Философская Энциклопедия том 5 (1184486), страница 305
Текст из файла (страница 305)
системе денежная форма валяется превращеннойтовариои: в превращенном виде самавозрастанне денежной суммы оказывается внутр. идеальной формой н побудит. мотивом всю'о движения. Но Ф. п. пе обязательно должна быть иррациональнаи; в такой объективной видимости (кажпмости), как движение Солнца и планет вокруг Земли, »пт никакой иррацианальносюг, как иет ее и в функционировании аяакавых культурных сисгеи — Ф. и. содержательной работы сознания.
Иррациоыальиость вкрадывается в превращенное выражение лишь при аиредел. условиях (напр., при самоотчуждении человека в его деятельности, отрыве ее обществ. богатства и фар»~ от личного содержания труда). На примере видимого движения Солнца хороша иллюстрируется отличие классич. категории «явление> от »явления» в смысле Ф. п. Для астроноиич. науки это движение есть явление в гиосеологич. смысле: оио берется лншь как материал наблюдения, из к-рого заключают а законах действит.
движения, а затем объясняют и сам видимый эффект. Ф. п. это движение янляется липа в системе обществ.-практич. жизни, превратившей неба в свой «орган» (практич. намерения, ориентация в пространстве и времени и т. д.). Форма пуоявленггя, видимое движение — как еочеловечекныи але»»еит» природы, овеществленное представление, станшее знаком социальных, жизненных значений,— функционирует здесь иерасчлененно и независимо от сочетания приведших к ней связей, Она служит исходным регулирующим, «програмыирующим» момента»1 в целом комплексе человеч. Реакций, к-рые срабатывают помимо любого звания того факта, что это Земля движется вокруг Солнца, а не наоборот, В подобных случаях пад Ф.
п. понимается не просто видимостги даже саман объективная, а внутр. форма видимоств, ее устойчивое и воспропзводящееся ядро, выявление к-рого на феномеиологнч. уронне само по себе может быть результатом весьма сложного анализа. Скажеы, фиксирование рыночной цены тонара может привести к построению оптимальной мат»магич. модели этого регулятора стихийных зкоиомич. процессов, модели, недостижимой чисто эмпирпч. описание»» и в то же время не обнаруживающей превращенного характера этой формы цены, не расчленяющей ее с т. зр.
содержательных внутр. свяаей и вообще не выходящей за пределы видимых отношений. Эта особенность Ф. и. позволяет получать практически пригодные знания и аффективно моделировать мн. стороны предмета до построения целостной содержат. теории этого предмета. Т, о., в Ф. п, важна, во-первых, превращенность в ией каких-то др. отно1вений, во-вторых, характер ее как качественно нового явления, в к-ром посредствук»щие про»»ежуточиые звенья »сжались» в особый фуикциап. орган, обладающий уже своей квазисубстаициаиальностью (и, соответственно, новой последовательностью акциденций, часто обратной действительна»)). Ф. п. явля»отея заспалняющпми и эамещаюшиии формами, и в этом смысле система связей может быть представлена как система уровней преобразования и замещения.
Структуру превращений, а тем самым н структуру того квазииредмета, каким является Ф. и., можно представить в виде след. последовательности: выключение отношения из связей — восполненяе его иной предметностью и свойствама — сиикратич. замещение предшествующего уровня системы эти»» формообразованием. Иными словами, ср. и. регулируют систему путем восполнения отсеченных ее звеньев и оиасредоваиий, замещая их новым отношением, к-рое и обеспечивает»жизнь» системы. Исходное (реальное) отношение здесь не может осуществляться в своем действпт. виде в силу изъятости из определ. системы связей или их стертости. Его посредствующие авеиья и зависимости замазаны действием др. связей, к-рые выталкивают его как нечто оголенное (до его восполнения), самодовлев»щее, как предмет-фантам.
Это покоится на реальном моиенте: нек-рые характеристики предмета, порождаемые ега происхождением п опосредованиями, могут не иметь значения для определ, аспектов его функционирования. Так, действие каштализироваиной стоимости выступает вяе отношения к труду под влиянием времени обращения капиталов и их вааимодействпя стирающих оргапич.
строение капитала, т. е, внутренне различное отпав»ение его частей к труду как обществ. отиапюнию. Эта — реальное существованио предмета вне его исходной связи. При конкретной интерпретации абстрактной структуры Ф. и. подобное опускание связей может выступать, напр., нак отсутствие зтих связей и соответствующих им механизмов в сознании,через к-рае они проходят и в к-ром они работают, но не фиксируются. Отсюда применимость понития Ф. п. к явлениям бессознательного — к бессознат. языковым явлениям, к личностным структурам и т.
