Диссертация (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов)

PDF-файл Диссертация (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов) Филология (29734): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов) - PDF (29734) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов". PDF-файл из архива "Формирование и развитие жанровой системы в русской детской литературе 1920–50-х годов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего образования«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»Филологический факультетНа правах рукописиОКТЯБРЬСКАЯ ОЛЬГА СВЯТОСЛАВОВНАФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖАНРОВОЙ СИСТЕМЫВ РУССКОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1920–50-х ГОДОВСпециальность 10. 01.

01 – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание учёной степенидоктора филологических наукМосква - 20171  ОГЛАВЛЕНИЕВведение………………………………………………………………………….4Глава I. Условия формирования жанровой системы русской детскойлитературы 1920–1950-х гг. ………………………………………………….23§1. Русская детская литература в социокультурном контексте 1920–1950х гг. ……………………………………………………………………………..23§ 2. Психолого–педагогическая основа формирования русской детскойлитературы 1920–50–х гг. …………………………………………………….45Глава II.

Русская детская поэзия 1920–50–х гг. ……………………………63§ 1. Социально-бытовая поэзия для детей ………………………………651. 1. Жанр портрета в поэзии для детей и подростков первойполовины ХХ в. ………………………………………………………………..711. 2. Жанр рассказа в стихах и его реализация в поэзии С.Я. Маршакадля детей ……………………………………………………………………….95§ 2. Жанровые модификации философской поэзии для детей первойполовины ХХ в. ………………………………………………………………111§ 3. Жанровая система дидактико-познавательной поэзии для детейпервой половины ХХ в. ………………………………………………………1263. 1.

Жанр лирической миниатюры в поэзии для детей. Лирическийцикл в детской поэзии. ……………………………………………………….1273.2. Трансформация жанров фольклора и древнерусской литературы впоэзии В.В. Маяковского и Н.П. Кончаловской ……………………………141А) Жанры фольклора, древнерусской литературы и их рецепция впоэзии В. В. Маяковского для детей ………………………………………142Б) Жанр летописи и его специфика в поэме Н.П. Кончаловской«Наша древняя столица» …………………………………………………….161§ 4. Игровая поэзия для детей ………………………………………….1734.1. Жанровый полиморфизм в творчестве К.И. Чуковского для2  детей ………………………………………………………………………….1754. 2.

Поэзия абсурда для детей (творчество Д. Хармса) ………….196Глава III. Формирование и развитие системы жанров в русской детскойпрозе 1920 – 50-х годов ……………………………………………………...225§ 1. Проза о детях и для детей ……………………………………….2281. 1. Жанровое своеобразие повести о школе и её разновидности..2291.

2. Жанровое своеобразие романа /повести воспитания ………259А) Произведения о взрослении и становлении характера героя..261Б) Жанр романизированной биографии ………………………....272В) Произведения об исключительной личности ………………..276Г) Повествование об испытании человека ……………………....281Д) Роман о карьере ………………………………………………..285Е) Произведения о воспитании чувств …………………………..287§ 2.

Жанр рассказа в русской детской литературе 1920–50-х гг. ….293§ 3. Система жанров научно–художественной книги …………….3073. 1. Рассказы о вещах и профессиях ………………………………3073.2. Жанры литературы о животных ………………………………3153.3. Жанры натурфилософской прозы …………………………….333§ 4. Литературная сказки 1920–1950-х гг. и её жанровыеразновидности ………………………………………………………………….3414.1.

Жанровые разновидности прозаической сказки ……………..3414. 2. Жанровая система драматической сказки ……………………398Заключение ……………………………………………………………………..425Библиография …………………………………………………………………..4343  ВВЕДЕНИЕПредметом исследования настоящей диссертации является процессформирования, становления и развития системы жанров русской детскойлитературы 1920–50–х гг.1, активное взаимодействие и взаимовлияниедетской и взрослой литературы этого периода. Специфика детскойлитературы ХХ в. заключается в постоянном эволюционировании, рецепцииклассических традиций и нововведениях, опоре на солидную научную ипсихолого-педагогическую основу.

Детская литература этого периодаперестала быть падчерицей «большой» литературы, узкоспециальнымявлением, преследующим исключительно практические цели. Этот пластхудожественного творчества вливается в общий литературный поток истановится его важной и неотъемлемой частью.Детская литература и литература для взрослых в ХХ веке идут рука обруку. Литература для подрастающего поколения органически вбирает в себяосновные тенденции развития литературы для взрослых, закрепляет их,несколько преобразуя и переосмысливая. В свою очередь, взрослаялитература невольно оглядывается на детскую, ищет в ней поддержку иподтверждение своих констант.

