ВКР Борзунов (1234907), страница 2
Текст из файла (страница 2)
-рекламная
-отличительная
-охранительная
Товарные знаки и товарные обозначения, наименования места происхождения товаров и другие результаты интеллектуальной деятельности подлежат правовой охране исключительно после их регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспетент) [12], соответственно только после этого товарный знак и знак обслуживания и подлежат правовой охране согласно законодательству Российской Федерации. Факт регистрации средства индивидуализации подтверждается наличием свидетельства, которое подтверждает исключительное право лица на товарный знак (знак обозначения), наименования места происхождения товара и иной результат интеллектуальной деятельности. Ограничение касается одного, данное свидетельством исключительное право, распространяется лишь на товары указанные в этом свидетельстве [50, с. 85].
Товарный знак или знак обозначения, наименование места происхождения товара, которые лицо собирается зарегистрировать в патентном ведомстве, должны обладать признаком новизны, то есть средство индивидуализации не должно совпадать с тождественными или сходными обозначениями. Следует отметить, что признак новизны появился впервые в законодательстве РФ. Новизна средства индивидуализации должна быть абсолютной, она не должна быть сходна в части или полностью совпадать с элементами чужого товарного знака, а также, если товарный знак в целом с ним ассоциируется, даже если присутствуют некоторые отличия.
1.2 История появления и развития товарного знака
Развитие и появление товарного знака, клеймения товаров или их маркировку, их развитие отражает и развитие уголовной ответственности за нарушения правового режима действия товарных знаков в нашем государстве, отражает, то, какие политические, социальные или социально-экономические процессы проходили в нашей стране. Две революции, произошедшие в достаточно короткий период времени, не могли не отставить свой отпечаток на развитии, как самого товарного знака, так и уголовной ответственности за использование товарного знака с нарушением уголовного законодательства как результата мысленной деятельности лица. Исследовав историю развития уголовной ответственности за незаконное использование товарного знака, отдельных положений в отношении правового положения товарного знака на разных этапах развития российского государства можно отследить, как менялась и уголовная политика государства в отношении этого преступного деяния. На протяжении столетий менялось название этого средства индивидуализации, его понятие, но цель оставалась неизбежно одной отграничение товара одного от другого.
В развитии товарного знака можно выделить три этапа развития первый начальный этап, когда начала формироваться законодательная база, направленная на урегулирование отношений связанных с товарным знаком, клеймом или маркировкой, так формирование уголовного наказания за не правомерное использование указанных результатов интеллектуальной деятельности. Начальный этап длился вплоть до революции 1917, от этого года и следует второй этап в развитии товарного знака. Но и третий этап с 1991 года по настоящее время. На данном этапе законодательство о результатах интеллектуальной деятельности и в частности товарного знака получило наибольшее развитие и, развивается, по сей, день [25, с. 357].
В России на протяжении всех веков существования страны применялись специальные знаки для клеймения и маркировки товаров. Одним из самых распространенных были клейма, с помощью которых производители отечественных товаров отграничивали его от подобного иностранного товара и отграничении товара отечественного производства одного от другого. До 1667 года не было письменных источников, которые хоть как то бы урегулировали бы указанные отношения. Длилось это вплоть до правления Алексея Михайловича, во время правления которого был принят Новоторговый устав. Новоторговый устав 1667 года на тот момент был первым и единственным нормативно-правовым актом, закрепляющим положения по поводу вопросов связанных с товарными знаками. Главной особенностью и целью клеймения товаров того периода являлось проставление товарных знаков для взимания таможенных пошлин на основании проставленных клейм на конкретных видах товара.
Правление младшей дочери Петра I Елизаветы Петровны было примечательно тем фактом, что был издан Правительственный указ «Об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками», в котором была предусмотрена не только обязанность производителей наносить клейма на все товара, но и также предусматривалась ответственность за фальшивые клейма.
Правление Екатерины II ознаменовалось введением обязательного клеймения товаров с целью их отграничения друг от друга. С этого момента клейма на товарах начали ставиться не только с целью взимания пошлин и пополнения казны государства, но и отграничивать товар, который имеет одинаковые качества, но разных производителей.
