ВКР (1205290), страница 7
Текст из файла (страница 7)
- нарушения, допущенные зрителями матча;
- нарушения прав и свобод личности;
- нарушения порядка управления спортом.
Отсутствие закрепления понятия спортивной ответственности приводит к тому, что федерации по-разному воспринимают объем возможного влияния на субъекты. Так, некоторые федерации устанавливают крайне широкий спектр спортивных санкций, не всегда определяя хотя бы их максимальные размеры, иные же ограничиваются крайне точечным влиянием на конкретных нарушителей [25, с. 62].
Учитывая изложенное, необходимо определить совокупность тех ограничений, которые могут быть установлены в рамках применения мер спортивной ответственности, а для этого необходимо закрепить объем возможного влияния на субъекты. В частности, определить, какие именно отношения могут быть урегулированы в рамках такой ответственности: те, которые связаны лишь со спортом, или те, которые находятся между спортом и иными отношениями (например, установление ответственности в спорте за угрозу причинения вреда жизни и здоровью при проведении спортивных мероприятий).
Данное установление уточнит компетенцию спортивных федераций. В дополнение к этому необходимо в понятии спортивной ответственности предусмотреть сферу ее действия и установить круг субъектов, на которые она распространяется, вне зависимости от наличия или отсутствия оформленных отношений между субъектом ответственности и спортивной федерацией на конкретный момент времени.
Спортивные санкции закреплены в регламентах международных и общероссийских спортивных федераций. Международная спортивная организация издает свои правила, кодекс, регламент, который и должен быть взят за основу при разработке национального дисциплинарного свода правил (например, Дисциплинарный регламент Российского Футбольного союза) [54, с. 98].
Вместе с тем в законодательстве Российской Федерации нет норм, указывающих на возможность применения к спортсменам и тренерам мер договорной ответственности в сфере профессионального спорта, в частности спортивной дисквалификации, непосредственно международными спортивными организациями. Все спортивные санкции условно можно разделить на два вида:
- текущие – санкции, налагаемые и приводимые в действие судьей спортивного мероприятия непосредственно во время его проведения и не требующие решения юрисдикционных органов для вступления их в силу (например, удаление с футбольного поля, удаление на скамейку штрафников, показ желтой карточки);
- последующие – санкции, налагаемые специально созданными дисциплинарными органами, например, Дисциплинарным комитетом, Комиссией по дисциплине. Применяются они и к непосредственным участникам мероприятия, и к юридическим лицам (федерациям).
Кроме того, они применяются за нарушения, допущенные не только во время проведения мероприятия, но и в других ситуациях, предусмотренных регламентными нормами (например, на пресс-конференции).
Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» упоминает только одну спортивную санкцию - спортивную дисквалификацию спортсмена, под которой понимается отстранение спортсмена от участия в спортивных соревнованиях, которое осуществляется международной спортивной федерацией по соответствующему виду спорта или общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта за нарушение правил вида спорта.
Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза характеризуется значительной степенью проработанности: в нем указаны как виды спортивных санкций и нарушения, за которые они могут быть наложены, так и механизм их применения и обжалования.
Так данным регламентом, для физических и юридических лиц устанавливаются следующие меры ответственности: 1) замечание; 2) штраф; 3) лишение завоеванных наград.
Лишение завоеванных наград, исходя из ст. 14, предполагает санкцию, при назначении которой лицо, которому назначена такая санкция, обязано вернуть все награды, полученные от организаторов соревнований и организаций, проводящих соревнования (в том числе медали, кубки, титулы, денежные вознаграждения и иные призы)».
Таким образом, данное наказание предполагает не только дисциплинарное воздействие, но и материальное - в случае, когда возвращению подлежит денежное вознаграждение. В данной ситуации указанный вид наказания в определенных случаях по своему значению очень близок к штрафу, однако выступает в качестве отдельной меры ответственности [14, с. 60].
Ограничения, установленные для размеров штрафов, в частности максимальный размер, не распространяются на наказание в виде лишения наград. Также в пояснении к данной мере ответственности не указывается никакой информации о сроке, который может быть охвачен данной санкцией.
Отдельные спортивные санкции вызывают сомнения в законности их установления спортивной федерацией. К примеру, Регламентом предусматривается такой вид наказания, как «запрет на осуществление любой связанной с футболом деятельности. При этом максимальный срок данной спортивной санкции установлен как пожизненный.
Опрос, проведенный среди сотрудников правоохранительных органов – следователей, дознавателей, сотрудников подразделений по организации охраны общественного порядка, работников Министерства физической культуры, спорта и молодежной поли тики региона, а также представителей раз личных спортивных организаций, позволил выявить, что более половины респондентов (54 %) указали на то, что при проведении спортивных состязаний присутствуют случаи нечестной борьбы за спортивное лидерство, обусловленные стремлением к победе и получению материальной выгоды посредством применения различных запрещенных приемов, таких как употребление допинга, пренебрежение установленными правилами, присвоение денежных средств, выделенных на организацию и проведение спортивных соревнований различного уровня [38,
с. 85].
Представители спортивной индустрии акцентировали внимание на том, что чаще всего такие случаи рассматриваются и решения по ним принимаются на собраниях спортивных клубов, сообществ, редко – на заседаниях дисциплинарных комитетов, но без привлечения правоохранительных органов.
Хотя, по их мнению, некоторые поступки выходят за рамки дисциплинарных. Так, во время одного из хоккейных матчей нападающий одной из команд, участвующей в спортивном соревновании, нанес удар клюшкой сопернику по голове. В результате удара были причинены трав мы различной степени тяжести.
