Philosophy.lektii.5.2011 (PDF-лекции по философии)
Описание файла
Файл "Philosophy.lektii.5.2011" внутри архива находится в папке "PDF-лекции по философии". PDF-файл из архива "PDF-лекции по философии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 2 семестр, которые можно найти в файловом архиве РТУ МИРЭА. Не смотря на прямую связь этого архива с РТУ МИРЭА, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "лекции и семинары", в предмете "философия" в общих файлах.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Министерство образования и науки Российской ФедерацииМОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯТОНКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА(МИТХТ)Кафедра философииКУРС ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ(КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)ЧАСТЬ VФИЛОСОФИЯ XIX – XX ВВ.Москва – 2011УДК1 (075.8)ББК 87.3 я 73Рецензент: канд.филос. наук, доктор полит. наук проф. Барис В.В.Курс лекций по философии (краткое изложение). Часть пятая.Философия XIX-XX вв. / Под редакцией проф., д.филос.н.
ИвановойА.А. – Учебное пособие. – М: ИПЦ МИТХТ, 2011.Авторы: проф., д.филос.н. Иванова А.А. (С.4-7, 53-78)проф., д.филос.н. Ледников Е.Е. (С.26-40)доц., к.филос.н. Вольнякова О.А. (С.15-19, 45-53)доц., к.филос.н. Арапова Э.А. (С.12-15, 40-46)ст. преп., к.филос.н. Криволапова Ю.К. (С.19-26)ст.преп. Зубец Г.П. (С.7-11)Учебное пособие написано преподавателями кафедры философииМИТХТ им. М.В.
Ломоносова. Тексту учебного пособия соответствуютразделы Хрестоматии по философии.Утверждено Библиотечно-издательской комиссиейим. М.В. Ломоносова в качестве учебного пособия© МИТХТ им. М.В. Ломоносова2МИТХТОглавлениеЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - XX вв. ........................................4ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА. ............................................7СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 – 1855) .......................................................
7АРТУР ШОПЕНГАУЭР (1788-1860) .................................................. 12ФРИДРИХ НИЦШЕ (1844 – 1900) ..................................................... 15ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА ..........................................................19ПОЗИТИВИЗМ .....................................................................................26ПСИХОАНАЛИЗ..................................................................................40ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) .................47РУССКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХIХ-ХХ вв.
......533ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX - XX вв.Известно, что философское знание в Западной культуре существуетв первую очередь посредством развития содержания своих ответов навечные, поставленные во многом еще античной философией, вопросы.Меняются эпохи, развивается общество и его культура, однако этивечные проблемы всегда остаются в центре познания. Новые временаприносят с собой необходимость нового истолкования этих проблем:развитие человеческой истории, взлеты и падения человеческойкультуры, опыт бытия в целом делают актуальным осмыслениепрежнего опыта и на основе этого осмысления более мудрого взглядана жизнь.
Истолкование этих проблем требует все большего углубленияв их собственное содержание, а, следовательно, развития в самойпостановке философских вопросов. На этой основе определяютсяприоритеты в философском знании в новом времени и поиски ответовна запросы жизни.Следовательно, для изучения философии каждой эпохи, а в данномслучае для изучения философии второй половины ХIХ века ифилософии ХХ века, важно понять следующее:- трансформацию вечных философских проблем в этот периодвремени;- социальные, научные и собственно философские истоки этойтрансформации;- и на этой основе содержание и форму тех взглядов на решениеэтих проблем, которые присущи философии этого времени.Каждая эпоха в философии имеет свои черты, которые необходимовидеть, однако период времени конца ХIХ и ХХ вв. для нас особенный– это время, которое непосредственно связано с современностью, этогромадная эпоха, которая перерастает в ХХI век, то есть в наши дни.Изучая философию этого времени, мы входим в мир человеческогосамосознания, который во многих отношениях является нашимсобственным общественным и индивидуальным самосознанием,самосознанием культурно развитого современного человека.Прежде всего, отметим, что на развитие философиинепосредственное влияние оказывает осмысление результатов научногопознания.
Это происходит всегда. Постоянно философия обобщаетуспехи науки, тем самым влияя и на развитие науки, при этом4обогащая собственные теоретико-познавательные концепции. Наоснове осмысления результатов научного познания, в первую очередь,создавались гносеологические теории всех выдающихся философовпрошлого. Революционные открытия в физике последних двухстолетий, прорывное развитие математических идей, биологии, химии все это, несомненно, отразилось на философских идеях. Именно в этуэпоху появилась Периодическая система элементов Д.И.Менделеева,возникла генетика, были созданы квантовая механика, теорияотносительности и многое, что привело к принципиально новымвзглядам на возможности науки, на связь науки и техники, на рольнауки в жизни человека и общества.Конечно, все кардинальные философские гносеологическиепроблемы остались по-прежнему главными: это проблемы истины,соотношения объекта и субъекта, языка познания, теории и практики ит.д.
