ВКР (1205290), страница 3
Текст из файла (страница 3)
Таким образом, данная концепция рассматривает юридическую ответственность не только как способность субъекта нести ответственности за противоправное деяние и претерпевать меры принудительного воздействия, но и как правомерное поведение субъектов.
Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений – их формальную определенность и процессуальный порядок реализации. Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием.
Она связана с санкциями правовых норм и сопряжена с государственно - властной деятельностью, с государственно- правовым принуждением. Таким образом, юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных юридической нормой мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера [26, с. 136].
Важной особенностью юридической ответственности является то, что она наступает в результате нарушения правовых норм. И отсюда следует, что необходимо выделить еще одни ключевой источник в определении понятия – законодательство Российской Федерации.
Являясь одной из форм социальной ответственности, юридическая ответственность по целому спектру признаков отличается от всех других видом ответственности.
Во-первых, она имеет ретроспективный характер, т.е. всегда оценивает прошлое поведение (или во всяком случае - длящееся), представляет собой реакцию уже на состоявшееся. Субъект не может нести юридическую ответ- ственность за поведение в будущем. Это ответственность за действие или бездействие, которое уже имело место.
Во-вторых, юридическая ответственность устанавливается на нарушение правовых требований. Поведение, лежащее в основе юридической ответственности должно содержать признаки правового нарушения, быть виновным поведением.
В-третьих, она всегда основывается на государственном принуждении. Только государство устанавливает меры ответственности, и эти меры всегда имеют неблагоприятные последствия для правонарушителя (лишения для правонарушителя, ущемление его прав, возложение на него дополнительных обязанностей).
В-четвертых, юридическая ответственность предусмотрена действующим законодательством государства, и ее возложение регламентируется правом, то есть закон устанавливает определенные процедурные формы этого процесса, также отсюда следует, что эта ответственность обладает нормативностью, четностью, формальной определенностью и детализированностью [63, с. 123].
Далее, юридическая ответственность носит карательный характер, то есть у правонарушителя в результате совершенного им деяния возникают новые юридические обязанности. Она применяется только специально- уполномоченными государственными органами.
Принципы юридической ответственности наряду с ее функциями выражают природу и назначение юридической ответственности. Они обладают наивысшей императивностью и обобщенностью и в концентрированном виде характеризуют юридическую ответственность в целом.
Принципы юридической ответственности должны отражать не только характеристики действующего законодательства, но и определять, показывать тенденции его развития.
Принцип – категория объективно-субъективная, которая зависит не только от действующего законодательства, но и от соответствующих правовых идей, которые в той или иной степени могут быть отражены в законодательстве.
Такое понимание принципов юридической ответственности ориентирует законодателя и правоприменителя на соответствие их деятельности принципам юридической ответственности, а также показывает тенденции развития правоприменительной и законодательной деятельности. В принципах, как и в любом правовом явлении, должна отражаться связь науки и практики.
Принципы юридической ответственности имеют, по крайней мере, трех адресатов: законодателя, правоприменителя, субъектов юридической ответственности. В соответствии с принципами юридической ответственности строится их деятельность, осуществляются функции юридической ответственности [31,
с. 32].
К принципам юридической ответственности относят:
- законность;
- справедливость;
- неотвратимость;
- целесообразность.
Данные принципы, основываясь на общих принципах права, регламентируют процессуальный порядок осуществления, где наблюдается такая закономерность: чем строже санкция, подлежащая применению, тем более сложны и развиты процедуры изучения обстоятельств дела, подготовки и принятия решения о применении санкций.
Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации юридической ответственности. Требования закона могут носить как материальный, так и процессуальный характер.
Принцип неотвратимости требует, чтобы каждое правонарушение влекло за собой ответственность. Это залог действенности права, эффективности его воздействия на поведение людей. Неминуемость и неизбежность ответственности есть выражение неразрывной связи ее с самим фактом правонарушения.
Но смысл данного принципа не следует понимать как обязательность применения санкции, наказания за каждое правонарушение. Речь идет о непременном реагировании со стороны государства, но вполне возможна и та ситуация, что правонарушитель способен исправиться под воздействием некарательных мер (передача на поруки, общественное порицание).
Принцип справедливости охватывает своим содержанием следующие требования: между правонарушением и санкцией должна быть соразмерность, то есть ответственность должна соответствовать тяжести правонарушения; за одно правонарушение лицо подлежит юридической ответственности только один раз; применение санкций должно способствовать реальному восстановлению нарушенного права и возмещению причиненного ущерба.
Принцип целесообразности во многом согласуется с принципом справедливости, однако особенность его содержания состоит в том, что юридическая ответственность должна соответствовать целям, ради которых она установлена.
Здесь обращается внимание правоприменителя на смягчение ответственности, условное или безусловное освобождение от нее, если цели наказания уже достигнуты. Возможен даже вариант замены юридической ответственности неюридической, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты без нее [42, с. 143].
Юридическая ответственность выполняет штрафную, компенсационную (правовосстановительную), воспитательную и превентивную функции. Соотношение этих функций в разных видах ответственности может быть различным.
Безусловно, компенсационная составляющая в гражданской ответственности занимает намного больше места, чем в публично-правовой, но признание этого не должно вести к нивелированию, уничтожению всех остальных сущностных признаков и функций юридической ответственности как родового понятия по отношению к гражданско-правовой.
Выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданская, уголовная, административная, дисциплинарная, материальная, процессуальная, конституционная.
В существовании такого отраслевого вида юридической ответственности, как конституционная, на сегодняшний день мало кто сомневается, хотя долгое время отсутствовало даже само ее понятие. Конституционная ответственность стала признаваться самостоятельным видом в результате развития, прежде всего, конституционного законодательства, системы конституционных санкций и выявления специфики их применения.