Наказание, который понес виновный, заключалось в дисквалификации на 25 игр, после чего он снова вернулся в состав команды. Другой случай произошел также во время хоккейного матча. Один из игроков команды соперника нанес удар шайбой в глаз представителю противоположной команды, в результате чего произошел разрыв и отслоение сетчатки глаза. При этом виновный также был привлечен только к дисциплинарной ответственности и отстранен от участия в нескольких спортивных соревнования.
Немало вопросов возникает при участии в соревнованиях несовершеннолетних спортсменов, переходе их из одного спортивного клуба в другой, в гражданско-правовых отношениях спортивных клубов между собой, спортивного клуба, с одной стороны, и несовершеннолетних спортсменов и их законных представителей – с другой.
Постоянно наши юные спортсмены по разным причинам переходят в другие спортивные школы, уезжают в другие регионы, ввиду чего периодически возникают конфликты. Подавляющее большинство таких конфликтов разрешаются «в рабочем порядке» на уровне руководства соответствующей спортивной федерации и Комитета по физической культуре и спорту и (или) Министерства физической культуры и спорта, при которой они аккредитованы [46,
с. 307].
В настоящее время, согласно ст. 348.8 Трудового кодекса РФ, допускается заключение трудового договора со спортсменом, не достигшим возраста 14 лет, с согласия одного из родителей (опекуна), а также с разрешения органа опеки и попечительства.
Согласно Регламенту Континентальной хоккейной лиги, допускается с уплатой определенной компенсации переход хоккеистов в возрасте от 10 до 14 лет (одна сумма компенсации) и от 14 до 17 лет (другая сумма компенсации).
Возникающие в связи с данными отношениями конфликты и судебные споры крайне негативно сказываются на психологии формирующегося ребенка и могут вызвать глубокую психологическую травму. Эффективным способом разрешения споров в сфере физической культуры и спорта, по нашему мнению, может стать именно применение примирительных процедур - медиации.
В спортивном мире примирительные внесудебные процедуры существуют достаточно давно и действуют, как правило, наряду со спортивным арбитражем, являясь либо досудебной стадией, либо отдельным способом разрешения конфликтов в этой сфере.
3.2 Административная ответственность за правонарушения в области спорта
Действующим КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере спорта. В соответствии с действующим законодательством под административным правонарушением понимается противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, за которое предусмотрена административная ответственность [45, с. 162].
Что касается административной ответственности за правонарушения в области физкультуры и спорта, то здесь фактическими основаниями выступают:
- ответственность тренеров, специалистов по спортивной медицине или иным специалистов в области физической культуры и спорта за нарушения антидопинговых правил;
- нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных спортивных соревнованиях;
- нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований;
- нарушение правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных соревнований;
- нарушение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Объективную сторону правонарушения ст. 6.18 КоАП РФ составляют только фактическое использование или содействие использованию в отношении спортсмена запрещённой субстанции и (или) запрещённого метода.
В то же время ответственность за попытку такого использования, отказ от взятия у спортсмена пробы для допингового контроля, фальсификацию результатов допингового контроля и нарушение иных антидопинговых правил в соответствии с данной нормой не наступает, что противоречит международным и российским правилам о допинговом контроле.
В нарушение международных и российских правил о допинговом контроле в статье 6.18 КоАП РФ спортсмен не определён как специальный субъект административного правонарушения.
К субъектам правонарушения отнесены только тренер, специалист спортивной медицины - врач, иные специалисты, администратор тренировочного процесса, директор спортивной организации, медсестра по массажу.
Определенной спецификой обладает течение срока давности привлечения к ответственности. Поскольку факт использования запрещённой субстанции и (или) запрещённого метода спортсменом может быть подтверждён только результатами исследований, проведённых в лабораториях, аккредитованных Всемирным антидопинговым агентством, указанный срок начинает исчисляться со дня получения положительного заключения такой лаборатории.
Административное наказание за нарушение антидопинговых правил предусмотрено действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: ч. 1 ст. 6.18 - в виде дисквалификации от одного года до двух лет, ч. 2 ст. 6.18 - дисквалификация на три года.
Административные наказания в существующем виде противоречат Международным и Общероссийским антидопинговым правилам, где предусмотрены дисциплинарные виды наказания не только в виде предупреждения, но и дисквалификации на два года, на четыре года до пожизненной дисквалификации, автоматическое аннулирование результатов соревнований, изъятие медалей, очков и призов, финансовые потери субъектов правонарушения [18, с. 26].
Кроме того, при нарушениях определённых законов и норм, не относящихся к сфере спортивного права, материалы о нарушениях могут передаваться в компетентные или судебные органы.
Ст. 6.18. КоАП Российской Федерации до настоящего времени данная статья применяется крайне редко. Так, в апреле 2015 г. Облученским районным судом г. Иркутска в отношении врача иркутской команды «Надежда» А.В. Попова было назначено наказание в виде дисквалификации по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 стастьи 6.18 КоАП РФ.
А.В. Попов назначил и однократно ввел спортсменам команды препарат, содержащий запрещенную субстанцию «фенотерол», пояснив при этом спортсменам, что данный препарат не является запрещенным.
Данный препарат является бета-2 агонистом, относится к классу S3 запрещенного списка ВАДА 2013 и согласно пункта 2.8. «Общероссийских антидопинговых правил» запрещен к применению в спорте в любых дозировках.
По заключениям лаборатории ФГУП «Антидопинговый центр», аккредитованной ВАДА, от 10.01.2011, в пробах Артемова, Лодышкина и Орлова, Петрова выявлена запрещенная субстанция фенотерол, относящаяся к классу S3 запрещенного списка ВАДА 2013 [67].













