Антиплагиат (1217197), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Тем самым, по мнению И.Л. Честнова, юридическаяповседневность представлена правовыми ритуалами, которые воспроизводятправовую реальность. Таким образом, правоприменение это не механическая,а сложная деятельность, завязанная на институциональных ограничениях иличной мотивации. Результатом такой деятельности является наполнениесоответствующей формы нормативности права конкретным содержанием [72,с.
76-79].Процесс правоприменения представляет собой часть сложной системыисполнения права и является определенной правовой конструкцией, чеймеханизм реализует важнейшие функции права. Представляет он собойсовокупность различных правовых средств для обеспечения законного,обоснованного, целесообразного, справедливого и своевременногоприменения права. Защита законных интересов и прав граждан возрастает,если юридический спор разрешается оптимизировано и оперативно. Такойпринцип правоприменения лежит в основе противоборства справонарушениями.
Таким образом, применение права с точки зрения10правовой реализации надо рассматривать как явление многогранное, где,именно благодаря применению норм, другие формы реализации праваприобретают совершенно иные качественные особенности и характер.1.2 Правовой нигилизм в России как сдерживающий фактор развитиязаконностиМножественные институты российского государства сегодня находятсяпод влиянием негативных социально-правовых феноменов. Однако подобныетенденции могли бы так и не появиться, если бы уровень правоприменениябыл достаточно высоким для того, чтобы формировать целостную систему,способную противостоять правовому нигилизму. Если говорить об этойпроблеме, то она до сих пор остается до конца неизученной. Считаемнеобходимым детально изучить этот вопрос для замедления, а в конечномитоге и полной остановки процесса распространения правового нигилизма вовсех сферах российского общества.Правовой нигилизм обладает разрушительными свойствами, которыеособенно опасны для государства, где защита прав и свобод человека игражданина является высшей ценностью.
61 Россия находится в самом началепути построения правового государства, 58 поэтому изучение свойств правовогонигилизма будет полезным для сохранения фундаментальных основобеспечения стабильности и развития правопорядка.В юриспруденции правовой (или юридический) нигилизм представляетсобой непризнание права как социальной ценности и проявляется в 73 крайнеотрицательном отношении к праву, законам, 73 правопорядку, в неверии внеобходимость права, его возможности, общественную полезность. 58Если рассматривать отношение людей к праву, как к социальномуявлению, то в данном случае их отношение не будет отличатьсямножественностью вариаций. Вообще, если обобщить все понятия,включенные в контекст реакций, то таковые сведутся к трем – позитивная,11негативная и нейтральная. В первом случае субъект осознает, насколько правонеобходимо и ценно для общества, во втором - считает его лишним ибесполезным [26, с.
64-65]. Нейтральное же отношение, на наш взгляд,вообще не следует рассматривать в исследовании, целью которого являетсяпоиск путей решения проблемы низкого уровня правоприменения. Мысчитаем, что анализ подобной позиции в стяжке с двумя вышеуказаннымисвел бы общий результат к меньшей эффективности, а цель работы не моглабы быть достигнута в нужной мере.
Еще в начале прошлого века писательБруно Ясенский на этот счет высказался весьма образно, его фраза впоследствии обрела статус афоризма. Она звучала так: « Не бойся врагов - онимогут только убить, не бойся друзей - они могут только предать, но бойсяравнодушных, ибо с их молчаливого согласия существуют на землепредательство и убийство» [75, 9 с. 407].О феномене правового нигилизма сейчас много говорят и пишут.Д.Я.
Малешин в своей работе «Причины правого нигилизма в России»подчеркивает, что в наше время правовые отношения наполнены нигилизмом,и именно он выступает наиболее показательным и неотъемлемым признакомсложившейся в Российской Федерации ситуации культурно-правовогокризиса [34, с. 55-59].Для более детального рассмотрения негативного отношения к правунеобходимо понять причины таких реакций. По мнению русского философаВ.С. Соловьева, они уходят корнями в тот временной отрезок, когдапроизошел «исторический факт призвания нашими предками варягов накняжение». 40 Он называет это событие благородным и мудрым актомнационального самоотречения, благодаря которому под руководствомскандинавских князей было создано русское государство [58, с. 478].Н.
40 Бердяев не был согласен с этим и утверждал, что повествование оприглашении варягов-иностранцев на княжение - это лишь занимательнаялегенда. Однако философ придавал ей 40 огромное значение, указывая, что 40 внезависимости от правдивости, она лежит в основе русской истории, выступая12ее краеугольным камнем [9, с. 229-230].Фактически данное историческое событие уже на уровне ментальностизаложило в российское общество предрасположенность к нигилизму, в томчисле правовому. Мы считаем, что социальная группа, котораясамостоятельно не прошла все этапы построения государственностисамостоятельно, отдав выполнение некоторых из них на «аутсорсинг», неспособна в должной мере воспринимать государство как результатсобственных стараний.