Так, исследователь взрослой литературы Я.В.Солдаткина отмечает расцвет эпического мышления в русской литературе1930–1950-хгг.,актуализациякоторого«продиктованамировоззренческими и социокультурными задачами по созданию цельного,масштабного, широкого эпического образа мира, соответствующего тойобщественной реальности, которая создавалась при сталинском правлении» 2,что характерно и для детской литературы. И, наконец, детская литература,особенно в 1920-1950-е годы, служит для многих писателей поройединственной возможностью самореализации, а также выступала средством                                                            1 Детская литература русского зарубежья не является предметом настоящего исследования, т.к. во многомона обусловлена спецификой морали, религиозных и политических воззрений писателей–эмигрантов идалеко не во всём коррелирует с содержанием и художественными исканиями литературы советскогопериода.2 Солдаткина Я.В.

Эпическое мышление в  прозе 1930-1950-х гг.: мифопоэтический аспект // ИзвестияВолгоградского государственного педагогического университета. Выпуск 2. Т. 56, 2011. С. 117.4  «тайнописи»,открываяхудожественныевозможностиослабленияидеологических тисков. Именно в рамках детской литературы можно былопри соблюдении определенных правил "игры"высказать собственнуюпозицию открыто и честно.

Такой отдушиной оказалась, к примеру, сказкаА.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935), гдеавтор достаточно сатирично и иронично изображал действительность,которая была воспета им в романах «Хождение по мукам» (1922-1941) и«Петр I» (1929-1945). Представители группы ОБЭРИУ "насыщали" детскиепроизведения теми идеями, которые были "непроходными" в произведенияхдля взрослых.

Е. Л. Шварц обращается к излюбленному жанру детскойлитературы - сказке. Этот жанр оказывался во многом хорошим щитом дляпьес Шварца, адресованных взрослым, да и в детской драматургии этогоавтора необычайно насыщенным оказывается подтекст, понятный преждевсего взрослому читателю. Все это максимально сближает детскуюлитературу и взрослую.Значительнообновляется(особеннописательской среды. К детскойпредставителиразличныхв1920-1930-егг.)составлитературе обращаются не толькосоциальныхслоев,школинаправлений:представители новокрестьянской литературы (С.

А. Есенин), футуристов (В.В.Маяковский), писатели из демократической среды(М.Горький, М. А.Шолохов и т.д.), но и так называемые "бывалые люди", пришедшие влитературу для детей из других профессиональных сфер (М. Ильин, Б. С.Житков, В. В.Бианки и т. д.). Все это обеспечивало многообразие литературыдля детей, повышало ее качество. Детская литература формировалась уже непо остаточному принципу, а именно кропотливо собиралась и достаточноуспешно развивалась и задействовала самые разные возможности.Во–первых, детская литература смогла опереться на весьма солиднуютеоретическуюбазу,подготовленнуюлитературы: В.Я. Проппом,исследователямиА.А.

Потебнёй, Е.М. Мелетинским, Э.В.Померанцевой и др.5  крупнымиВо-вторых, многие точки над i расставили и педагоги-психологи,познакомив писателей и поэтов с особенностями детской психики,возрастными проблемами, "болезнями роста" и т.д. Своеобразным иоригинальным откликом на исследования П. Блонского, Л.

Выготского идругих стали собственные изыскания писателей. К примеру, Чуковский,которому удалось подойти к уникальной проблеме - особенностямформирования детской речи - и показать гениальность малого ребенка вречетворчестве и неосознанные лингвистические открытия каждого малышав освоении родного языка (Чуковский «От двух до пяти», 1933).Вместе с тем детская литература внимательно присматривалась косновным тенденциям развития взрослой литературы и творчески на нихреагировала.

Так, к примеру, элементы орнаментализма можно увидеть вромане-сказке Ю. Олеши "Три толстяка" (1924, опубл. 1928). Спецификаорнаментальной прозы изучалась в основном на примере «большой»литературы, однако трудыЮ.Н.Тынянова3, В.М. Жирмунского4, В.Б.Шкловского5, Д.С. Лихачёва6, Е.Б. Скороспеловой7, М.М. Голубкова8, Н.А.Кожевниковой9 и других исследователей оказались весьма актуальны и длядетской литературы. Сказовые формы повествования весьма обогащали иразноообразилилитературувообще.РаботыБ.Эйхенбаума10,В.Виноградова11, М. Бахтина12 по теории сказа оказались весьма актуальны иполезны для исследования творчества для детей. Но в детской литературеесть своя особенность - в качестве "чужого" слова и "чужого" сознания                                                            3Тынянов Ю.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
437
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее