Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем

Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 5

PDF-файл Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 5 Политические науки (30037): Диссертация - Аспирантура и докторантураВлияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем: Политические науки - PDF, страница 5 (30037) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Бёрка вовсе не предполагал полноесохранение в неизменности существующего порядка и допускал постепенноепривитие на общественную почву новых элементов: «Идея наследования, писал он, - обеспечивает верный принцип сохранения и передачи и неисключаетпринципаусовершенствования,оставляясвободнымпутьприобретения и сохраняя все ценное, что приобретается»20. Выступая заэволюционное, а не революционное развитие, Э. Бёрк рассматривалприверженностьтрадициямкаксредствосохраненияисторическойпреемственности и стабильности общественной жизни.Т. Пейн, в отличие от Э. Бёрка, отстаивал право народа на восстание иреволюцию, вытекающее из народного суверенитета.

Он считал, что ни одноиз поколений не может чувствовать себя связанным с предшествующими, т.к.безропотное повиновение прошлому не согласуется ни с разумом, ни сосвободой, ни с естественными правами человека. Поэтому для каждогочеловека, по выражению Т. Пейна, «мир так же нов, как и для первого20Бёрк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихсяк этому событию. М., 1993.

С.52.20существовавшего человека»21. Тем самым в эпоху Просвещения вевропейской мысли укореняется убеждение о существовании непреодолимойоппозиции между старым и новым, традицией и прогрессом, котороеполучило дальнейшее развитие в рамках эволюционистской парадигмы всоциологии.По мнению польского исследователя Е. Шацкого, высказанному вработе «Утопия и традиция», в истории политико-философской мысликритикаилизащитаконкретныхидейилиинститутовзачастуюпреподносилась как критика или защита традиций вообще22. Однако заметим,что сама эпоха Просвещения, подорвавшая господство абсолютизма изаложившаяосновыконституционализма,положиланачалоновымтрадициям, составляющим основу современной политической культурызападных стран.

Поэтому при научном исследовании традиций необходимопроводить различие между традициями как социокультурным явлением, такили иначе существующим во всех обществах, и их содержанием, котороеподвержено обновлению и изменению в процессе исторического развитияконкретных обществ.Основы социологического анализа традиций были заложены в рамкахэволюционистской парадигмы, согласно которой по мере развития иусложнения общества авторитет традиций неуклонно снижается.

Эта идеянашла отражение, например, в эволюционных концепциях Э. Дюркгейма иФ. Тённиса, а также теории рационализации М. Вебера. В общественноймысли второй половины XIX в. термин «традиционный» относился кобществам, основной способ социальной регуляции в которых основываетсяна обычаях и традициях. Характерными особенностями таких обществсчитались: натуральное хозяйство, сакрализация всех сфер жизни, сословнаяорганизацияиотсутствиесоциальноймобильности,общинностьипреобладание коллективных интересов над частными и т.д. Переход к2122Цит. по: Шацкий Е. Утопия и традиция.

М., 1990. С.227.См.: Там же. С. 280-281.21«современному» обществу - обществу модерна - связывался с процессамииндустриализациисекуляризациейииурбанизации,рационализациейстановлениемкапитализма,общественныхотношений,распространением индивидуалистических ценностей и мотиваций и т.д.СогласноэволюционнойконцепцииЭ.Дюркгейма,членытрадиционного общества являются носителями общего, в существенныхчертах одинакового «коллективного сознания», которое объединяет их попринципу единообразия - «механической солидарности».

Социальныевзаимодействия в обществах «механической солидарности» регулируются наоснове моральных и религиозных традиций. Урбанизация и рост социальноймобильности приводят к изменениям в «коллективном сознании»: «по меретого, как социальная среда становится более сложной и подвижной, - пишетЭ.

Дюркгейм, - традиции и сложившиеся верования расшатываются,принимают более неопределенную и гибкую форму, а мыслительныеспособности развиваются»23, поэтому авторитет традиций неизбежноснижается. Следующим этапом развития становятся общества «органическойсолидарности»,основанныенаиндивидуализмеисоциальнойдифференциации. Однако и в этих обществах существует эквивалент«коллективного сознания» - общая система ценностей, разрушение которойгрозит дезинтеграцией и аномией.М. Вебер осуществляет теоретическое противопоставление традиции ирационализма, нашедшее отражение и в его типологии социальных действий,и в общей интерпретации социальной эволюции как прогрессирующейрационализации.

В типологии социальных действий традиция у М. Веберапредстает в двух трактовках. В первой интерпретации он выделяет такойидеальный тип, как традиционное действие. Согласно М. Веберу, «чистотрадиционноедействие,подобночистореактивномуподражанию…находится на самой границе, а часто даже за пределами того, что может быть23Дюркгейм Э.

