Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 10
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Базовые ценности политической культуры обеспечиваютстабильность политической системы и процессов ее взаимодействия ссоциальной средой, поддерживая среди членов общества приверженностьосновным принципам формирования и функционирования данной системы.Заметим, что в обществах со сложной структурой в условияхвнутренней дифференциации социальной среды зачастую наблюдаетсясосуществование нескольких политических субкультур, различия междукоторымиустановок,проявляютсявразнообразиипредпочтительныхформполитическихполитическогоубежденийповедения.иТак,гетерогенность и полисубкультурность российской политической культурыво многом обусловлена этническими, конфессиональными и социальноэкономическими различиями в историческом развитии регионов страны.Социально-политические изменения влекут за собой перемены в частотераспространения различных субкультур и, следовательно, перемены в обликеполитической культуры нации в целом.В политической системе культура, как «субъективная» сторонаполитики, опосредует процессы власти и влияния, помогая понять, «почемугруппы людей и целые народы, действующие в рамках идентичныхполитических систем, но воспитанные на различных ценностях и имеющие72Соловьев А.И.
Политическая культура // Политология: лексикон. М., 2007. С.370.45нетождественный исторический опыт, по-разному воспринимают одни и теже политические события, по-разному ведут себя в одних и тех жеполитических ситуациях»73. Политическая культура воздействует на способыформированияифункционированияполитическихинститутов,наэлекторальные процессы, на характер «обратной связи» между государствоми обществом, обусловливает политическое поведение широких масс. Темсамым политическая культура ограничивает, хотя и не полностьюдетерминирует возможные пути развития политической системы.Формирование политико-культурной специфики конкретных обществнеразрывно связано с событиями прошлого и историческим социальнополитическим опытом народа, поэтому политические традиции, каккристаллизованное в определенной форме содержание этого опыта, образуютустойчивую во времени структурную основу политической культуры,обеспечиваяпреемственностьполитическихсубъектов,ахарактеристиктакжесознанияифункционированияповеденияинститутовполитической системы.
Но политическая культура не может бытьредуцирована только до исторического опыта: она существует в динамике, инаходитсяподвлияниемизменений,происходящихкаквсамойполитической системе, так и в обществе в целом.Поэтому состояние политической культуры «в каждый конкретныймомент времени определяется балансом соответствующих, присущих тойили иной эпохе, консервативных и подвижных компонент и чертнациональной культуры и политической системы страны в целом»74.
Этотбаланс образуют, с одной стороны, относительно устойчивые во времениэлементытрадиций:национальныесимволыимифы,социально-политические ценности, ментальные и поведенческие стереотипы и др. А сдругой стороны, динамичные и изменчивые элементы - социально-73Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. С. 3-4.Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения.Международные сравнения.
М., 1998. С.15.7446психологический климат, общественное мнение, интересы и установки,сформированные в ходе современного политического процесса.Ведущим структурным уровнем политической культуры являетсяполитическое сознание, которое представляет собой способ ориентацииполитических субъектов в политической реальности и ее отражения впсихике индивидов, социальных групп и широких масс. В структуреполитического сознания аналитически можно выделить теоретический(политические теории и концепции, идеи и оценочные суждения) иобыденный (мнения и представления, настроения и ожидания, чувства иэмоциональные состояния) уровни. Именно на уровне обыденного сознаниянаиболее явно прослеживается влияние традиций как преимущественноэмоциональных, бессознательных, аффективных явлений. В то же время водних обществах степень рациональности обыденного сознания может бытьвыше, чем в других.
Тогда рационализация, как отмечал Б. Хозелитц,становится особой политической традицией.Обыденноесознаниеформируетсявопределеннойполитико-культурной среде, и вместе с тем само воспроизводит политическуюкультуру. Политическая культура на уровне политического сознаниявключает в себя совокупность политических ориентаций, которые втипологии У.
Розенбаума дифференцируются по объектам ориентации на: ориентацииотносительноинститутовгосударственногоуправления; ориентации относительно «других» в политической системе; ориентацииотносительнособственнойполитическойдеятельности75.Опираясь на эту типологию, можно выделить следующие переменные,через которые политическая культура проявляет себя на уровне сознаниясубъектов политического процесса: отношение к политической системе в75Об этом см.: Политический процесс: основные аспекты и способы анализа / под ред. Е.Ю.
Мелешкиной.М., 2001. С. 112-113.47целом, доверие и поддержка ее институтов и лиц, их представляющих;отношение к другим участниками политического процесса, в том числесоциальноедовериеиготовностьксотрудничеству,политико-идеологическая самоидентификация, отношение к закону и «правилам игры»в политике; политическая компетентность – степень интереса к политике иготовность к участию в политической жизни - и политическая эффективность– оценка своей способности повлиять на принятие политических решенийпосредством участия и др. Указанные переменные могут использоваться какинструментарий для эмпирического анализа влияния доминирующихценностей, коллективного социально-политического опыта и национальныхсоциально-психологическихособенностейнасознаниеполитическихсубъектов в конкретных условиях места и времени.Политическое сознание мотивирует политическое поведение субъектовполитического процесса, в котором воплощается практическая деятельность,связанная с воздействием на власть и участием в политико-властныхотношениях.
