Северин В.А. - КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (1184126), страница 38
Текст из файла (страница 38)
Как известно, общее понятие предупреждения преступности было сформулировано в начале 1960-х гг. Предупреждение преступности определялось как многообразная деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. По мере развития криминологической науки это понятие уточнялось и конкретизировалось. Наиболее удачно оно сформулировано в третьем издании учебника «Криминология» (2004). По сравнению с ранее сформулированным понятием здесь более четко разграничены общесоциальное, специально-криминологическое и индивидуальное предупреждение преступлений1. Несомненным свидетельством развития и укрепления теоретической базы предупреждения преступности стала развернутая характеристика понятий предупреждения преступности и отдельных видов преступлений в коллективной монографии «Теоретические основы предупреждения преступности» 2. Несмотря на то что с момента разработки теории прошло более 30 лет, основные ее положения являются актуальными и сегодня. В ней, в частности, подчеркивается, что предупреждение преступности представляет собой специфическую область социального управления, имеет многоуровневый характер и осуществляется в процессе решения, как общих задач социального развития, так и специализированных задач. Предупреждение преступности не сводится только к деятельности правоохранительных органов, а включает в себя широкий круг мер осуществляемых государственными органами и общественными организациями, воздействующими на причины и условия преступности. Названные свойства в полной мере характеризуют и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере обращения КЗИ. Наряду с отроением общих свойств предупреждение преступлений в этой сфере должно включать и специфику, определяемую особенностями криминологической характеристики таких преступлений и личности преступника, порождающих преступления причин и способствующих им условий, средств воздействия на факторы, приводящие к совершению преступлений.
В свете изложенных положений предупреждение преступных проявлений в сфере обращения КЗИ может быть охарактеризовано как деятельность: а) осуществляемая правоохранительными органами на уровне специального предупреждения, иными государственными органами — общего предупреждения; б) содержанием которой является устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере обращения КЗИ, среди которых одно из центральных мест занимают недостатки, упущения и нарушения в корпоративном управлении производством; в) представленная на различных уровнях социальной действительности в процессе деятельности хозяйствующего субъекта; г) проводимая в виде системы взаимосвязанных мер общесоциального и специально-криминологического характера, необходимых для предотвращения преступных проявлений в сфере обращения КЗИ, недопущения либо своевременной ликвидации криминогенных ситуаций, возникающих на производстве, при передаче КЗИ контрагентам и государственным органам, оказания профилактического воздействия на лиц, имеющих дефекты ценностно-нормативной сферы личности, которые определяют возможность преступного поведения; д) непосредственно связанной с решением задач достижения конкурентного преимущества, укрепления потенциала высокотехнологического сектора экономики, поскольку криминогенные ситуации, возможность преступных проявлений в сфере обращения КЗИ возникают вследствие допускаемых отступлений и нарушений корпоративных норм, регулирующих правильный процесс использования и охраны КЗИ на различных направлениях коммерческой организации. Особый криминологический подход к предупреждению правонарушений в сфере обращения КЗИ можно проследить на всех этапах профилактики преступлений в этой сфере начиная с ранней профилактики.
Таким образом, совокупность явлений, связанных с преступностью в сфере обращения КЗИ, изучается криминологией. Нарушения непреступного характера, их общие черты и особенности, проблемы, связанные с предупреждением административных, дисциплинарных проступков и гражданско-правовых нарушений (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств и др.), изучаются общей теорией государства и права, административным правом и науками частного права. Соотношение предупреждения преступлений и правонарушений, совершаемых в сфере обращения КЗИ, следует рассматривать как соотношение части и целого. Большинство правонарушений не носят преступного характера. Их предупреждением занимаются администрация и специально создаваемые ею подразделения.
Предупреждение правонарушений непреступного характера относится к специфической области корпоративного управления, имеет иерархический характер и осуществляется в процессе решения как общих задач производственной, коммерческой и иной деятельности коммерческих организаций, так и специализированных задач решаемых службой безопасности и юридическим отделом.
Существенное значение для выявления отличительных особенностей предупреждения правонарушений в сфере обращения КЗИ имеет анализ основополагающих принципов, на которых основывается этот вид деятельности. Для решения этой задачи будут использованы принципы трудового и гражданского права, криминологии, которые достаточно освещены в юридической литературе. В учебнике изложены лишь тех из них, которые наиболее тесно связаны со спецификой предупреждения правонарушений в сфере обращения КЗИ.
Одним из ведущих принципов предупреждения правонарушений в сфере обращения КЗИ выступает обоснованность применяемых мер ее охраны. В ФЗ «О коммерческой тайне» (п. 5 ст. 10) закреплены условия, при соблюдении которых меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными. Принцип обоснованности также означает всесторонний учет при осуществлении профилактических действий особенностей хозяйственной ситуации, проявления причин и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в этой сфере, привлечение данных, знание которых необходимо для решения предупредительных задач.
