Северин В.А. - КОМПЛЕКСНАЯ ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ (1184126), страница 35
Текст из файла (страница 35)
Говоря о распределении лиц, совершивших правонарушения режима КЗИ, по полу, необходимо отметить, что по совокупным результатам анкетирования личных дел на правонарушителей, которые были заняты в различных сферах материального (производство товаров, выполнение работ и оказание услуг) производства: 65% их них составили мужчины и 35% — женщины. По сравнению с этими данными доля мужчин в промышленности, а женщин в торговле является доминирующей, что объясняется, во-первых, существованием определенной закономерности в численном соотношении мужчин и женщин, занятых в различных отраслях экономики, например промышленности и торговли. Традиционно в силу специфики труда доля работающих женщин в торговле значительно выше. Во-вторых, преобладанием на конкретных участках производства среди работающих, имеющих доступ к КЗИ, лиц мужского пола (выборочный анализ ряда организаций, занятых в сфере производства и выполнения работ, показывает, что в числе работников, имеющих отношение к сфере обращения КЗИ, лица мужского пола составили — 54%, женского — 46%). Объясняя количественное соотношение числа мужчин и женщин, допустивших нарушения в рассматриваемой сфере, следует подчеркнуть, что не существует какой-либо биологической обусловленности правонарушений мужчин и женщин с позиций различной их физиологии и психологии. Вместе с тем, как справедливо отмечают Н.П. Дубинин, И.И. Карпец и ВН. Кудрявцев, что «было бы ошибочно недооценивать биологические особенности женского организма, которые в значительной мере предопределяют выбор женщиной профессии, выполнение ею определенных функций, социальных ролей» 1. Этот вывод следует учитывать при проведении воспитательной работы в трудовых коллективах.
Возраст имеет значение для понимания социально-психологического облика лиц, совершивших правонарушения в сфере обращения КЗИ. Исследование показало, что существует определенная закономерность в совершении нарушений режима КЗИ различными возрастными группами. Поданным выборочно изученных личных дел возрастная характеристика лиц, допустивших нарушения в сфере обращения КЗИ определяется следующими данными. В возрасте от 18 до 20 лет совершили правонарушения режима КЗИ (в основном нарушения пропускного режима) 1%, от 21 до 25 лет - - 4%, от 26 до 35 лет — 35%, от 35 до 40 лет — 20%, от 40 до 49 лет — 25%, от 50 до 55 (жен.) лет — 3%, от 50 до 60 (муж.) лет — 10%. Опрос законопослушных граждан показал, что с конфиденциальными документами и изделиями, содержащими такие сведения, в обследованных организациях трудятся работники в возрасте от 18 до 21 года — 2%, от 21 до 35 лет — 30%, от 35 до 49 лет — 44%, от 49 до 60 лет — 20%, от 60 лет и старше — 5%.
Таким образом, нарушения режима КЗИ совершают чаще всего лица в молодом и зрелом возрасте. При объяснении интенсивности проявления нарушении режима КЗИ среди различных возрастных групп следует учитывать, что, во-первых, как указывал И.И. Карпец, «старение человека (биологически) тоже вызывает определенные изменения, влияющие на его взгляды, наконец, на способность к активной общественной деятельности» 1. Хотя этот признак и не является значимым, позволяющим проводить различий между теми, кто соблюдает установленный режим КЗИ, и теми, кто его нарушает2. Психологическая наука подтверждает наличие специфических свойств личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития человека3, что свидетельствует о необходимости учета рекомендаций по работе с различными возрастными группами в процессе охраны КЗИ.
Во-вторых, значительный процент нарушений (35%) отмечается в возрастной группе работников, имеющих доступ к КЗИ, от 26 до 35 лет (муж.), что объясняется общей тенденцией «омоложения» руководящих кадров и менеджеров в коммерческих организациях. В-третьих, наибольшее число нарушений приходится на возрастную группу 35—49 лет, которая отличается определенным опытом работы, хорошим знанием специфики производства и стабильным характером социальных связей. Причина такого явления — не возраст правонарушителей, а уровень их правосознания4.
