Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных_ технических и социогуманитарных наук (2006) (1184475), страница 102
Текст из файла (страница 102)
В медицине формировались клинический, экспериментальный, измеренческий, феноменологический, социальный и другие подходы. Из всего ценного, что дали натурфилософия, солидарная и гуморальная теоретические концептуальные схемы и частные научные исследова« тельские программы, складывался клинико-экспериментачьный и дисциплинарный подход к болезни, медицинская и немедицинская модели знания с соответствующими критериями рациональности. Составной частью этих изменений являлось и изменение предметной реальности, от гуморализма, солидаризма и эмпирико-натуралистических представлений медицина перешла к современным: мультидисциплинарность медицины предполагает органическое единство различных предметных реальностей, дисгармония которых может привести к физикализму, биологизму, социологизму и т.д. Однако отождествление химической или биологической предметной реальности в медицине с всамой действительностьюе, т.е.
с сущностью патологического процесса или болезни, является односторонне гипертрофированным. Жизнь, здоровье, болезнь, общественное здоровье, заболеваемость — это взаимодействие закономерностей различного рода, и их сущность нельзя понять, опираясь на редукционистскую методологию; ни одна из частных предметных реальностей не может отразить все стороны действительности, все связи и опосредования.
Таким образом, предметная реальность медицины формируется в рамках конкретно-исторической действительности и изменяется по мере развития медицинского знания, клинической и профилактической деятельности. На волне критики ньютоно-картезианского механицизма и в медицине возникают неклассические модели знания. Такими являются психоанализ в широком смысле слова и связанный с ним психодинимический подход в психиатрии. Неклассической моделью знания в психиатрии является и экзистенциально-антропологическая научная исследовательская программа. Неклассические подходы открывают новые страницы в этой науке, когда наряду с клиническим медицинским 2.7. Философские проблемы мелииииы 367 методом в нее проникают немедицинские модели знания, изучаются целостные реакции личности пациента, «смысл» симптома психического и1болевания (психологическое содержание психопатологических симп~ омов), анализ психозов как продолжения жизненного развития личности.
Здоровье, болезнь, норма, симптом, синдром, патология, заболеваемость, общественное здоровье, патогенный фактор и другие понятия залают контуры медицинской реальности, в пределах которых движется медицинское познание, порождаются новые предметы исследования. С прогрессом изменяется предметная реальность, семиотика, и в настоящее время «истинная реальность» гуморальной традиции и «истинная реальность» современной мультидисциплинарной медицины значительно дивергировали. Реальность современной мультидисциплинарной медицины представляет совокупность теоретических и эмпирических объектов.
Особую значимость имеет конкретно-историческая форма теоретического освоения реальности, рассматриваемая наряду с лруги ми формами отношения к действительности, в том числе в контексте практической деятельности. Концептуальные изменения в медицине, особенно в фазе ее мультидисциплинарного развития, ставят задачу рационально истолковать огромный объем информации, иметь адекватные представления о научности, типах рациональности, точности и истинности знания.
Понимание этих сторон знания в медицине — путь к решению важнейших клинических, диагностических, а также методологических, социальных и гуманистических проблем. Научность в медицине может быть охарактеризована, в предельно общем плане, как процесс изменения медицинского знания от неполного к более полному и адекватному; т.е, истинному отражению механизмов, законов и закономерностей, лежащих в основе нормы и патологии, здоровья и болезни, диагностики, лечения и профилактики. В науковедческой литературе выделены критерии, на основе которых можно судить о научности в медицине. Таковы, в частности, объективность, доказательность и обоснованность, проблемность, наличие объекта и предмета науки, системность.
Медицинские научные исследовательские программы ориентированы не на построение абстрактных систем, а представляют собой основу для целенаправленных действий по решению научных, клинических и профилактических проблем на основе определенных методологических, гносеологических и ценностных предпосылок. Как ученый-медик стремится открыть объективный закон, явление или сформулировать объективно существующую закономерность, так и врач, решая задачи, связанные с диагностикой, лечением или профилактическими мероприятиями, одинаково (с точки зрения «теоретической нагруженности сознания» и 368 2.
