Диссертация Щербакова (1205156), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Так, Арбитражный суд Свердловской области дал оценку возражениям стороны по поводу того, что ответчик не подтвердил факт получения страхователем «Правил страхования грузов», отклонив их, поскольку договор от содержит ссылку на вручение Правил, подписан без оговорок о неполучении названных правил [36].
ФАС Северо-Западного округа также вынес постановление от 18.11.2010 г. по делу № А56-35521/2007 [37] в пользу страхователя, на основании полученных страхователем правил при подписании договора, иные правила, по мнению Суда применять не законно в связи с тем, что при подписании договора они страхователю не передавались. Полагаем вывод суда справедливым и соответствующим действующему законодательству.
Обратимся к иному вопросу, имеющему существенное значение при исполнении договоров страхования в сфере железнодорожного транспорта - вопросу об исковой давности в сфере страхования.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ [3] общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ.
Статья 200 Гражданского кодекса РФ определяет, что, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Статья 197 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Статья 966 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора имущественного страхования, за исключением договора страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, составляет два года.
При этом следует учитывать, что в судебной практике выработан подход, согласно которому лицо должно узнать о нарушении своего права с момента поступления к нему таких сведений, а не с момента их безоговорочного подтверждения, в роли которого выступает вступившее в силу судебное решение.
Так, в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.09.2014 № Ф03-3960/2014 [48] было указано, что суды установили, что о наступлении страхового случая - некачественном выполнении обществом работ и об уклонении последнего от удовлетворения притязаний истца, последний узнал в апреле 2010 г. Следовательно, с этого момента у него возникло право на обращение к ОАО «ВСК» с требованием о выплате страхового возмещения. Однако иск подан в суд только 18.12.2013 г., то есть за пределами двухгодичного срока исковой давности, установленного ст. 966 ГК РФ.
При этом суды обоснованно отклонили ссылки истца на то, что срок исковой давности следует исчислять с даты вступления в законную силу решения по делу, учитывая перерыв течения срока исковой давности предъявлением иска по этому делу, а также отсутствие у истца оснований считать право нарушенным до вынесения названного решения. Как установлено, страхователь мог реализовать право на обращение к страховщику в 2010 г. и наличие судебного акта, подтверждающего наступление страхового случая, не является определяющим для установления момента возникновения данного права у выгодоприобретателя.
Также имеется точка зрения, согласно которой срок исковой давности следует исчислять с момента получения письма страховщика об отказе в выплате страхового возмещения. Однако судебная практика говорит об обратном: по обязательствам, срок исполнения которых определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства (напр., Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 06.05.2009 № А43-8637/2008-39-317 [31]; Определением ВАС РФ от 18.12.2008 № 15741/08 [26]).
Из вышеизложенного можно сделать следующий вывод: срок исковой давности начинает течь с момента наступления страхового случая.
О наступлении страхового случая ст. 961 ГК РФ возлагает обязанность страхователя уведомить страховщика.
Уведомление о факте наступления страхового случая является юридически значимым сообщением (ст. 165.1 ГК РФ), которое императивно возложено на страхователя.
Указанная статья содержит общее требование о том, что уведомление о факте наступления страхового случая должно быть сделано незамедлительно. При этом допускается, что сам договор страхования может содержать конкретные сроки и процедуру подобного уведомления (в личном страховании этот срок не может быть меньше 30 дней) [65, с. 136]. Соответственно, если в договоре ничего не говорится о точных сроках, следует руководствоваться принципом добросовестности и разумностью исполнения обязательств (ст. ст. 1, 314 ГК РФ).
При этом, в случае не уведомления о наступлении страхового случая, пункт 2 указанной нормы права дает страховщику право отказать в выплате страхового возмещения, если не будет доказано, что страховщик своевременно узнал о наступлении страхового случая либо что отсутствие у страховщика сведений об этом не могло сказаться на его обязанности выплатить страховое возмещение.
Полагаем, установленное законом требование к тому, чтобы уведомление было сделано «незамедлительно», а также последствия несвоевременного извещения, предусмотренные п. 2 ст. 961, связаны с принципом добросовестности. Своевременное уведомление необходимо для того, чтобы страховщик мог с самого начала участвовать в расследовании заявленного страхового случая. Таким образом, смысл этого правила - в том, чтобы страхователь не мог утаить от страховщика какие-либо обстоятельства страхового случая.
Однако, разумеется, страховщик при уклонении от выплаты страхового возмещения может пытаться воспользоваться рассматриваемым правом.
Так, из материалов дела № А40-2670/08-41-40 усматривается, что страховщик настаивает на том, что страхователь узнал о наступлении страхового случая существенно раньше, чем сообщил об этом. Однако, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, руководствуясь нормами АПК РФ [6] о распределении бремени доказывания, посчитал недоказанным неисполнение страхователем обязанности по своевременному уведомлению страховщика о наступлении страхового случая, является необоснованной и ссылка заявителя на положения статьи 961 Гражданского кодекса РФ (Определение ВАС РФ от 23.03.2009 № ВАС-2784/09 по делу № А40-2670/08-41-40 [29]).
В результате проведенного анализа особенностей заключения и исполнения договоров страхования в сфере железнодорожного транспорта мы пришли к следующим выводам.