По-прежнему осталась центральной проблема познаваемости мира,новые грани актуальности приобрел и продолжает приобретать вопросо том, существуют ли границы познания.Вместе с тем все эти проблемы стали звучать в контекстепоявившихся новых научных идей и связанных с ними техническихразработок, что находило многообразное отражение в различныхфилософских учениях. Более того, поскольку философия едина в своемсодержанииипосколькувсяфилософскаяпроблематиканепосредственно связана с главными вопросами философии, преждевсего, такими, как смысл жизни человека и общества, как проблемадобра и зла, то существенные изменения в науке и технике, а такжеистолкования этих изменений непосредственно вели к новым подходамв решении бытийных человеческих проблем.Конец ХIХ века и ХХ столетие характеризовались также бурнымиисторическими событиями: войнами, революциями, переворотами и пр.Осмысление философией этих событий приводило к новымтеоретическим акцентам во взглядах на человеческую жизнь, ееценность, на проблему ценностей как таковых, приводило,следовательно, к изменениям в решении основополагающих бытийныхпроблем.Важно иметь в виду, что общественные перевороты, вовлекающиев исторические действия громадные массы людей и неизбежноприводящие к утрате внимания к отдельному человеку, не могли не5отразиться на содержании всей духовной культуры, но в первуюочередь это относится к философии, к ее влиянию на другие граникультуры.
Именно в связи с этим возникла популярность, в частности вискусстве, пессимистических философских идей о безысходностижизни человека, о его непреодолимом одиночестве, о бессмысленностисамого вопроса о счастье, о его недостижимости ни в какой форме и т.п.Далее. Рассматриваемый период в развитии философиихарактеризуется поляризацией рационализма и иррационализма.Рационализм немецкой классической философии ХIХ столетия, впервую очередь рационализм гегелевской философской системы,вызвал иррационалистическую философскую реакцию в ученияхС.Кьеркегора, А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
Вместе с тем, на основенемецкого рационализма, включая рационализм Фейербаха, и в своюочередь уже в противовес иррационалистическим взглядам вфилософии ХIХ века, возникла марксистская рационалистическаяконцепция. В значительной мере это относится и к рационалистическимпозитивистским и неопозитивистским теориям, а также к комплексуразнообразных психологических и социально-психологических теорий.Что касается последних, то особенно большое влияние в ХХ векеполучили идеи З.Фрейда, Э.Фромма, К.Юнга.
Позитивизм ХIХстолетия, а затем ХХ века связан, в первую очередь, с такими именами,как О.Конт, Б.Рассел, Л.Витгенштейн, К.Поппер, Р.Карнап.Постпозитивизм ХХ столетия, выражающий антисциентистскиетенденции в утверждающейся все в большей мере в эту эпохуфилософии науки представлен такими именами, как Т.Кун,П.Фейерабенд, И.Лакатос.По целому ряду причин, прежде всего связанных с социальнымикатаклизмами ХХ столетия, проблема человека и его существованияхарактеризуется не только социально-психологическими подходами вее решении, но и иррационалистическими взглядами. Философиячеловеческого существования, получившая название экзистенциализма,отражена в философских трудах К.Ясперса, в некоторых идеяхМ.Хайдеггера, в философском и художественном творчестве А.Камю,Ж.П.Сартра.
Экзистенциализм характеризовался серьезной попыткойпреодолеть односторонность рационализма во взглядах на человека иобщество.6Западная философия ХХ столетия включала в себя трудыдостаточно большого количества философов. И в настоящее время мирфилософии непрерывно обогащается, философы стремятся давать своиответы на вопросы, возникающие в современной жизни.ФИЛОСОФИЯ ИРРАЦИОНАЛИЗМА.СЁРЕН КЬЕРКЕГОР (1813 – 1855)Сѐрен Кьеркегор – датский философ, иррационалист, один изнаиболее известных западных основателей экзистенциальнойфилософии, предтеча философского направления, которое в 20 векеполучило название «экзистенциализм». Главной проблемой философииКьеркегора является единичное, внутреннее, временное существованиечеловека – экзистенция (от позднелат. existentia – существование).Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие импринципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение),этический (долг) и религиозный (вера).