Соответственно и акты права, издаваемые этимгосударством, не имеют должной ценности у населения, что повышаетвероятность возникновения беспорядков.На сегодняшний день российское общество имеет уже сформированноенегативное отношение к власти и праву, выраженное правовым нигилизмом.В.А. Туманов определяет правовой нигилизм как скептическое, негативноеотношение к праву, 65 которое не вызывает у людей ни малейшей надежды надаже потенциальную возможность решить социально-общественныепроблемы так, как того требует социальная справедливость [62, с. 20-23].К причинам возникновения правового нигилизма А.Ю.
Вандин относитследующие: несовершенство деятельности правовых структур;несовершенство права; несовершенство реализации права; получениеискаженной правовой информации населением через средства массовойинформации; отсутствие личностной мотивации повышения правовойкультуры; низкая правовая культура населения и некоторых представителейзаконодательной, правоприменительной и правоохранительной систем.А.Ю.
Вандин связывает правовой нигилизм с торможением рыночнойэкономики, сокращением ряда общечеловеческих свобод, таких как: свободавыбора, свобода слова, свобода личности. Правовое поле растворяется внеправовом. Происходит упадок нравственности и правовой культуры. Людивидят, как те, кто приходит к власти обретают полную вседозволенность. Наэтом фоне общественное правосознание деформируется и появляется тотсамый правовой нигилизм [12, с. 156].13К.А. Костина выделяет пассивную альтернативность права как одно изоснований возникновения правового нигилизма. По ее мнению, сейчассуществуют целые блоки институтов и правовых норм, частота обращений ккоторым крайне мала, что говорит о них, как о фактически мертвыхэлементах. Основная часть причин данного явления содержится в правовойполитике.
К.А. Костина считает, что необходимо создать такие условия,чтобы человек хотел воспользоваться своими правами. В обществесуществует дисгармония между тем, какие сферы общественной жизнидолжны быть охвачены правом [28, с. 340].Говоря о правовом нигилизме в нашей стране, следует подчеркнуть, чтонаиболее ярко он проявился в период так называемой «перестройки». Товремя особенно было наполнено негативизмом, он охватил всю страну.Бесспорно, все новое пугает, но даже после того, как этот страх уходил,приходило тяжелое чувство ответственности, и, конечно, в связи систорическими особенностями нашей страны, которые мы рассматриваливыше, не всем это понравилось.
Нужно было самостоятельно проводитьанализ, давать собственную оценку происходящему, а не верить слепо тому,что писали в газетах или сообщали по радио. Все осуждалось и отвергалось.С одной стороны, была видна очистительная функция нигилизма, а с другой его побочные последствия, издержки, ибо сплошной поток негатива сметална своем пути и позитивные начала [19, с. 25-26].В 29 то время доктор юридических наук, профессор Саратовскогоюридического института Н.И.
Матузов в своей статье « Правовой нигилизм иправовой идеализм как две стороны одной медали» 40 среди многихпротиворечий, характеризующих российское общество того времени, выделялпричудливое переплетение, с одной стороны, тотального правовогонигилизма, а с другой - наивного правового идеализма. 29 Он был удивлен тем,как эти два абсолютно разнонаправленных явления, которые, казалось бы, напервый взгляд абсолютно несовместимы, мирно уживаются и образуютвместе общую безрадостную картину юридического бескультурья 29 [36, с. 12314125].Первая 29 ситуация характеризуется высокой дистанцированностью отжелания решать свои проблемы в рамках правого поля, в последней ситуацииимеется диаметрально противоположное понимания закона как магии иливолшебства, которое имеет все силы навести порядок за считанные секундывремени.
Общество практически каждый день выражает потребность вобновлении нормативно-правовых актов. Данные расхождения находятся вразных точках социального сознания, соединив которые можно будет решитьцелый ряд нигилистских вопросов [37, с. 5].М.Е. Панкратова убеждена в том, что формирование российскогогражданского общества зависит от уровня правосознания молодежи.
Вусловиях сильнейшего социального расслоения в головах у молодых людейуже сформировались бездеятельность, социальное иждивенчество и 75 апатия.Молодежь находится в ситуации вынужденной самостоятельности, а 75общественные объединения, которые призваны отстаивать ее интересы, разрозненны, слабы, непредставительны, вследствие чего практическибесполезны [45, с. 213].Для построения государства с высоким уровнем правосознания у новогопоколения должно быть сформировано такое мировоззрение, существеннойсоставляющей которого является уважение прав человека. В государстве, где«право» - это не просто слово, социально-правовой процесс для детей имолодежи должен сочетаться с 58 правовым воспитанием на основе правовойкультуры.