и. Возможна интерпретация этого выключения как неразвитости связей 388 «1К)РМА ПРЕВРА1Ц Е ННАЯ н строения к.-л. органа системы, ириаванного тем не менее выполнять ту же функцию в системе, что н развитый. В пунктах опускания действит, свяаей предмет начинает пробегать самостоят. цикл движения, будучи опродел. образом восполнен квазисубстаициональными определениями. Последние «представительствуют» в сььст>ме вместо оиущенньгх звеньев, но преврапгеиныь>, видимым образои. Исследования 3. г1>рейда, напр., ясна показали, в какой значит.
ырра выпадающие <вязи оказываются способиымн к снмволич. переработке (очень похожей по характеру использования веществ. матариала иа «брикалаж» ЛениС>рааса. ио логика к-рого описывается работа мифа). На место ир> диета как системы отношений становится квазниредиет, привязываьощий проявление этих отношении к к.-л. субстанции, конечной и иерасчлсняемай, и восиолняющии пх в зависимости от ее «свойств», Это — мнимости, или кэазиобьекты, существующие вполне объективно, дискретно н самостоятеш на. Мнимыми предметами являются, напр., труд и капитал, имеющпо цену; материальные анаки различных видов панков, несущиа в себе непосредственное апачоние объектов; запоминающие п кодирующпе устройства в алектраипых машинах н т.
п. В этих предметах нет и на деле ие может быть иеиосредств. связи между стоимостью п трудом, между вязком и абъ> ятом и т. д. Но иыепно иа этого прямого замыкания связи на век-раго «носителя» и раавивается новое, восполненное (илн вость<>лььяющеа) отноьпенне, к-рос дает структуру п последовательность объективной видимости и к-рое обозначает или косвенно реализует иропесс, не проступающий прямо э атом явлении (ср, с упомянутым выше символизмам).
Упорядоченность и последовательность элементов восполпщшага отношения отличаются от действительной или может быть обратной ей, как, скажем, упорндачениасть и последовательность материальных влементов к.-л, када не есть прямое выражение упорядочешюсти и последовательности реальна>х отношении, приводимых им в действие. Оььа скорее заиолияетгя из свойств действия возникшего кваакпредиета, Здесь развивается специфнч. структура связей выражения, отличных ио типу от содержат.
связей. Таково исследованное Марксом выражение процесса прона-ва прибыли в таких образованиях, как «процент», «иредпршппчательский доход», «цена издержек праиз-ва» и т. и. То >ко явление восполненного целого имеет место и ири ритуальном выполнении содержат. действия у примитивных народов, а также к нвлеииях символики социального и символики бессознательного в психике (сновидения, психоневрозы и т. и.), Вопрос о мнимых обрааовапиях в г1>. и.
шире проалемы возможной мистификации (она — лигпь частный случай, важный, напр., при анализе социальной роли религии). Н искусств. тсхннч. системах дело обходится беа эоаникиовения к.-л. мистики. Особая структура и последовательность псевдосуГ>станциоиальиых алемеитов, посредством к-рой на деле реалиаук>тся др.
отношения, может быть вообще в отделенном от этих последних виде реально воплощена в техкич. устройствах, данаи, напр., то, что можно было бы назвать псевдомышлением кибернетич. и злектронно-вычисллт. машин (в к-рых цри опускании челонеч. сознания получаются тем не менее результаты именно его функционирования). Операция восполнения, осуществляемая в системе квааииредмстом, может быть и материальным действием естеств. системы, и искусств.
конструктивныьг элементом в тахпич, системе, и актоы сознания как неиосредств, языка реальной жизни, и актом идеологическим. Напр„при»>ения те ихи нные лпнгви- стич. формы, люди ие думают при этом об их строешги и законах, а думают о высказываемом содеряьанип, об объектах. Снятость атих законов в сознании компенсируется отождествлением знака и предьгета, к-рое позволяет перевести целые слон языковой деятельности в область лпнгвистич, автоьштиама. Превращенный, воспочненный внешний облик отношений не только атделяетсл от того действит.
движения, формой к-рого он является, но и становится его готовой исходи>й предиосычкой, независимым условием. Это — феноиеиологич. замещение, выполняеыое Ф. и. Синкретизм «1>. и. позволяет системе действовать беа учета или реального проявления всех ее связей, суммарно. Весь ироцасс на этом уровне выступает как реализации свойств Ф. п., замещающих своим деиствием др.