К существенным условиям договора страхования мы отнесли:
1) объект в виде имущества или имущественного интереса, который максимально индивидуализируется в договоре страхования;
2) страховой случай, который выражается в характере события, на случай наступления которого заключается договор страхования;
3) размер страховой суммы;
4) срок действия договора.
Кроме того, мы пришли к выводу о том, что к договору страхования железнодорожного транспорта нельзя применять нормы об оферте и акцепте в связи со следующим:
- заявитель при подаче оферты не может самостоятельно определить в полном объеме страховой случай и размер страховой суммы,
- сложность объекта, подлежащего страхованию не позволяет определить самостоятельно существенные условия договора страхования.
В результате проведенного анализа сложившейся судебной практики отметим, что суды склоняются к позиции, что в случае, если все существенные условия договора страхования в сфере железнодорожного транспорта согласованы, то исследуемые правоотношения можно рассматривать на основании положений об оферте и акцепте.
При заключении договора страхования обязанность по исследованию рисков, а также объектов страхования всеми имеющимися у страховщика способами возлагается именно на страховщика. К данному выводу приходят не только исследователи-правоведы, но арбитражные суды (например, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2012 г., вынесенного в рамках дела № А16-694/2011 [40], от 16.02.2011 г. по делу № А73-8221/2010 [39]).
При исследовании существенных признаков договора страхования мы пришли к выводу о том, что предмет договора является его существенным условием, однако на практике суды также исследуют обстоятельства, которые свидетельствуют согласование существенных условий договора, в том числе действия сторон договора страхования, которые связаны с его исполнением в дальнейшем. При этом, в случае, если возникнет спорная ситуация вывод о достижении соглашения о предмете договора суд будет делать вывод на основании комплекса доказательств, в том числе особенностями его исполнения.
В связи с этим, по нашему мнению, предмет договора страхования в сфере железнодорожного транспорта следует закрепить также в Федеральных законах «О железнодорожном транспорте в РФ», «Устав железнодорожного транспорта РФ» с целью предотвращения излишних споров между сторонами.
Одновременно, мы соглашаемся с позицией Гарбара А.В. о необходимости закрепления в федеральных нормативных актах перечня документов, которые предоставляются страховщику для получения страховой выплаты, а также срока, в течение которого такие документы должны быть рассмотрены при осуществлении страхования в сфере железнодорожных перевозок.
2. Особенности правового регулирования отдельных видов страхования при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом
2.1 Страхование средств железнодорожного транспорта
Страхование средств железнодорожного транспорта это важная задача каждого государства. В целях обеспечения безопасности и надежности исполнения эксплуатационных работ железной дороги важно соблюдать интересы страхователя.
Сложившаяся в экономических отношениях потребность в институте страхования связана в первую очередь с тем, что возникающие в некоторых случаях убытки не влекут ответственности, установленной действующим законодательством. К таким ситуациям в первую очередь можно отнести влияние стихийных сил природы, возникновение чрезвычайных ситуаций. Современные потребности предпринимательского сообщества диктуют необходимость создания «подушки безопасности» от подобного рода ситуаций путем создания определенного фонда (в данном случае страхового), который будет источником возмещения ущерба.
С учетом указанного, целесообразно отметить, что страхование достигает своей цели, если страховые риски вызывают значительную потребность в деньгах[54, с. 209]. Возникающие в сфере железнодорожного транспорта риски в преобладающем большинстве случаев вызывают существенные убытки, поэтому компенсационная функция договора страхования играет существенную роль в правоотношениях на железной дороге.
В качестве страхователей в большинстве случаев выступают юридические лица или предприниматели без образования юридического лица, которые владеют на правах собственности, аренды, лизинга, пользования, оперативного управления соответствующими средствами железнодорожного транспорта.
Средствами железнодорожного транспорта являются:
1) локомотивы;
2) моторовагонный подвижной состав (электросекции, дизель-поезда, турбопоезда, аккумуляторные поезда и т.п.);
3) грузовой вагонный состав (полувагоны, платформы, цистерны, крытые вагоны, изотермические вагоны, вагоны специального назначения, рефрижераторы и т.п.);
4) пассажирский вагонный состав (пассажирские поезда, багажные и почтовые поезда, а также рестораны, вагоны специального назначения и т.п.) [19].
Важно отметить, что единицы подвижного состава принимаются на страхование при условии их нахождения в технически исправном состоянии и регистрации в установленном порядке.
Страховыми компаниями осуществляется страхование средств железнодорожного транспорта, находящихся в технически исправном состоянии и удовлетворяющие требованиям, установленным в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
К средствам железнодорожного транспорта в соответствии с указанными правилами относятся: тяговый подвижной состав (например, локомотивы), мотор-вагонный подвижной состав (в том числе, турбопоезда, электропоезда, дизельпоезда, автомотрисы и т.п.), грузовой вагонный состав (включая практически все группы, используемые на железных дорогах РФ), пассажирский вагонный состав (включая пассажирские, почтово-багажные, служебные вагоны, вагоны – рестораны и т.п.), подвижной состав спец. назначения: путевая техника, железнодорожные краны и др. [53, с. 3]
При детальном сравнении условий, которым должны соответствовать объекты страхования мы видим различия, в том числе при характеристике технического состояния.
Полагаем, законодательное закрепление средств железнодорожного транспорта, которые могут быть объектами договора страхования в сфере железнодорожного транспорта исключит двоякое толкование дефиниций, несоответствие действующему законодательству некоторых положений правил страхования.











