Philosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии), страница 6
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.5.2011" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Во-первых, Маркс иЭнгельс в своей теории абсолютизировали материальную сторонупроизводства. Движущей силой истории они полагают развитиепроизводительных сил общества, однако оно обусловлено, в конечномсчете, развитием человеческого знания, прогрессом науки и техники.Значит, производственная деятельность представляет собой единствоматериального и идеального факторов.
Очевидно, что без развитиячеловеческого знания, производства новых идей развитие производстване было бы возможно. Во-вторых, в марксизме делается упор наразрушительные силы в истории – классовую борьбу, революцию,насильственный захват власти. Принятие подобного взгляда наобщественную действительность порождает классовую ненависть,оправдывает любые действия, и в итоге ведет к социальной трагедии. Втретьих, выстроенная в марксистской философии схема общественногоразвития упрощает исторический процесс, в нее не укладываетсядействительная общественная жизнь, которая всегда сложнее имногообразнее теории.Проблема отчуждения. Маркс во многих работах жесткокритикует капиталистический строй, он делает акцент в основном наего отрицательных сторонах.
В «Философско-экономическихрукописях» он пишет, что в современном ему капиталистическомобществе человек находится в состоянии отчуждения, в котором Марксраскрывает несколько сторон: отчуждение от продуктов труда, от самой24трудовой деятельности, от человеческой родовой сущности, от другихлюдей. В таком обществе человек не имеет возможности получатьудовлетворение от труда, который является принудительным, а несвободным; от общения, которое сводится к бессердечным товарноденежным отношениям. Причиной отчуждения Маркс считаетмеханизм капиталистического производства,основанного набуржуазной собственности, на эксплуатации одного класса другим,поэтому его нельзя преодолеть улучшением положения угнетенногокласса.
Чтобы преодолеть человеческое отчуждение, создать лучшее,справедливое общество, идеалом которого в марксизме выступаеткоммунистическое общество, необходимо уничтожить существующиеобщественные отношения.Социалистическое учение. Маркс и Энгельс, основываясь наоткрытых ими закономерностях исторического развития, пыталисьобосновать необходимость революции. Они считали, что противоречиякапиталистического общества будут только усугубляться в силу ростапроизводительных сил. Угнетенный класс пролетариата, порожденныйсамим же капитализмом, будет расти, а его положение будетстановиться все более невыносимым.
Пролетариат должен будетосознать свое бедственное положение, объединиться и выступитьпротив существующего порядка. Социалистическая революция будетнаправлена, прежде всего, на захват политической власти, в результатечего пролетариат станет господствующим классом и возникнетсоциалистическое государство. Власть позволит пролетариату принятьмеры по уничтожению частной собственности. В результате исчезнутклассы, социальное неравенство, отпадет необходимость вполитической власти, деньгах – на смену социалистическомугосударству придет коммунистическое общество. Оно представляетсякак ассоциация, в которой человек сможет свободно трудиться на благообщества, реализуя свои способности, вступать в солидарныеотношения с другими людьми, получать удовлетворение отдеятельности и общения.В своей теории Маркс и Энгельс абсолютизировали действиематериальных сил в истории и недооценили значение духовных силобщественного бытия, не учли всю сложность и разнообразиематериальных и духовных потребностей человека.
Безусловно,материальные условия жизни влияют на сознание людей, но нельзя,25разом изменив материальные отношения, изменить самих людей,сделать их свободными и счастливыми. Большие вопросы вызываеттакже идея социалистического устройства общества, которое на делепротиворечит свободе человека, так как личный интерес в немоказывается полностью подчинен общественному интересу.
Практикаобщественногоразвитиявдвадцатомстолетиипоказаланежизнеспособностьсоциализма,неприемлемостьсоциальнойреволюции как средства решения проблем социальной справедливости.Маркс и Энгельс осознали многие недостатки капиталистическогообщества, стремились к преодолению унизительной эксплуатациичеловека человеком, к преодолению огромного социальногонеравенства, но единственный путь освобождения человека ониувидели в радикальном разрушении существующего порядка, вреволюции.