Философские проблемы естествознании процесса освоения эмпирического материала) ишег правильное, научное решение проблем. В обоих случаях стоит проблема познания нового: проблемность выступает необходимой прелпосылкой медицинского познания. Олнако данный критерий научности, являясь необходимым, не может быть признан достаточным, поскольку сама проблема — только предпосылка, а не строго регламентированный путь познания, исключающий заблужления, и тем более нс какая-либо готовая сумма точных знаний. Проблемность становится критерием научное~и, по крайней мере тогда, когда постановка проблемы опирается на реальные пути развития знания (история, логика, методология, дисциплинарность, научные исследовательские программы и тд.) и имеет соответствующие методы для ее решения.
Научность — это совокупность методологических регулятивов, в значительной мере обеспечивающих движение познания к солержательно истинным результатам. История науки свидетельствует, что каждая згюха, имея свойственные ей критерии научности, признает научным более широкое поле деятельности, чем область истинного знания, т.е. научное знание как истинное знание составляет лишь некую часть науки, отвечающую требованиям специальных критериев научности. Ядром научности и в новых условиях являются достоверность, доказательность, точность и ис~инность отражения (диагноза), соответствие теории практике.
Таким образом, научность знания в медицине полтвержлается прежде всего таким показателем, как истинность и соответственно эффективность его использования, как говорят врачи, «у постели больного», а также в профилактике. Она в существенной мере определяется и соотношением различных (медицинских и немсдицинских) критериев в понимании болезни и здоровья. Наиболее полное выражение научность в медицине находит в нозологии, а подтверждается в клинической практике и профилактике. Среди критериев научности в медицине существенную роль играет проверяемость, те.
открьпость результатов, возможность многократной проверки оснований, на которые опирается врач-исследователь или врач-клиницист. Медицина апеллирует не к чувствам того или иного субьекта (врача, занимаю~погоса исследованием или лечением), а к объективной необходимости, закономерности, лежащей в основс уверенности, что нсчто будет происходить всякий раз, когда обеспечены аналогичные необходимые условия. Требование объективности в мелицине является еше одним важным критерием ее научности. Особо остро вопрос о соблюдении этого требования встает при изучении социально-биологических отношений, закономерностей высшей нервной деятельности и диагностирования психических форм патологии. Здесь сконцентрировано много факторов, 2 7, ерилософские проблемы мелипины 369 связанных с традициями той или иной школы, со спецификой измерений, а также чисто лингвистических, которые приводят к нестыковке диагнозов, прогнозов и технологий лечения.
Значительную роль играют и нормативно-ценностные установки, ориентирующие на вероятностно-статистические закономерности. Еше одним важным критерием научности медицины является системность. С критерием системности тесно связаны проблемность, предметность, обоснованность, проверяемость. Вместе они составляют признаки, с помощью которых можно лишь в основном охарактеризовать научность в медицине. Действительно, всегда следует иметь в виду, что ядром научности является истинность отражения, соответствие теории практике. Поэтому перед философами и медиками стоит задача выявления и формулирования более жестких, нормативных, методологически более эвристичных критериев научности, совокупность которых составила бы своеобразный идеал, лежащий в основе методологических программ исследовательской деятельности в области медицины.
Особое место в решении проблемы научности в медицине занимает проблема моделей знания. Как известно, высшей формой организации клинического знания является нозологический принцип. История медицины дает примеры. свидетельствующие, что в ней возможны системы, соответствующие и нс соответствующие медицинской модели знания, имевшие операциональный характер. В контексте анализа нормы и патологии в психиатрии можно отметить следуюрдее. В Х1Х в. психик Гейнрот считал, что психоз возникает при совокуплении зла с душой. Фрид- рейх и другие соматики полагали, что только телесное может заболеть, но не душа как таковая.