В этой связи для успешного осуществления профилактической деятельности важным представляется учет современных рыночных условий развития страны, особенно изменений, происходящих в экономике в связи с переходом России к капитализму1, и признания информации, имеющей коммерческую значимость, товаром. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну (ст. 183 УК РФ). Хотя УК РФ и не содержит применительно к данной статье указание об особых процессуальных предпосылках уголовного преследования, аналогично установленному в ч. 2 и 3 ст. 211 УК, но практика подтверждает, что без заявления собственника или руководителя организации о преступном нарушении их права на коммерческую тайну правоохранительные органы по своей инициативе вряд ли смогут установить факт совершения преступления. Эти вопросы еще недостаточно полно учитываются в правоохранительной практике, что ведет к безнаказанности виновных и значительным материальным потерям коммерческих организаций. Изучение проявлений незаконного получения и разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну, показывает, что в современный период формы промышленного шпионажа отличаются большим многообразием. Тем не менее правоохранительные органы не всегда учитывают произошедшие информационные изменения в обществе и не уделяют достаточного внимания выявлению преступных форм промышленного шпионажа.
В решении задач эффективного предупреждения правонарушения в сфере обращения КЗИ важную роль играет комплексный подход к проведению профилактических мероприятий. Он предполагает осуществление профилактики на основе координации и взаимодействия структурных подразделений и службы безопасности организаций по планомерному осуществлению объективно обусловленных мер различного характера, затрудняющих совершение правонарушений в этой сфере и направленных в конечном итоге на их предотвращение.
Предупреждение правонарушений в этой сфере требует для обеспечения нормального хода своего осуществления соблюдения принципа конкретности реализуемых в профилактических целях мер. Проводимые мероприятия должны по своей конструкции, направленности быть достаточно детализированными, содержащими подробные указания о правовых средствах достижения целей, с тем чтобы с их помощью можно было эффективно устранять недостатки. Именно точность «технологии» реализации профилактических решений особенно важна для предупреждения утечки КЗИ. Это объясняется тем, что в системе мер профилактики правонарушений в этой сфере центральное место занимают действия по устранению дефектов организационно-производственного, управленческого, технического, технологического и коммерческого характера.
Принцип конкретности тесно связан с принципом реальности профилактической деятельности. Осуществляемые меры должны быть выполнимы и целесообразными с экономической точки зрения. В основе их выбора должен лежать объективный анализ реальной хозяйственной ситуации, сложившейся в организации.
Важное значение для обеспечения реальности мер имеет учет, как современного уровня, так и перспектив достижения стратегических преимуществ на конкретных направлениях деятельности.
Следует особо подчеркнуть, что во всех без исключения случаях деятельность по предотвращению правонарушений в сфере обращений КЗИ должна строиться с учетом принципа соблюдения требований законности.
Результативность предупредительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня прогнозирования ее ресурсного, научно-методического, информационного и правового обеспечения.
Проблема прогнозирования затрагивалась во многих исследованиях1. И, тем не менее, большой круг вопросов, особенно связанных с разработкой конкретных прогнозов, методики получения и использования прогностической информации и ряд других, пока еще не получили исчерпывающего освещения.
Надо сказать, что прогнозы используются для оценки фактического положения дел в области обеспечения информационной безопасности организаций, определения тенденций проявления угроз и ВКУ КЗИ, выявления основных направлений предупреждения данного вида правонарушений. На практике чаще всего разрабатываются вероятностные прогнозы относительно угроз конкурентов.
Кадровое и материально-техническое обеспечение определяет материальную базу функционирования системы предупреждения правонарушений в сфере обращения КЗИ. Без соответствующего штата работников и материальной базы невозможно достичь надежного обеспечения этой деятельности. Важное значение приобретает подготовка специалистов по организации и проведению предупредительных мер на различных направлениях деятельности организации. В настоящее время подготовка таких специалистов не выделяется в качестве самостоятельного направления в высших юридических заведениях страны. В соответствии с учебной программой читается спецкурс «Право на информацию и ее защита в коммерческих организациях» на юридическом факультете, факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ2 и в других вузах. Однако этого недостаточно. Современная система подготовки кадров не может удовлетворить потребности в кадрах специалистов частного права, специализирующихся на охране КЗИ. Учитывая важность предупредительной деятельности, видимо, было бы полезным создание в рамках организаций, специального аналитического подразделения, задачей которого будет разработка и реализация мер предупреждения.
Научно-методическое и информационное обеспечение профилактики правонарушений в сфере обращения КЗИ нуждается в дальнейшем совершенствовании. Представляется важным периодическое издание методических рекомендаций по вопросам выявления и предупреждения правонарушений в этой сфере и доведение их до сведения всех заинтересованных организаций. Требуется совершенствование практики сбора накопления и переработки информации об угрозах безопасности организаций, формах и методах промышленного шпионажа. В этой части несомненную помощь могла бы оказать разработки типов стратегии информационной безопасности организаций, направленных на устранение существующих или предотвращение ВКУ КЗИ, на компенсацию наносимого ущерба, в результате действия угроз.
Интересы повышения эффективности борьбы с различными формами и методами промышленного шпионажа требуют, чтобы информация о них концентрировалась в едином информационно-аналитическом центре. Таким центром мог бы стать Институт проблем информационной безопасности МГУ1, в рамках которого можно было проводить исследования информационной безопасности коммерческих организаций. Внутри системы правоохранительных органов обмен информацией организован неплохо, однако такая информация в отдельный массив не выделена, и в коммерческие организации она практически не поступает. Информационный «голод» утоляется в основном публикациями юридической печати по этим вопросам, но этого явно недостаточно. Нужна хорошо продуманная система снабжения информацией предпринимателей, осуществляющих профилактику правонарушений в сфере обращения КЗИ.