Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 304
Текст из файла (страница 304)
С. О Ф. и г. г жигой природе, Л., 1988; Н а у и е н к о 1>. К., Монягм как принцип диалгнтяч. логики, Ал»ж-Ата, 1988. и. Кура««. Москва. ФОРМА ЛОГЙЧЕСКАЯ (форма в логике) — та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации и т. п.), к-рая не зависит от содержания данного рассуждения; «В. л. в языке фиксируется посредством логнч. констант и образуемых с их помощью отд. фраз и их сочетаний — с х е м р а сс у ж д е н и я (форм вывода, выражающих связь посылок и заключения), в к-рых мои«ет воплощаться разное содержание.
Именно к логич, формам — к «формальной> стороне рассуждений — относятся устанавливаемые в (формальной, математической) логике логич, авионы (азиопы логики, см. Мыжлгяия «алони) и правила логнч. перехода (см, Правило «и«ода), а также многие исследуемые в ней проблемы. Среди последних центр. место занимает проблема уточнения понятия логи«. «леде«авил, исходным пунктам к-рой как раэ и является констатация того, что логически правильная (логически убедительная) схема рассуждения не зависит от того, истинны или ложны утверждения, к и-рым они применяются: «Рассуждение может быть верным несмотря на то, что утверждения, пз которых оно построено, ложны, и как раа тогда, когда мы констатируем агу неаависимость, мы и отделяем форму от содержания» (Ч б р ч А,, Введение в математическую логику, М., 1960, с.
15), Именно тем, что предметом исследования в логике являются Ф. л., объясняется распространенная ее квалификации как ф о р м а л ь и о й логики. Отделенце Ф. л. от содержания — абстракция (отвлечение) формы от реально осуществляемого в мышлении и естеств. языке рассуи«денпя — свяаано с трудностями, к-рые проистекают, в частности, иа обычно «сокращенного» (энтимематического, см. Витим«ма) характера таких рассуждений (нек-рые составные части к-рых могут пропускаться, т. к. «подразумеваются сами собой») н нередко веодноаначности смысла участвующих в них выражений.
В логике ати трудности преодолевают с помощью логических исчислений, к-рые, помимо прочего, служат н для уточнения Ф. л. (нанболее известные из исчислений такого рода— это исчисления логики высказываний и логики «лаггог, прг«икгтгг исчисление). Ф. л., будучи независзмымп от содержания к о ни р ет н ы х рассуждений, зависят от содери«алия мышления в более общем смысле: в нонечном счете онп являются отображением наиболее простых и общих черт объеитов реальности (того, что объекты бывают одинаиовы или рааличны, что онн образовывают алагем, обладают теми или иными ггойгтгажи„ вступают в те или иные отяожгявл и т. д.); с этими общими чертами объеитоа реальности естественно связывать обрааование и применение в познании лонятий и гуждгвий, субъектно-предикатную структуру высказываний, осуществление логич.
переходов от одних истин н другим (см. Ужогаключгяиг),— словом, функционирование в познании того, что в философии и нематематич. логике носит название «основных форм мышления». Современная 9)ормальаая логика, как нраввла, не использует понятие «основной формы мышления»; но в анализе логич. форм она идет дальше традпц, логики, раскрывая богатство понятий, суждений п уиозаключений как Ф. л. В частности, создаваемые в ее рамках форма.>иго«алли« ламии ноаволяют раскрывать и уточнять различные аспекты Ф. л., проводить аиалиа Ф. л. с различной (определяемой задачами исследования) степенью глубины и т.
п. Существенно, что всякий формализованный яаык оаначает принятие соответствующего метода логического ам«лига рассуждений, т. е. метода выделения в них стороны, относящейсв к Ф. л., и отделения ее от стороны, относящейся и содержанию. Прн этом обнаружпваютсп — особенно прп исследовании сгмглтиаи формалааованного яаыка — связи этих сторон и, в более общем гносеологпч. смысле, аавнсимость Ф. л. от содержания, но только не от содержания отдельных, конкретных рассу>идепнй или процессов иып>лекпя, а от «обобщенного> содери«ания всей данной области пауки плп практики, от общего характера постановок п решений возникающих в данной области науч. аадач и т.п. Этим — зависимостью логпч.
