Диссертация (792945), страница 39
Текст из файла (страница 39)
То есть, уже тогда Россия стала связующимзвеном между Востоком и Западом.При обращении к скандинавскому эпосу «Малая Эдда» и другим сагам овикингах, можно найти упоминание некого Альдейгьюборга. Это и есть СтараяЛадога335.Наш социологический опрос позволил выявить, что для жителей Ладогиих город ассоциируется с «приходом варяг», Рюриком и «первой столицей»государства Российского.Миф о столичности культивируется в Старой Ладоге максимальноактивно.
Среди достопримечательностей города есть камень, на которомуказана дата 753 год. Именно с этого момента ведется отсчет существованияЛадоги. Здесь же туристам показывают и «первую» в России улицу, названную«варяжской». А сокол на гербе города считается символом Рюрика, потому что334Басова Д.
В. Дневник полевых исследований. 2015. Июль. С. 1–2. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://vk.com/doc-68608383_406007713.335Басова Д. В. Старая Ладога — «воображаемая» столица России // Сравнительная политика. 2015. Т. 6.№ 4 (21). С. 89–93.232считается, что именно так переводится слово «рюрик» с древненорвежскогоязыка336.Для Старой Ладоги характерно смешение христианства и язычества. Вгороде есть реконструкция церкви XII в., которых в то время в общейсложности было шесть. Помимо этого на территории Старой Ладогирасположены Никольский и Успенский монастыри337. Первый из них былоснован Александром Невским в 1240 г., когда была одержана победа в Невскойбитве338.
Но в Старой Ладоге также помнят и уважают языческое наследие, вчастности, организовывают мероприятия, на которых реконструируютсясражения варягов.Сильно и культурное наследие Ладоги, что тоже тесно связано с мифом о«столичности». В ходе целенаправленных раскопок, проводившихся в XIX в.была обозначена могила князя Олега, о котором писал А. С.
Пушкин. Местозахоронения князя Олега было обозначено условно, но жители Старой Ладогисклонны считать, что речь идет об абсолютно доказанном факте. Наобозначенном месте можно найти подробную историческую справку о фигурекнязя Олега339.Миф о «столичности» для населения Старой Ладоги — это не попыткаконкурировать каким-то образом с Москвой, что заведомо обречено на провал.Онваженименнодляформированиялокальнойидентичности.Противопоставление идет даже скорее не с Москвой, а с Санкт-Петербургом,который ближе к Ладоге географически и с момента своего основания336Там же.Остапенко Г.
И. Дневник полевого исследования. 2015. Июль. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://vk.com/doc-68608383_406007713.338Остапенко Г. И. Интерпретация пространства: пространственные конфигурации Старой Ладоги //Сравнительная политика. 2015. Т. 6. № 4 (21). С. 94–96.339Окунева Е. С. Дневник полевого исследования. 2015. Июль. [Электронный ресурс]. — Режимдоступа: http://vk.com/doc-68608383_406007713.337233позиционируется как «окно в Европу».
Именно этому европейскому характерусеверной столицы и противостоит Ладога, подчеркивая, что она являетсяоплотом не европейской, а исконно русской идентичности.Историческая составляющая «столичности» Старой Ладоги представленав ней максимально ярко.Так, повсюду можно найти таблички, указывающие, что Ладога былаоснована в 753 году. В подтверждение этому факту в одном из музееввыставлены экспонаты в виде всевозможных украшений и бытовых изделий.Экспозиция занимает несколько залов музея.Один из важнейших исторических памятников города — Староладожскаякрепость.
Заложенная в XII в., она в течение целого столетия играла важнейшеезначение для молодого государства. Позже крепость неоднократно подвергаласьперестройкам. В XVII в. ее захватили шведы. На данный момент онавосстановлена, причем есть фрагменты, которые удалось сохранить с моментаоснования. С крепостью связано множество легенд.На территории Староладожской крепости проходит ежегодный фестиваль,цель которого — воспроизведение эпохи VIII в. Фестиваль привлекает большоеколичество зрителей как со всех уголков нашей страны, так и из многихевропейских стран. Во время фестиваля проходят постановочные бои ивсевозможные состязания, характерные для той эпохи.Также в Староладожской крепости находится тематическая выставкапосвященных городу картин, основным сюжетом которой служат историческиеархитектурные объекты.