Русская интеллигенция восприняла эту идею какруководство к действию. Исторические последствия внедрениямарксистских социальных идей в жизнь в настоящее время известны.ПОЗИТИВИЗМ.Позитивизм – философское направление, настаивающее на том, чтовсе положительное (позитивное) философское знание сводится ксодержанию отдельных специальных наук и обобщению ихдостижений. Таким образом, философия как особая наука,претендующаянасодержательноеисследованиепроблемысоотношения сознания и реальности, другие мировоззренческиепроблемы не имеет права на существование.
«Наука сама себефилософия» – вот центральный тезис позитивизма.В историческом развитии позитивизма различают три этапа:позитивизм XIX века (О. Конт, Г.Спенсер, Дж.Ст.Миль),неопозитивизм (логический позитивизм) первой половины XX века(Л.Витгенштейн, М.Шлик, Р.Карнап, Г.Рейхенбах и др.) ипостпозитивизм второй половины XX века (К.Поппер, Т.Кун,П.Фейерабенд).Позитивизм XIX века.Возникновение позитивизма связано с философской доктринойфранцузского философа О.Конта (1798-1857), которую он изложил вобъемном труде «Курс позитивной философии».
Предназначение своейфилософии, которую Конт назвал «синтетической», он видел в26«признании всех явлений подчиненными неизменным естественнымзаконам, открытие и низведение числа которых до минимума исоставляет цель всех наших усилий». Философия для Конта – некаяобщая наука, раскрывающая связь отдельных наук на основепроведенной им классификации наук.
Причем в классификации Контруководствуется достаточно естественным принципом рассмотрениянаук по мере их усложнения. В его классификации возникаетследующая цепочка наук: механика с математикой, науки онеорганических телах (астрономия, физика, химия), науки об«органических телах» (биология, физиология и «социальная физика»,являющаяся у Конта синонимом социологии). Конт отвергает делениефилософских школ на материалистов и идеалистов как проявление«метафизики», то есть традиционной, спекулятивной философии.Пережитки метафизики, которыми отягощено сознание некоторыхученых, он видит также в претензии науки на раскрытие причинявлений и проникновение в их сущность.
«Мы признаем абсолютнонедоступным и бессмысленным искание первых или последнихпричин…даже в самых совершенных объяснениях положительных наукмы не претендуем на указание первопричины явлений». По мнениюКонта, наука не объясняет, а лишь описывает изучаемые явления,отвечает на вопросы «как», а не «почему».
Таким образом, в отрицанииобъективного характера причинности Конт следует Д.Юму (и в этомпроявляется свойственный его взглядам агностицизм), хотяодновременно, следуя французскому материализму XVIII в., Контподчеркивает объективный характер законов частных наук.По сути дела, вся «положительная» философия Конта состоит изнабора обобщений, не отличающихся от обобщений частных наук, иимеет мало общего с традиционным пониманием предназначенияфилософии и ее проблематики. Однако представляет интерес экскурсКонта в область истории и социологии.Конт описывает историческое развитие общества, руководствуясьчастично придуманным им, частично заимствованным у французскогофилософа-утописта Сен-Симона законом интеллектуальной эволюциичеловечества или законом трех стадий.
Первая стадия – теологическая.В это время человеческий разум «еще не способен разрешатьпростейшие научные проблемы, жадно…ищет начала всех вещей,стремится найти либо начальные, либо конечные основные причины27… явлений и основной способ их возникновения, – словом, стремится кабсолютному знанию». Его деятельность на этой стадии направляетсятеологическими принципами, «без которых, необходимо признать, нашум не мог бы никогда выйти из своего первоначального оцепенения»(там же).
Вторая стадия – метафизическая. В сущности, на этой стадиичеловеческий разум направлен на решение тех же задач, что и напредыдущей стадии, но уже руководствуется не теологическими, афилософскими, метафизическими принципами. По мнению Конта,философия в ее метафизической форме – это такое философскоеорудие, которое «по своей природе… способно лишь проявлятькритическую или разрушающую деятельность… не будучи никогда всостояниисоздатьчто-либоположительное,исключительносвойственное ему…». Вот почему метафизическое состояние общества«нужно… рассматривать как своего рода хроническую болезнь,естественно присущую эволюции нашей мысли… на границе междумладенчеством и возмужалостью».