Уровень образования лиц, совершивших нарушения режима КЗИ, является достаточно высоким и характеризуется следующими данными выборочного изучения: 70% имели высшее образование;
20% — среднее профессиональное; 5% — среднее полное общее образование и 5% неполное среднее образование.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что подавляющее число лиц, допустивших нарушения в этой сфере имели высшее образование. Высокий уровень образования данной категории правонарушителей объясняется тем, что половина из них являлись руководителями среднего и низшего звена управления организаций, остальная часть — менеджеры, специалисты в различных отраслях экономики, условия назначения на должность которых требуют наличия диплома о высшем образовании. Важно подчеркнуть наличие определенной связи низкого качества профессиональной подготовки, которое проявляется в процессе выполнения трудовых обязанностей и допускаемыми ошибками в рабою Недостатки могут быть связаны с образованием возможных каналов утечки КЗИ, в том случае, если работник выполняет определенную трудовую функцию в сфере обращения КЗИ. Нужно иметь в виду, что высокий уровень образования не определяет с точки зрения требований корпоративных норм правильное, т.е. соответствующее интересам организации поведение. Оно может оказывать при прочих условиях положительное влияние на формирование потребностей, интересов, ценностных ориентации.
Для выявления особенностей данной категории правонарушителей нужно учитывать соответствие специальности, полученной лицом в вузе, и должности, занимаемой им в структуре управления организацией. Данные выборочного опроса работников ряда малых и средних организаций в период с 1991 по 2007 г. показывают, что среди индивидуальных предпринимателей почти 80% из них работает не по специальности, полученной в высшем или среднем учебном заведении. Это объясняется тем, что, во-первых, ликвидирована ранее существовавшая в СССР система государственного распределения выпускников вузов, во-вторых, трудоустройство в сферах малого бизнеса ведется, в основном, при наличии родственных и приятельских связей, порой без учета профессиональных требований по принципу преданности делу хозяина-собственника. Это, с одной стороны, положительно сказывается на обеспечении сохранности имущества, включая и коммерческие секреты, но, с другой стороны, связанно с неумением выделить такого рода информацию в силу существующих пробелов технических и технологических знаний, что отрицательно сказывается на обеспечении «технологического» прорыва в производстве, за счет использования такого рода информации.
Оценка степени ущерба организации, причиненного разглашением (утечкой) КЗИ, требует учета должностного положения работ-ни ко. Анализ личных дел на правонарушителей показывает, что в момент совершения правонарушения режима КЗИ лица занимали следующие должности: руководители различных звеньев управления организаций — 39%, специалисты в различных сферах производства и управления — 58%. Существует определенная зависимость вредных последствий от объема выполняемых работниками трудовых обязанностей, связанных с использованием и охраной КЗИ.
Для своевременного выявления и предупреждения правонарушений в сфере обращения информации важно вести их учет по признаку невыполнения или ненадлежащего выполнения работниками трудовых обязанностей по охране КЗИ. Невыполнение обязанностей характеризуется более выраженной деформацией ценностных ориентации личности и выявляется руководством значительно чаще, так как находится на виду и легко воспринимается лицом, осуществляющим контроль за работой подчиненного. Ненадлежащее выполнение обязанностей скрыто от окружающих. Лицо действует, но как бы не «в полную» силу, т.е. осуществляет возложенную на него работу не в полном объеме и не так, как этого требуют корпоративные нормы. Своей «мнимой» деятельностью оно способно вводить в заблуждение непосредственных руководителей, порождать у них уверенность в ненадлежащем обеспечении информационной безопасности соответствующего участка работы и исходя из этого не вызывать тревоги при фактически имеющем место ослаблении контроля за деятельностью подчиненных лиц. Такая деятельность по указанным причинам может продолжаться длительный период и причинить значительный ущерб организации от утечки конфиденциальных сведений. Поэтому усилия администрации следует сосредоточить на установлении признаков, свидетельствующих о ненадлежащем выполнении работниками своих трудовых обязанностей по охране КЗИ.