средств от «обобщенного» содержания тех нли иных фрагментов реальности и (илн) методов их последования в науке,— в частности, и объясняется многообразие логич. концепций, рзалнчных «логик» формащ>аованных яаыков, лишь вся развивающаяся совокупность к-рых служит отобра>кению в науке «формальной» (формальнологнческой, относящейся к Ф. л.) стороны рассуждений и доказательств, Б.
Б рюгон. Мгсчгг. ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ вЂ” понятие, введенное в филос. оборот Марксом и характеризующее строение н способ функционирования сложных систем; это понятие позволяет исследовать видимые зависимости и эффекты, выступающие на поверхности целого в качестве того, что Маркс называл «...формой его действительности, нли, точнее, формой... действительного существования» («Теории прибавочной стоимости», ч. 3, 1961, с, 460, подробнее о таких формах — см. там же, с. 429 — 33, 463 — 75, 477 — 97; «Капитал», т. 1, 1955, с.
79, 322, 539 — 42; там же, т. 3, 1955, с. 27 — 52, 217, 405 — 13, 792, 827 — 45). Подобная форма существования есть продукт превращения внутр. отношений сложной системы, происходящего на определ. ее уровне и скрывающего их фактнч. характер и прямую ваанмосвязь косвенными выражениями. Эти последние, являясь продуктом и отложением превращенностп действия саязеп системы, в то же время самостоятельно бытпйстзуют з ней в виде отдельного, качественно цельного явления, «предмета» наряду с другими. В отой «бытпйственпости» и состоит проблема Ф. п., к-рая видимым (и практически достоверным) образом представляется конечной точкой отсчета прп анализе свойств функционирования системы в целом, представляется кан особое, не разлагаемое далее образование, как «субстанции» наблюдаемых свойств.
Такова, напр., капитализированная стоимость в системе бурж. экономики, обнаружпвающая «способность» к самовозрастанпю. Это — типичный случай иррациональной Ф. п., иогда вещь наделяется свойствами общественных отношений и эти свойства выступают вне связи с человеческой деятельностью, т. е. вполне натуралнстичесин. Если подобная объективная ви- ФОРМА ПРЕВРАЩЕННАЯ 387 димость раврешается в системе свявей, восстанавливаемых и прослеживаемых методам го»кол»делая от абстрактного к кгккретииму, та мы иыеем дело с содержат.
исследованием Ф. п., выводящим их как необходимую форму «...проявления существепньш отношений» (М а р и с К., Капитал, т. (, (055, с. 539) в условиях, когда последние накладываи»тся одно на другое и подвергаются искажепшо. Иа самодостаточный, исчерпывающий себя характер такого «проявления» должен быть сохранен анализом (са всей иарадоксалыюстью его бытийных эффектов), чта предполагает расширение объективного описания существующих отношений за счет учета в иих той области, где сонзьюримы действие наблюдения и действие сша ржания наблюдении (соитмеримы как часта единого действия системы, включающей в себя наблюдателя-субъекта).
Тогда превращенные продукты действия могут быть поняты с необходимостью, а само дгистзие — описано полно. Особенность Ф. и., отлика»октав ее от классич, отношения формы и сед»ряс»лик, состоит в обьективной устранениостн здесь сад~ р кат. определений: форма проявления получв»т самостоят. »сущностное» значение, обособляется, и содержание заменяется в явлении иным отношением, к-рое сливается со свойства»ш материального носителя (субстрата) самой формы (напр., в случаях символизма) и становится на место деиствит.
отношения. Эта видимая форма действит. отношений, отличная ат их звутр. свяап, играет вместе с тем — именно своей обособленностью и бытийаастью — раль самостаят. мгхаииама в управлении реальными процессами па поверхности системы, П ри этом связи действпт. происхождения акээызаютен <снятыми» в ней (как дивамич. закояомгрносп» вЂ” в статистических, связи формирования образов сознания — в закономерностях узнавания и редметов, угадывания смысла и т, д.), Прямое о»ображение содержания в форме адесь исключается.
Спецификой Ф. и. является не стол~ ко действительно (а не в сознании наблюдателя) существующее извращение, сколько ее особая, объективно «сущпаатпая> роль, на этак извращеии~ основанная и деван»игал ее индивидуально-цельным элементам саыай же системы. Взаимодействие в сложных системах создает качественна новые явления, дополнит. «фармы жизни» предмета. Хати дейстнит, жизнь таких форм определяется этим взаимодействием, они, становясь особым элементом системы, представляются готовыми предпосылками, неладными причинами всого движения целого. Иаир., в зкономич.