Книга 4 - Современные проблемы теории познания или логики разумного мышления - Семенов (1238831), страница 70
Текст из файла (страница 70)
Д. Холтон был допущен хранителями наследия А.Эйнштейна к его неопубликованным записям.Таким образом, несовпадение между миром в себе и миром для науки(«физической реальностью») не исчерпывается только тем, что впервом есть то, чего пока нет во втором, что содержание первого ширесодержания второго. Оно может заключаться и в том, что в мире длянауки («физической реальности») может существовать и то, чего нет вобъективной реальности. Несовпадение первого рода существуетвсегда.
Оно постоянно преодолевается в ходе развития науки, ноникогда не будет полностью преодолено. Несовпадение второго родато и дело возникает и преодолевается. Результатом его преодоленияявляется движение ко все большему и большему совпадению мира,каков он для науки, с миром самим по себе.4. Структура мира для нас, появление нового знания и обогащениеконцептофондаВ одном из предшествующих разделов (3.4) были введены понятияконцептофонда и ментофонда. Концептофонд содержитупорядоченный набор понятий вообще, предельно общих понятий(категорий) прежде всего, при помощи которого наводится порядок вхаосе ощущений и возникает чувствопонятийный мир для нас,воспроизводящий мир каков он сам по себе.
Но такого рода миром длянас чувствоумозримый мир для нас не исчерпывается. Он включает всебя также холиофактуальный мир для нас. И наконец, свозникновением науки мир для нас начинает включатьчистоумозримый, или теорозримый мир.При всем различии холиофактуальный и теорозримый миры имеютмежду собой общее.
И холии и теории базируются на фактах ипредставляют собой разные формы унитаризации фактов, в основекоторой всегда лежит идея. Поэтому холиофактуальный итеорозримый миры можно объединить под названием унитарнофактуального мира для нас.Именно в унитарно-фактуальном мире возникает новое знание.Возникновение нового знания и есть то, что принято называтьоткрытием.
С появлением нового знания открываются все новые иновые стороны мира, о которых человек ранее ничего не знал.Открытия совершаются в процессе и житейского, и научногопознания. Научные открытия подразделяются на два основных вида.Первый — открытие новых ранее не известных явлений. Примерыфактологических открытий: обнаружение в 1895 г. ВильгельмомКонрадом Рентгеном (1845-1923) лучей, названных его именем, и в1896 г. Антуаном Анри Беккерелем (1852-1908) — радиоактивности.Второй вид научных открытий — выявление сущности явлений путемсоздания теории. Теоретические открытия — магистральный путьразвития научного познания.Только в процессе разумного мышления возникают новые понятия исоздаются новые прочные связи между понятиями. Идеи, холии итеории излагаются в форме суждений и систем суждений, в формерациотекстов и лингвотекстов.
Новое знание из унитарнофактуального мира переходит в понятийный мир. Но, что самоеважное, новые понятия и вновь созданные прочные связи измыслефонда проникают в концептофонд и закрепляются в языке.Происходит, если можно так выразиться, выпадение нового знания восадок, его кристаллизация, обогащение мыслеконцентрата.Самым заметным проявлением происходящего в унитарнофактуальном мире возникновения нового знания является смена однихтеорий другими. Когда умножается число новых фактов, которыесовершенно не укладываются в существующую теорию,необходимостью становится создание новой теории, способнойобъяснить все имеющиеся факты: и те, что объясняла старая теория, ите, что с ней не совместимы.
Когда новая теория проходит проверку истановится достоверной истиной, старая отбрасывается. И сразу жевозникает вопрос, эта, теперь отброшенная, теория, является истиннойили ложной. Ведь она тоже в свое время прошла проверку и былапризнана истинной. Так остается ли она истинной и сейчас.Если остается, то выходит, что мы сейчас отказываемся от истины.Если же она теперь является ложной, то как она могла быть раньшеистинной. Может быть, выход из положения состоит в признании того,что в действительности она всегда была ложной и лишь считаласьистинной.