Цель выставки — «актуализация исторической памятио потерявших былое значение городах-первоначалах»340.340Окунева Е. С. Дневник полевого исследования. 2015. Июль. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://vk.com/doc-68608383_406007713.234Большой поток туристов привлекают и монастыри, расположенные натерритории Старой Ладоги, где сохранились соборы XII в., в одном из которыхсохранились фрески, датированные тем же временем.Подводя итог, заключаем, что миф о «столичности» формируетуникальную локальную идентичность жителей Старой Ладоги.4.1.2. Столица исчезнувшего государства (Касимов)Рис. 18.
Карта Касимовского ханстваИсточник: Из собрания Касимовского историко-культурного музеязаповедника. Расшифровка по: Черемин А. А. Касимовское ханство (XV–XVIIвека). Минск: Белорусский дом печати, 2014. — 144 с.235В отличие от Старой Ладоги и следующего рассматриваемого случая,Мышкина, город Касимов был фактической столицей государства —Касимовского ханства (1452–1681 гг.).Впервые Касимов упоминается в 1152 г. как Городец Мещерский.Появившееся в XV в. Касимовское ханство (рис.
5) в течение всего временисуществования зависело так или иначе от Русского государства, так как быловыделено Василием Темным, а в конце XVII в. снова вошло в состав Русскогогосударства. Одной из основных функций Касимовского ханство для Москвыбыло привлечение в состав Русского государства еще двух ханств, Казанского иАстраханского. На территории Касимова сохранились исторические памятникитого времени, когда город возглавлял ханство. Проживающие же в городетатары составляют незначительную часть населения и появились здесь гораздопозже341.Для Касимова характерно наличие двух дискурсов о городе.
Официальнопревалирует история города, связанная с Мещерой, о чем можно найтимножество информации в Краеведческом музее. Период Касимовского ханствапреимущественно игнорируется.Внародномдискурсе,наоборотпревалируютвоспоминанияоКасимовском ханстве и культивируется миф о столичности. Местные писателипосвящают много своих работ именно периоду существования Касимовскогоханства. Например, И.
Благодерова342, Б. П. Гучков343, А. и Ф. Игнатьевы344,Ю. В. Ржевский345 и Л. П. Чекина346.341Савин С. О. Столица как центр государственного строительства — историческая памятьо «столичности» Касимова // Сравнительная политика. 2015. Т. 6. № 4 (21). С. 105–106.342Благодерова И.
Гусь-Железный и окрестности (Касимовский район). Касимов: Формат, 2012. — 40 с.;Благодерова И. Касимов: ваш туристический гид. Шацк: Шацкая типография, 2010. — 96 с.343Гучков Б. П. Касимовская невеста: историческая поэма. Волгоград: Новые краски, 2014. — 30 с.236Также для Касимова характерно наличие связанных с родным городомобразов и легенд, прочно засевших в сознании жителей. Это и дочь хана«касимовская невеста», и история о том, что Петр I подарил город хану Касиму— то, что Петр и Касим жили в разные времена, никого особо не волнует.На официальном уровне обнаруживается стремление умалчивать о«столичности» города, поскольку подобные идеи могут поселить в умах мысльо бывшей независимости региона. Поэтому татарское наследие прослеживаетсятолько в сохранившихся памятниках архитектуры.Отметим, что жители по-разному воспринимают Касимов.
Некоторыесчитают его русским, другие исконно татарским, но ставшим русским.Прозвучала также интересная идея: «город — русский, но они (татары) — занас»347. Татары, составляющие незначительную часть населения, проживают вотдельном районе под названием «Старый Посад» за пределами основной частигорода. Для жителей-татар сохранившаяся мечеть с минаретом имеют важноезначение, причем не только религиозное, но и символическое. На территорииСтарого Посада действует одна мечеть.