§ 3. Нравственно-психологические черты лиц, нарушающих режим коммерческой тайны
Изучение нравственно-психологических черт лиц, нарушающих режим конфиденциальности информации» имеет существенное значение для познания внутреннего мира работников, не выполняющих требования корпоративных норм по охране КЗИ, для определения причин таких социальных отклонений и их предупреждения. Нравственно-психологическая основа во многом определяет стиль и методы работы лиц, занятых в производстве товаров и их реализации, связанных с использованием КЗИ. Наличие психологических особенностей не позволяет проводить «различий между теми, кто соблюдает социальную норму, и теми, кто ее нарушает» 1. Динамические особенности психических процессов могут оказывать влияние на формирование потребностей и интересов, мотивов и целей поведения, на принятие и осуществление решения о совершении поступка. Тем не менее они еще недостаточно изучены в юридической науке. Их анализ отличается значительной сложностью в получении фактического материала и отсутствием методики исследования. Изучение нравственно-психологических черт лиц, совершивших правонарушения в сфере обращения КЗИ, осуществляется на основе анализа их потребностей, интересов, ценностных ориентации, психологических особенностей, являющихся, по мнению ученых-психологов, важнейшими признаками в психологической структуре личности.
Работники, допустившие дисциплинарные поступки в этой сфере, по данному признаку имеют определенные отличия от законопослушных граждан. Отличия состоят в основном в характере проявления социальных потребностей, в различной степени осознания лицами потребностей в труде, в определении путей его удовлетворения, в различном отношении к соблюдению корпоративных норм. Анализируя потребности работников наемного труда, которые имеют доступ к КЗИ, следует исходить, во-первых, из того, что потребности имеют биологическую (питание, самосохранение и др.) и социальную природу (потребности в труде, познании, общении,» др.). Во-вторых, наемный труд гражданина означает, что работник применяет свои способности к труду за вознаграждение в интересах работодателя3.
Показательно, что большинство работников, допустивших нарушения в сфере обращения КЗИ, были ознакомлены с обязанностями, однако игнорировали их выполнение, о чем имеются ссылки в приказах руководителя организации, знали их поверхностно или вообще не знали. Об этом содержались сведения в письменных объяснениях работников, подвергнутых дисциплинарным взысканиям.
Опрос нарушителей показал, что у них было недостаточно конкретное, расплывчатое представление об обязанностях по охране КЗИ, и поэтому, по их мнению, они совершили нарушения. Опрос работников, не допустивших такие нарушения, показал, что треть из них не могли точно сформулировать свои служебные обязанности. Отсюда вытекает вывод о том, что у работников, допустивших утечку КЗИ, несколько приниженно, чувство ответственности за несоблюдение требований собственника организации» Являясь работниками наемного труда, они игнорируют корпоративные нормы, при этом легкомысленно рассчитывают предотвратить возможный ущерб, который может наступить вследствие невыполнения обязанностей по охране КЗИ.
Изучение дисциплинарной практики, опрос работников организаций указывают на наличие у лиц, совершивших правонарушения в этой сфере, специфического отношения к исполнению трудовых обязанностей. В рыночной экономике труд воспринимается работодателем и работником исключительно сквозь призму его оплаты. В результате произошло смещение акцентов в понимании работниками социальной значимости труда, его материальной оценки. Поэтому существенное значение в рыночной экономике имеет оплата труда при возложении обязанностей по охране КЗИ. Связь этого фактора с возможностью утечки КЗИ может проявляться двояко. С одной стороны, в случаях, когда работодатель не оплачивает эту работу, работник ее просто не выполняет, причем действует на законных основаниях. С другой стороны, когда оплата производится явно в заниженном, по меркам работника, размере, то работа выполняется не в полном объеме, по принципу «как платят, так и работаем». В любом случае игнорирование работником обязанностей по охране КЗИ ведет к открытию ВКУ такой информации. Материальный интерес работника часто связан с продвижением его в иерархии управления компанией. Если по каким-либо причинам такое продвижение невозможно, то может возникать равнодушие и связанное с ним безответственное отношение к исполнению трудовой функции. Формирующийся в таких условиях стиль работы может привести к созданию опасных ситуаций для разглашения КЗИ. Для предупреждения подобного нежелательного явления в коммерческих организациях необходимо реализовать меры по совершенствованию системы стимулирования труда, что будет