Уголовно-наказуемым нарушение прав на использование товарных знаков стало в XIX веке. Ознаменовалось это принятием в 1830 году Положения о клеймении изделий российских фабрик. Согласно данному закону он обязывал владельцев суконных, шляпных и других фабрик иметь свои клейма. Подделка такого товарного клейма рассматривалось как
преступление [42, с. 235].
Уголовная ответственность на подделку российских клейм на товарах российского и иностранного товара впервые появилась в Своде уголовных законов Российской империи 1842 г.
Через три года принимается Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, которое было подписано Николаем I 15августа 1845 г. и введено в действие в 1846 году. Указанное уложение содержало в себе статью 1789, данная статья находилась в главе 14 под названием «Нарушении уставов фабричной, заводской и ремесленной промышленности», которая устанавливала ответственность за подделку товарного знака или клейма другого лица. В диспозиции данной нормы было указано, что запрещается подделка чужих товарных клейм и знаков, которые в свою очередь выдавались исключительно с разрешения правительства. Указанная норма, являясь уголовно-правовой, предусматривала и санкцию. Санкция включала альтернативный вид наказания за данное деяние. Сверх того, что виновник, уличенный в данном деянии, должен, был возместить убытки причиненные данным преступлением он, подвергался ссылке на срок от трех до шести месяцев, либо отдавался в рабочий дом на более продолжительный срок от 6 месяцев до одного года [57 с. 653]. Текст данной статьи дает нам понять, что данное преступление являлось довольно-таки тяжким по тем временам и каралось суровым наказанием. Хотелось бы отметить, что уже в то время законодатель понимал всю важность клеймения товаров, и какие значительные убытки может принести подделка клейм и знаков. Возмещение убытков причиненных преступлением было первостепенной важности. Еще хотелось отметить тот факт, что все клейма и знаки можно было получить только с разрешения, что говорит о заинтересованности со стороны государства в урегулировании процесса использования товарных знаков и клейм.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных принятое в 1885 году. Сразу после принятия было изменено и в 1886 году была принята новая редакция. Статья, предусматривающая ответственность за незаконное использование товарного знака была под номером 1354 и состояла из диспозиции и санкции. Диспозиция статьи 1354 предусматривала ответственность уже не за подделку товарного знака или клейма, а за самовольное выставление товарного знака на произведенном товаре. Так же диспозиция указывала на то, что для уголовного преследования достаточно и проставление товарного знака явно сходного с таким же товарным знаком. Но для привлечения к ответственности по данной статье лицо, лично незаконно проставившее товарный знак на своем произведенном товаре, должно быть заведомо осведомлено о том, что данный товарный знак находится в исключительном ведении другого промышленника, чего не было в уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. Карался уголовный проступок уже тюремным заключением сроком от 4-х до 8-ми месяцев [58 с. 547].
Первым кодифицированным актом, закрепляющим в себе нормы, касающиеся не уголовной ответственности, а затрагивающий исключительно правовой режим действия товарного знака являлся Закон о «Товарных знаках», принятый в 1896. После принятия этого закона, были внесены изменения в Промышленный устав, в Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, последнее в свою очередь было дополнено тремя статьями. С принятием Закона «О Товарных знаках» появилась легитимное, на то время, понятие товарного знака. Под товарным знаком понималось различные обозначения, которые промышленники и торговцы проставляли на товарах или на упаковке и посуде, в которых указанный товар хранился, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев. К плюсам указанного определения можно отнести то, что в нем была указанна цель проставления знаков и клейм. Также плюсом можем выделить то, что товарный знак можно было проставлять как на самом товаре так на упаковке, в которой товар продавался или доходил до потребителя [23].
В 1903 году было принято Уголовное уложение. В уложении содержалось несколько статей касающихся уголовной ответственности за нарушение прав использования товарного знака. Данные статьи под номерами 356 и 357 практически дословно воспроизводили нормы за незаконное использование товарного знака, которые содержались в Уложении о наказания уголовных и исправительных 1885 г. и принятого в 1896 г. Закона «О Товарных знаках» [59 с. 148].
Начальный этап существования РСФСР, а далее и СССР ознаменовался проведением Новой экономической политики (НЭП). Этап НЭПа не мог не отразиться на отношении государства к проблеме незаконного использования товарных знаков. Во-первых, произошла революция, в результате которой коренным образом поменялся политический строй, идеология страны. Во-вторых, образовалась новая страна РСФСР, а затем и СССР. В-третьих, в 1922 году был принят первый социалистический уголовный кодекс. Уголовный кодекс предусматривал уголовную ответственность за самовольное использование в целях недобросовестной конкуренции чужого товарного, фабричного или ремесленного знака, рисунка, модель, а равно и чужой фирмы или чужого наименования [15]. Хотелось бы отметить, что по действующему уголовному законодательству незаконное использование фирменного наименования и коммерческого обозначения влечет за собой исключительно административно-правовую ответственность, хоть рад ученых, например
Трейгер С.М. настаивают на том, что нужно их включить в предмет рассматриваемого состава преступления статьи 180 УК РФ [49, с. 102]. В данном случае новое созданное государство пошло по пути смягчения наказания за данный вид преступления, по сравнению с таким же наказанием в самодержавной России. Если до образования социалистического государства за данное преступление можно было получить реальный уголовный срок, хоть и сравнительно небольшой, то по уголовному законодательству РСФСР предусматривалась альтернативная санкция за данный вид противоправного деяния. По УК РСФСР санкция за самовольное использование товарных знаков предусматривала ответственность в виде принудительных работ на срок до одного года, или же альтернатива, принудительным работам, штраф в размере три раза превышающего выгоду от незаконного и самовольного использования знака индивидуализирующего товар [15]. Что же касается штрафа, то по тем временам было довольно таки проблематично установить размер выгоды, приобретенную при совершении данного преступления, хотя и в силу довольно-таки сложного экономического и политического состояния новообразовавшейся страны было выгодно назначать наказание именно в виде штрафа за незаконный действия в отношении чужого товарного, фабричного или ремесленного знака.
Через четыре года был принят новый уголовный кодекс РСФСР. Коренным образом ни чего в отношении диспозиции статьи изменено не было. Статья УК РСФСР 1926, было полностью продублирована из УК РСФСР 1922 года. Если сама диспозиция статьи 178 УК РСФСР, не претерпела ни каких изменений, то санкция стала более конкретизирована, хотя, так же как и по УК РСФРСР 1922 года была альтернативной, и предусматривала наказание в виде исправительных работ на срок до шести месяцев или штрафом до трех тысяч рублей [16]. Видно, что законодатель пошел по пути смягчения наказания за данное деяние, что полностью было отражено в санкции указанной статьи.
Уголовный кодекс 1926 года действовал вплоть до 1960 года, когда был принят новый УК РСФСР и введен в действие 1 января 1961 года. Диспозиция статьи 155 УК РСФСР 1960 года, по сравнению с диспозицией УК РСФСР 1926 года, была значительно сужена и предусматривала уголовную ответственность только за противоправное использование чужого товарного знака. Деяния за незаконное использование чужой фирмы или чужого наименования были законодателем декриминализованы. Санкция за данный вид преступления предусматривала исправительные работы сроком до шести месяцев и штрафом до трех ста рублей [14].
В промежуток между УК РСФСР 1926 года и УК РСФСР 1960 года в 1936 году было принято постановление «О производственных марках и товарных знаках». Новеллой указанного постановления стало то, что была введена особая форма торгового знака торговая марка. К положительному результату это не привело, впоследствии данные понятия стали использоваться как синонимы [48, с. 251].
В след за принятием Уголовного кодекса РСФСР 1960 года, Совет Министров СССР принимает постановление, касающееся товарных знаков. Согласно данному постановлению все кооперативные, государственные какие-либо иные организации обязаны были проставлять на выпускаемых ими товарах товарных знаки, которых были официально зарегистрированы в Госкомитете СССР по делам изобретений и открытий [48, с. 257].