Но ведь вполне возможно, что и новая теория, пришедшаяна смену старой, в последующем развитии тоже может бытьотброшена и заменена еще более новой. И допустив, что отброшеннаятеория всегда была ложной, мы должны прийти к выводу, что развитиетеоретического знания есть процесс смены одних заблужденийдругими, что истины в теоретическом знании нет и быть не может.Все это, взятое вместе, побуждает детальнее разобраться с проблемойистины, а тем самым и с вопросом об отношении истины изаблуждения. Но прежде чем приступить к этому, необходимоподвести некоторые итоги всему сказанному в данной книге о теории(логике) разумного мышления.Глава 15. Категориальный аппарат теории (логики) разумногомышления1.
Онтогностические и гностические формы разумного мышленияО существовании двух видов мышления (рассудка и разума) и о том,что после Гегеля философия стала наукой о разумном мышлении(логикой разумного мышления) говорилось и в первой (I.2.2) и вовторой (II.9.1; II.9.3) книгах цикла.Это отнюдь не означает, что философия не должна заниматься ничувственным познанием, ни рассудочным мышлением. Ведьмышление непосредственно, прямо с объективным миром не связано,весь материал, на котором оно основывается, поступает к нему толькочерез каналы чувственного познания.
Поэтому философия будучинаукой о мышлении, не может не заниматься чувственным познанием.Без этого мышление понять невозможно. Не может наука о разумноммышлении обойтись и без выявления природы рассудочногомышления. Разум не существует без рассудка. Они работают всегдатолько вместе. Более того, результаты работы разума, чтобы статьизвестными, должны быть облечены в формы, присущиерассудочному мышлению.
Поэтому понять деятельность разума безвыявления природы рассудка совершенно невозможно. Теорияразумного мышления с неизбежностью является теориейчеловеческого познания в целом. Только такая философия можетоткрыть путь к познанию истины.Но при всем при этом философия есть прежде всего исследованиепроцесса разумного мышления. Именно этому и была посвященаданная, четвертая по счету, книга цикла.Как было уже было показано во второй книге (II.9.3), Г. Гегельфактически (независимо и даже отчасти вопреки собственнойинтерпретации) открыл разумное мышление как процесс движенияпредельно общих понятий (категорий диалектики), представляющихсобой отражения наиболее общих форм бытия мира (мироформ) понаиболее общим законам развития мира (законам диалектики).
Врезультате, как уже указывалось, наука о разумном мышленииявляется одновременно и логикой, и предельно общим взглядом намир и всеобщим методом познания. Именно система законов икатегорий была в центре внимания и диалектического идеализма идиалектического материализма. Нередко к ней сводили всю логикуразумного мышления.Категории диалектики, бесспорно, являются формами разумногомышления, мыслительными формами, причем особого рода.
Открытыеформальной логикой понятия, суждения и умозаключенияпредставляют собой формы исключительно мышления, формы толькопознавательные, гностические (от греч. «гносис» — познание).Категории же диалектики (случайность, необходимость и т. п.) естьсодержательные формы мышления. Каждая из них имеет своимсодержанием определенную общую форму бытия объективного мира— мироформу.
Понятия и суждения существуют лишь в сознаниичеловека. Необходимость, случайность и т. п. существуют не только всознании, но и вне сознания, но существуют по-разному. Вобъективном мире они существуют как всякое общее лишь вотдельном и через отдельное, в сознании в чистом виде — в качествекатегорий диалектики, являющихся формами разумного мышления.Если понятия, суждения и умозаключения являются гностическимиформами мышления, то категории диалектики — онтогностическими(от греч.
«онтос» — сущее и «гносис» — познание) его формами.На естественно возникающий вопрос: являются ли категориидиалектики единственными формами разумного мышления, или же унего наряду с онтогностическими формами имеются и гностические,давались разные ответы. Как мы уже знаем, Э. В. Ильенков давал нанего отрицательный ответ (4.2). Первооткрыватель процессаразумного мышления Г. Гегель склонялся скорее к положительномурешению вопроса. Его «Наука логики», как известно, состоит из трехчастей. В первых двух («Учение о бытии» и «Учение о сущности»)рассматривается движение категорий диалектики по законамдиалектики. Третья часть носит название «Учение о понятии».
Еслиподходить чисто формально, то у Гегеля нет гностических формразумного мышления. Ведь согласно его взглядам, понятиясуществуют не только в сознании человека, но и в мире в качестведуховных сущностей вещей (см.: II. 11.3). Но по существу, третьячасть «Науки логики» посвящена разработке гностических формразумного мышления.