Конституционно-правовой ответственности как особому виду юридической ответственности присущи все основные признаки юридической ответственности. Она наступает на основе применения правовых норм за деяния, не соответствующие этим нормам, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов (инстанциями ответственности), связана с государственным принуждением.
Вместе с тем конституционно- правовая ответственность, являясь составной частью конституционно-правового принуждения, обладает свойствами, которые указывают на ее своеобразие как относительно самостоятельного правового явления.
Одним из существенных отличительных признаков конституционно-правовой ответственности, во многом определяющих ее характеристику в целом, служит основание ответственности. Это те обстоятельства, при которых в соответствии с конституционно-правовыми нормами данная ответственность наступает [5, с. 30].
Существует мнение, что гражданско-правовая ответственность заключается в применении судом по инициативе потерпевшего (кредитора) к правонарушителю (должнику) таких гражданско-правовых санкций, которые влекут для него наступление неблагоприятных (отрицательных) имущественных последствий.
Ответственности в гражданском праве присущ имущественный характер, который проявляется в том, что для правонарушителя наступают определенные нежелательные последствия материального порядка. Для пострадавшего, с точки зрения его частных интересов, наибольшее значение имеет удовлетворение правонарушителем, или лицом, отвечающим за его действия, требований имущественного характера.
Компенсационность гражданско-правовой ответственности выражается в соответствии размера ответственности размеру причиненного вреда. По общему правилу, применение санкций к правонарушителю зависит от инициативы потерпевшего. В этом проявляется частноправовая природа гражданских правоотношений.
Из другого определения следует, что первая особенность гражданско-правовой ответственности состоит в ее имущественном характере, так как применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, взысканием причиненного ущерба, уплатой неустойки.
Вторая особенность гражданско-правовой ответственности сопряжена с субъектным составом. Сторонами в данном случае выступают участники гражданско-правовых отношений.
В гражданско-правовом обороте нарушение обязанностей одним лицом всегда влечет за собой нарушение прав другого лица. В силу этого имущественная санкция, применяемая за допущенное нарушение, имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего.
Третья особенность гражданско-правовой ответственности состоит в объеме возмещенного вреда, то есть объем возмещения должен быть равен объему причиненного вреда [49, с. 165].
Уголовная ответственность занимает особое место в системе юридической ответственности, что обусловлено значимостью охраняемых уголовным правом объектов и спецификой уголовно-правового воздействия. В литературе высказываются различные мнения относительно функций и содержания уголовной ответственности.
Так, по существующему мнению, уголовная ответственность – сложное многофункциональное явление, которое не представляет собой исключение и выполняет наряду с другими видами юридической ответственности регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную, воспитательную функции.
Некоторые авторы, в основном представители науки уголовного права, отрицают наличие у уголовной ответственности регулятивной и восстановительной функций, мотивируя это тем, что для уголовной ответственности (и уголовного права в целом) свойственен запрет, уголовное право не регулирует общественные отношения, а только охраняет их.
Между тем, отдельными авторами обосновывается регулятивная функция уголовной ответственности, подчеркивается, что именно посредством правового регулирования, уголовная ответственность придает социальным отношениям определенность и устойчивость, указывает при помощи законодательно установленных запретов на целесообразность правильного поведения, предостерегает от неправильного поведения, способствует подчинению поведения правопорядку в обществе [32, с. 21].
Уголовная ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности обладает существенной спецификой своих оснований, мер государственно-принудительного воздействия, порядка конкретизации и реализации.
Основания реализации уголовной ответственности должны рассматриваться в диалектическом единстве материально- правовой стороны (факт совершенного преступления, предусмотренного уголовным законом) и ее процессуальной формы (обвинительный приговор суда, которым установлены вина лица в совершенном преступлении и определена мера применяемого к данному лицу уголовно-правового воздействия).
Уголовная ответственность представляет собой предусмотренные уголовным законом уголовно-правовые последствия совершения преступления, реальная возможность которых оценивается правоприменителем в порядке, установленном уголовно- процессуальным законом, а сами указанные последствия (осуждение, наказание или иные меры уголовно-правового воздействия, судимость лица, совершившего преступление) наступают в соответствии с обвинительным приговором суда. Уголовная ответственность преследует цели восстановить нарушенный преступлением правопорядок (в том числе, основанную на нем социальную справедливость) и предупредить совершение подобных и иных преступлений в будущем.
В сущности, административная ответственность - реакция государства на вред, нанесенный административным правонарушением, государственная оценка нарушения юридический нормы, защищаемой административно- правовыми санкциями [50, с. 133].
Административная ответственность представляет собой особо сложное правовое явление, сущность которого можно познать только через его цели. Именно поняв, какое значение играют цели административной ответственности в правовой области, станет возможным качественно и эффективно реализовывать данный институт.
Административную ответственность как средство принуждения применяет широкий круг субъектов. КоАП РФ и законы субъектов РФ об административных правонарушениях наделяют юрисдикционными полномочиями судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, включая мировых судей и судей военных судов, коллегиальные органы и должностных лиц практически всех органов исполнительной власти, других государственных органов и даже некоторых государственных учреждений.
Административные наказания как мера административной ответственности подразумевают применение различных средств принудительного воздействия на поведение людей.
Отмечаются чрезмерная репрессивность административной ответственности, приводящая к конкуренции с уголовной ответственностью; явное и скрытое дублирование административных запретов, установленных КоАП РФ и законами субъектов РФ об административных правонарушениях, нередко с большими санкциями; сохранение неопределенности значительной части составов административных правонарушений; установление административной ответственности за деяния, которые не совершаются вообще либо встречаются в единичных случаях; изъятия из фундаментальных принципов юридической ответственности для упрощения производства по делам об административных правонарушениях и другие негативные последствия.