На уровне поведения социальных и политических субъектовполитическая культура раскрывается через: формы и степень участия вполитической жизни; характер электорального поведения; формы и уровеньвзаимодействиясгосударственнымиинститутами,институтамигражданского общества и другими субъектами политического процесса(индивидами и социальными группами) и др. переменные76.Передаваемыеполитическихтрадициямиотношенийсоциально-экономическимценностивыступаютположениеминеформальныеопосредующимизвеномвытекающиминормымеждуизнегополитическими интересами отдельных индивидов и социальных групп и ихполитическим поведением, оказывая влияние на выбор целей и допустимостьили недопустимость тех или иных действий.
Посредством стереотипизациисоциально-политического опыта традиции формируют у политическихсубъектов склонность к определенному типу поведения - активному или76См.: Общая и прикладная политология / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. С. 694-695.48пассивному,мобилизованномуилиавтономному.Темсамымони«выполняют в обществе функцию некоего "социального инстинкта",дающего возможность гражданам действовать не рационально, а "попривычке"»77.На уровне функционирования политических институтов политическаякультура проявляет себя на всех этапах политического процесса, оказываявлияниенахарактериспособыорганизациивыборов,принятияполитических решений, осуществления власти и управления, регулированияи разрешения конфликтов и т.д.78 Представители неоинституциональногоподхода к исследованию политики и экономики обращают внимание на то,что для понимания функционирования институтов необходимо учитывать нетолько формальные структуры и процедуры, но и те ценности и нормы,которые приняты агентами институтов.
Например, Д. Норт проводитразличие между формальными правилами (законами и конституциями) инеформальнымиограничениями(традициямииобычаями),которыескладываются спонтанно как побочный результат взаимодействия людей.Неформальные ограничения, по мнению Д. Норта, «возникают изинформации,передаваемойпосредствомсоциальныхмеханизмов,иявляются частью того наследия, которое мы называем культурой …культурныйфильтрнеформальныенастоящее»79.обеспечиваетрешенияПоэтому…непрерывность, благодарянайденныеинститутамвпрошлом,политическойкоторойпереносятсясистемывприсущаопределенная инерционная устойчивость, закладывающая зависимостьдействующих институтов от исторической траектории их развития.Таким образом, действие политических традиций проявляется на всехструктурных уровнях политической культуры: политического сознания,77Карпова Н.В. Социология политической культуры современной России.
М., 2012. С.63.См.: Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества. М., 1990. С. 218, 224,231.79Цит. по: Панов П.В. Институционализм рационального выбора: потенциал и пределы возможностей //Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России.М., 2006. С.61.7849политическогоповедения,атакжефункционированияинститутовполитической системы. Согласно предложенному нами определению,понятие политических традиций охватывает не только то, что передается, т.е.объективированноевопределеннойформесодержаниесоциально-политического опыта, но и то, как и через какие каналы осуществляетсятрансляциянакопленногоопыта.Традициивыступаютмеханизмомполитико-культурной преемственности между поколениями, обеспечиваясохранение, передачу и воспроизводство ментальных, поведенческих иинституциональныххарактеристик,специфическихдляконкретнойполитической культуры.В механизме политико-культурной преемственности можно выделитьсоциогенетическую(коллективноебессознательное,менталитетинациональный характер) и социокультурную (политическая социализация)составляющие.Социогенетическаясоставляющаяполитико-культурнойпреемственности связана с общим социально-психологическим складомнации – менталитетом и национальным характером, которые формируютсяисторическиинаследуютсяпреимущественногенетически–черезколлективное бессознательное и социальную память.Под менталитетом, согласно определению И.Г.
Дубова, понимается«интегральная характеристика людей, живущих в конкретной культуре,которая позволяет описать своеобразие видения этими людьми окружающегомира и объяснить специфику их реагирования на него»80. Другими словами,менталитет – это особенности мироощущения и мировосприятия членовнации, исторически формирующиеся под воздействием общих природногеографических, хозяйственно-экономических, культурно-религиозных и др.условий жизнедеятельности. К характеристикам менталитета, связанным сосферой политики, относятся: степень независимости личности от социумаили, наоборот, ее поглощенности им; отношение к собственности, богатствуи бедности; оценки права и обычая, их роли в общественной жизни;80Дубов И.Г.
Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. №5. С.20.50понимание власти, господства и подчинения, интерпретация свободы и т.д.Исторически сложившийся и генетически унаследованный менталитет, какнематериализуемаясоставляющаямеханизмаполитико-культурнойпреемственности, является своеобразным «фильтром», через которыйпроходят факты и явления действительности, тем самым поддерживаяустойчивость традиционных ценностей и представлений о власти.Менталитетхарактеризуетнационально-психологическиечерты,которые действуют не только в политической сфере, тем самым отражаявзаимосвязь между политико-культурными ориентациями и религиозными,моральными, правовыми установками.