Метод социологии // О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991. С.487-488.22названо «осмысленно» ориентированным действием… часто это толькоавтоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогдаусвоенной установки»24. В этой трактовке традиция представляет собойпривычку к определенному поведению и отождествляется с психологическойинерцией. Вторая трактовка традиции у М. Вебера связана с ценностноориентированным типом социального действия.

В этом случае традициипонимаются как определенные «заповеди» или «требования», принятые безрациональной критики, в подчинении которым индивид видит свой долг,невзирая на возможные последствия25. Следовательно, в обеих трактовках М.Вебер исключает из традиции рациональную составляющую.Социальную эволюцию М. Вебер интерпретировал как историческийпроцесс рационализации традиционных обществ. В работе «Протестантскаяэтика и дух капитализма» (1905 г.) традициям и традиционализму вобщественной жизни он противопоставляет протестантизм и протестантскуюэтику.

Как подчеркивает А.Б. Гофман, «хотя Вебер избегает использоватьтермины «традиция» и «традиционализм» по отношению к протестантизму,он стремится, по существу, исследовать вклад в этот «дух» протестантскойтрадиции, продолжающей действовать и сегодня»26. Таким образом,капитализм оказывается отказом от одной традиции - католической -ипринятием другой - протестантской, хотя сам М.

Вебер ее традицией и неназывает. На наш взгляд, это служит еще одним доказательством того, чтообщественнуюжизньневозможнопредставитьбезтрадицийкаксоциокультурного явления, однако их содержание и функциональноезначениеменяютсявзависимостиотизменяющихсяусловийжизнедеятельности общества.В XX в. новый импульс научному изучению проблемы традиций исоциально-политического развития дала разработка теории модернизации.24Вебер М.

Основные социологические понятия // Избранные произведения. М., 1990. С.628.См.: Там же. С.629.26Гофман А.Б. Традиционное или рациональное? Интерпретация традиции в творчестве М. Вебера //Социологические исследования. 2008. №4. С.125.2523Формирование концепций модернизации началось с 1950-х гг., когдапроизошел распад колониальной системы и суверенитет обрели преждезависимые страны Азии, Африки и Латинской Америки. На объяснениепроцессов перехода этих«традиционных» странк «современному»обществу, олицетворением которого выступали страны Западной Европы иСША, и была направлена теория модернизации, во многом опиравшаяся наэволюционистскую парадигму.Первоначальномодернизацияпонималасьпреимущественнокак«вестернизация»: считалось, что запуск механизмов экономического роста ивведение политических институтов западного типа автоматически ведут кукоренениюзападныхценностейисоциально-психологическихчертличности27.

В рамках теории модернизации была разработана концепцияконвергенции, согласно которой, модернизация ведет к росту сходства иединообразияобществисглаживаниюместнойспецификикаквэкономическом и технологическом плане, так и в отношении социальнополитических институтов и культурных ориентаций28. Следовательно,традиции понимались как качественно неизменные социокультурные формы,характерные для традиционных обществ, утрачивающие свое значение иотмирающие при переходе к современности.Но с середины 1960-х гг. в результате накопления фактическогоматериала и углубления теоретических исследований взгляды ученых напроблему традиций начинают претерпевать существенные изменения.

Вработах Б. Хозелитца и Э. Шилза закладывается основа для переосмыслениядихотомии «традиция – современность». Б. Хозелитцем было отмечено, чтоэкономическое27развитиеможетпроисходитьвусловияхлюбыхСм.: Старостин Б.С. Проблема модернизации: история и современность // Модернизация и национальнаякультура: Материалы теорет. семинара. М., 1995. С. 11-13. Например, психологические концепциимодернизации (Д. МакКлелланд, А. Инкельс) выделяют тип «современной» личности, которому свойственнанезависимость от традиционных авторитетов, вера в науку и разум, способность приобретать новый опыт,стремление к достижениям и ощутимому успеху и т.д.

В социально-психологическом измерениимодернизация подразумевала приближение к этим свойствам и преодоление противоположных –традиционных. См.: Inkeles A. A model of the modern man: theoretical and methodological issues // ComparativeModernization. New York, 1976. P. 320—348.28Об этом см.: Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996. С. 175-177.24национальных традиций и для него не требуется их радикальный слом. Имтакже был поставлен вопрос о том, можно ли вообще говорить осуществовании такого общества, в котором отсутствуют традиции, или наопределенной ступени социально-экономического развития рационализацияповедения в различных областях общественной жизни сама по себестановится традицией29.Традицию и традиционно обусловленное поведение Б.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5192
Авторов
на СтудИзбе
433
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее