Диссертация (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов". PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Петровская эпоха требовала для ребёнка иного –глубоких знаний, самостоятельности мышления. Как отмечает Ковалёва,«духовность, стремление к высокой нравственности, к обретению гармонииотступили на второй план. России необходимо было формированиенациональнойинтеллектуальной 4344Там же. С. 25–26.Там же.
С. 30.25 элиты»44. Событиемсталопоявление первой энциклопедической литературы («Видимый мир» Я. А.Коменского, 1768; «Письмовник» Н. Г. Курганова, 1769).Вторая половина XVIII в. существенно корректирует сложившуюся ранеелитературнуюипедагогическуюЕкатерины II распространяютсятрадицию. ВопросветительскиеидеивремяЖ.-Ж.Руссо,Вольтера, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци и др., они оказывают серьёзноевлияние на русскую литературу в целом и на детскую в частности.
Так,детским чтением становится «Детская философия, или Нравоучительныеразговорымеждуодноюгоспожойи ея детьми,сочиненныедля поспешествования истинной пользе молодых людей» А. Т. Болотова,1760. В это же время специально для детей пишут, перерабатывают русскиенародные сказки, былины, баллады и переводят сказки других народов М. Д.Чулков, В. А. Левшин, Екатерина II и др. Круг детского и юношескогочтениясущественнопополняетсязасчетадаптациипроизведенийзарубежных авторов, а также оригинальных и переводных басен И.И. Хемницера, И.
И. Новикова, А. П. Сумарокова, комедии Д. И. Фонвизинаи др. К детям приходят произведения различных жанров и направлений(сентименталистов И. Ф. Богдановича и Н. М. Карамзина, классицистов А.Сумарокова и Д. Фонвизина, романтика В.А. Жуковского; появляютсянаряду со сказками басни, комедии, а также фантастико-приключенческаялитература, представленная книгами Г. А. Бюргера, Р.
Э. Распе и др.). Кдетской литературе начинает подключаться журналистика. В 1785– 1789 гг.Н. И. Новиков издает первый специальный журнал для ребенка 6–12 лет«Детское чтение для сердца и разума». Конечно, во многом русская детскаялитература идёт вслед за зарубежной литературой для детей, котораяразвивалась более активно.Русская детская литература вступила в новый этап своего развития вначале XIX в.
В этот период формируются основные жанры детскойлитературы,направляетсяикорректируетсякругдетскогочтения,начинается научное изучение детской литературы с учетом возрастной26 психологии,культуры,запросовчитателя-ребенка.осмыслявшихнаОбозначилсяпротяжениивсегокругХIХдеятелейв.
спецификудетской литературы, ее задачи и актуальные проблемы (В. Г. Белинский45, Н.А. Добролюбов46, Н. Г. Чернышевский47 и др.).Начинаетактивноразвиватьсядетскаяжурналистика,котораявоздействует на адресата определенного типа, формирует читательскиевкусы и интересы, приучает ребенка к систематическому и тематическомучтению. Историко-патриотическая тематика превалировала в журналах С. Н.Глинки «Новое детское чтение» (1819–1824) и Д. А.
Валуева «Библиотекадля воспитания» (1843–1846). Научно-популярные материалы стали основойдля журнала «Новая библиотека для воспитания» (1847– 1849), издавалкоторый П. Г. Редкин. Гендерный принцип был в основе журналов А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842–1863) и «Лучи» (1850–1860). Их адресат –девочка, которой предлагалосьсодержаниерелигиозногохарактера исентиментально-романтический взгляд на мир.Развивается авторская литература, ориентированная на детский типсознания (А. Погорельский, В. Ф. Одоевский, А. П. Зонтаг и др.). Кругдетского чтения значительно обогатился за счет произведений А.
С.Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, П. П. Ершова и др.Большой демократизм в выборе тем и проблем, в подаче герояпроявляется во второй половине XIX в. Преобладание социальных мотивов,усиление дидактического аспекта, коррекция традиционных жанров детскойлитературыхарактеризуетэтулитературу.Ребенокприобщаетсяксказкам Н.П.Вагнера, В.И. Даля, С.Т. Аксакова, поэзии Н.А. Некрасова, И.З. 45Белинский В.Г. «О детских книгах. Подарок на Новый год.
Две сказки Гофмана для больших и маленькихдетей. — СПб., 1840; Детские сказки дедушки Иринея. Две части. СПб.,1840». (1840); «Новая библиотекадля воспитания, издаваемая Петром Редкиным. Москва. 1847. Две книжки. Сын рыбака. Михаил ВасильевичЛомоносов. Повесть для детей. Сочинения П. Фурмана.
Издание второе. Спб. 1847. Альманах для детей,составленный П. Фурманом. Спб. 1847» (1847); «Благовоспитанное дитя, или Как должно себя вести»(1847); «Несколько слов о чтении романов» (1847). // Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А.О детской литературе. Сб. / Сост. В.В. Терновская и Н.И. Якушин. 2-е изд., перераб., дополн. М.: Детскаялитература, 1983.46Добролюбов Н.А.
«Обзор детских журналов» (1859)// Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., ДобролюбовН.А. О детской литературе. Указ. соч.47Чернышевский Н.Г. О том, какие книги должно давать читать детям (1949) // Белинский В.Г.,Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе. Указ. соч.27 Сурикова, рассказам А. П. Чехова, В. Г. Короленко, В. М. Гаршина и др.Эта эпоха выдвинула ряд блестящих педагогов и писателей, философскиосмыслявших феномен детства, – К.
Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. П.Острогорского, Л. Н. Модзалевского и др., которые подошли к актуальнымпроблемам воспитания с позиций возрастной психологии.Особое яркое слово в общественной жизни, искусстве и культуре былосказано в XX в., который еще в самом начале заявил о себе и великиминаучными открытиями (закон сохранения вещества, теория относительности,открытие атома и т.
д.), и глобальными социальными катастрофами (перваяполовина XX в. познала четыре войны и три революции). Именно в началеХХ в. сформировался яркий культурный феномен – Серебряный век,когда обозначились некоторые тенденции: особое внимание привлекалось квнутреннему миру личности, провозглашался новый статус искусства и еготворца-художника, по-новому высветилась человеческая индивидуальность.Значительный вклад Серебряный век внес в детскую литературу:усилилась социально-демократическая струя (М.Горький, А. Чехов, А.Куприн), выявлялась модернистская окраска (рассказы Л.
Андреева, сказкиК. Бальмонта, стихотворения А. Блока). В этот период возрождаютсятрадиции сентиментализма и неомифологизма (К. Бальмонт, В. Авенариус,А. Ремизов, Д. Мамин-Сибиряк и др.). Романтическая литературная традицияреализуется в творчестве К. Лукашевич, Л. Чарской, В. Желиховской идругих.Многообразиевеков проявляется влитературногорусскойпроцессажурналистике.рубежаXIX–XXСентиментально–романтическая литература была представлена в журнале «Задушевноеслово», выходившем в двух частях для детей младшего и старшего возрастов(1876–1917).
Среди постоянных авторов – Р. Кудашева, Л. Чарская, К. Льдови др. Сходным по тематике и адресату был журнал «Малютка» (1886– 1917),а более познавательным и информативным – журнал «Родник» (1882–1917),который воспитывал эстетический вкус ребенка, давая интересные и28 занимательные зарисовки русской природы (редактор А. Н. Альмединген).Но самым ярким явлением в детской журналистике стало издание П. С.СоловьевойиН.И. Манасеиной «Тропинка»(1906–1912),котороепредлагало высокохудожественное чтение и яркие, красочные иллюстрации.Среди авторов журнала были А. И. Куприн, А. М.
Ремизов, К. Д. Бальмонт идр., а за художественное оформление отвечали И. Я. Билибин, М. В.Нестеров, П. С. Соловьева.Новый этап детской литературы начался в 1920–1930-е годы, когда сталавозникать принципиально новая система воздействия на формированиеобщественного сознания. Русская литература разделилась на литературуметрополии и зарубежья. Детская литература русского зарубежья в большейстепени ориентировалась на традиции русской классики и фольклора.Писатели сохраняли «русский дух» и передавали его детям, лишённымисторической родины,поэтомувэтойлитературегосподствовалоностальгически-патриархальное настроение. Художники обращались кпатриотической тематике, воскрешали знаковые события русской истории,исследовали своеобразие русского национального характера (И. Бунин, А.Куприн, В.