорим о политической культуреобщества, мы имеем в виду политическую систему, преломленную в знаниях,чувствах и оценках населения» 64. Г. Алмондом и С.
Вербой была предложенатипология ориентаций относительно политических объектов, включающая,соответственно,когнитивные(познавательные),аффективные(эмоциональные) и оценочные ориентации65. Политические ориентацииполучают конкретное выражение в установках на определенные объекты,т.е. «предрасположенности индивида воспринимать, интерпретировать идействовать в отношении определенного объекта определенным образом»66.На начальном этапе формирования концепции политической культурыисследователи, вслед за Г. Алмондом и С. Вербой, ограничивали еесовокупностьюявленийполитическогосознания–установками,представлениями, убеждениями, чувствами, оценками и т.д. Например, по63Баталов Э.Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra.
2002. №3. С.8.Almond G., Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Western Democracies.Princeton, 1963. P.13.65См.: Там же. P.14.66Цит. по: Формизано Р.П. Понятие политической культуры // Pro et Contra. 2002. №3. С.135.6442определению Л. Пая, она представляет собой «проявление в агрегированнойформе психологических и субъективных измерений политики»67. Но позднеев научных дискуссиях встал вопрос о необходимости дополнить концепт«политической культуры» устойчивыми образцами поведения - привычками,стереотипами, стилями поведения индивидов и групп, участвующих вполитическом процессе.
Так, польский исследователь Е. Вятр, наряду спсихическими состояниями, включал в политическую культуру и образцыповедения, затрагивающие взаимоотношения власти и граждан68. Схожуюпозицию занимал и Р. Такер, проводя различие между идеальными(общепринятые принципы и нормы должного) и реальными (поведение)культурными моделями69.
Тем самым подчеркивалось, что сознание толькоотчасти фиксирует и контролирует поведение политических субъектов,поэтому образцы сознания и поведения могут не всегда совпадать.Таким образом, в западной политической науке сложилось дваосновныхтеоретико-методологическихподходакинтерпретацииполитической культуры, одно из которых ограничивало эту категориюсферойсубъективно-психического,другое,нарядусобразцамиполитического сознания, включало в культуру и образцы политическогоповедения. Новая волна интереса к проблематике политической культурыбыла обусловлена процессами перехода к демократии восточноевропейскихстраниреспубликметодологическихбывшегоисследованийСССР.Средиполитическойроссийскихкультурытеоретиконаибольшийинтерес для нас представляет концепция Э.
Я. Баталова, которым былапредложена еще более широкая – интегральная - концепция политическойкультуры.Он акцентирует внимание на том, что анализ образцов сознания иповедения не позволяет исследовать политическую культуру на уровне67Цит. по: Баталов Э.Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra.
2002. №3.С.9.68См.: Вятр Е. Социология политических отношений. М., 1979. С. 259-261.69Об этом см.: Баталов Э.Я. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы)// Общественные науки и современность. 1995. №3. С. 60-61.43политической системы в целом, в том числе на уровне взаимодействия ееинститутовсгражданскимобществом.Следовательно,еслинаиндивидуальном и групповом уровнях политическая культура выступает какединство культуры политического сознания и поведения, то на социетальномона должна быть дополнена интегральным элементом – культуройфункционированияполитическойсистемыиееинституциональныхструктур.В связи с этим Э.Я. Баталов характеризует политическую культуру как«системуисторическисложившихся,относительноустойчивыхрепрезентативных («образцовых») убеждений, представлений, установоксознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделейфункционирования политических институтов и образуемой ими системы,проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политическогопроцесса, определяющих ее основные направления и формы и тем самымобеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политическойжизни на основе преемственности»70.
Именно на эту интегральную трактовкуполитической культуры мы опирались, когда ранее выделяли в структуреполитических традиций, как элемента культуры, три уровня – ментальный,поведенческий и институциональный.Политическую культуру можно рассматривать на уровне различныхполитических субъектов – от отдельных индивидов до общества в целом.
Впервомслучаеонахарактеризует«обусловленныйценностнымипредставлениями человека о политических явлениях и воплощенный напрактике стиль его деятельности как участника политического процесса»71.На этом уровне действие политической культуры связано с формированиеммотивации политического поведения, определяющей ту роль, которуючеловек играет в политике. Политическая культура личности выступает, содной стороны, продуктом личного опыта и знаний, полученных человеком в70Баталов Э.Я. Политическая культура России сквозь призму civic culture // Pro et Contra.
2002. №3. С.10.Цит. по: Ачария Б., Чаморро С.М. Особенности воздействия политической культуры на политическуюсистему общества (на примере Непала). М., 1998. С.3.7144процессе социализации и последующей жизни. С другой стороны, онаявляется отражением на индивидуальном уровне исторической памяти исоциально-политического опыта нации, т.е. преломлением на уровнеиндивида культуры и традиций общества в целом.Политическаякультураобществахарактеризует«совокупностьтипичных форм мышления и поведения людей в публичной сфере,воплощающих их ценностные представления о смыслах и целях развитиямира политики и закрепляющих устоявшиеся там нормы и традициивзаимоотношения государства и общества в соответствующей деятельностиинститутов власти и создающих преемственность политического развитиясоциума»72.