Диссертация (1174389), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Фактически это процесс выбора наиболеецелесообразного решения с учетом множества факторов: предыдущего опыта,60психологических установок, личностных особенностей (склонности к риску,психологических защит, образа-Я и проч.); а также социальных, экономическихфакторов и проч.Процесс выбора коррелирует с образом желаемого результата: чемпозитивнее представления о себе в будущем (как проживающей за рубежом), темболее ценной и значимой становится эта идея. Женщины с высоким уровнемэмиграционных намерений создают конструкт «Я в будущем» из собственныхустановок и ожиданий.
Это становится квинтэссенцией нереализованных целей ижеланий, ожидающих осуществления. Чем выше психологическая и ценностнаяпритягательностьэтогообраза,тембольшеотторжениеинеприятиесуществующей социальной реальности как враждебной и фрустрирующей. Длячасти женщин идея эмиграции может быть приятным прожектом и «бегством вфантазии», для других – условием самореализации и единственной возможностьюдля новой жизни.Намерениябезучетасоциальногоконтекстаивозможностиихосуществления становятся прожектами и фантазиями о возможном будущем.Эмиграция здесь не исключение. Как отмечает Т.Н. Березина, «наличие смыслапредполагает будущее» [7, 108].
Чем сложнее структура намерения либо егореализация, тем больше вероятность, что личность откажется от него либозаменит на компромиссное образование.Если интерпретация эмиграционных намерений как прожекта и бегства отпроблем в реальности отмечается рядом ученых [18], то исследований истатистических данных о разочаровавшихся в эмиграции гражданах России намне встречалось. Подобные сведения, в данной постановке вопроса, трудновыявить в силу специфики современной эмиграции, ведь современные тенденции–это циркулярная и незавершенная эмиграция, что, в принципе, смягчаетвозможное разочарование в миграционном выборе.Потребности и основные движущие мотивы, включенные в составэмиграционных намерений, не являются константным психическим образованиеми претерпевают значимые изменения в зависимости от этапов эмиграционного61перехода: подготовка, эмиграция и адаптация (стадии адаптации).
Например,реализовав эмиграционный переход и даже успешно адаптировавшись, женщинаможет ощущать удовлетворение части своих потребностей, которые толкали ее навыбывание из РФ, но в эмиграции оказываются фрустрированными иныепотребности и желания, что может вызывать чувство ностальгии и тоски поРодине. О том, что это неизбежно произойдет, большая часть женщин,мечтающих о переезде, не всегда догадывается. Образ желаемого результата иреалии жизни за рубежом оказываются различны, что выступает триггернымимеханизмами кризиса и в ряде случаев разочарования в совершенном действии.Возникает потребность переосмысления своего будущего в новой стране и своегопрошлого в России.
Как показывают результаты нашего исследования, женщиныс высоким уровнем эмиграционных намерений думают о более"счастливомбудущем" за рубежом, но после попадания в него к ним приходит осознание"отсутствия будущего в этом будущем". Женщины, проживающие за рубежом,неоднократно повторяли: "Я не смогу дать детям хорошее образование, многогоим придется добиваться самим, на низком старте". Часть респондентовозвучивала опасения относительно одинокой старости, отсутствия в США друзейи близких родственников. Индивидуальный выбор женщины, т.
о., оказываетвлияние не только на ее последующую жизнь, но и на жизнь детей. Эта проблемапримыкает к экзистенциальной проблематике и, безусловно, является достаточноинтересной для исследования с точки зрения понимания адаптационныхпроцессов мигрантов. Вероятность возвратной миграции зависит от траекториисоциального успеха женщин. Создание новой семьи, возникновение новыхсоциальных связей и успешная карьера выступают эмоциональными якорями,формирующими тесную связь с новой страной проживания.С. Линденберг считает, что люди стремятся к двум глобальным и общимцелям – «физическому и социальному благополучию» [107, 172], но эти конечныецели возможно осуществить лишь посредством реализации промежуточных,инструментальных этапов, и такой инструментальной целью может выступатьэмиграция.Эмиграциянеявляетсясамоцелью,этоспособреализации62потребностей, мотивов и, в конечном счете, самой себя, чего на Родине в силуразличных причин осуществить невозможно.Как справедливо отмечает О.Ю.
Зотова, психологическое благополучиеличности имеет следующие особенности:1. Субъективность. Люди счастливы тогда, когда они считают себятаковыми.2. Эмоциональные состояния. Психологически благополучные люди болеесклонны испытывать такие положительные эмоции, как радость и счастье, именее склонны испытывать такие негативные эмоции, как печаль и гнев.3. Отношение к жизни [25, 190].Поиск этого субъективного ощущения благополучия является глобальнойцелью эмиграции, меняется лишь наполненность этого психологическогоконструкта в зависимости от личностных ориентаций женщин: для кого-тосистемообразующими маркерами благополучия являются права личности,свобода самовыражения, для кого-то – поиск мужа-иностранца и счастливаясемейная жизнь.На повышение эмиграционной активности женщин влияют следующиесоциальные факторы:1.
Вероятность более высокого качества жизни.2. Короткий срок «окупаемости» эмиграции и выход на уровень жизни,превышающий изначальный.3. Отсутствие партнера и детей.4. Предшествующий опыт (длительные командировки, стажировка зарубежом, проживание в принимающей стране ранее, положительный опыт узнакомых).5. Наличие финансовой подушки безопасности.6. Возраст до 30 лет, отличное знание иностранного языка.7. Социально-экономические проблемы в России.8.
Сравнительно короткое расстояние эмиграции.63Эмиграционные намерения можно описать в рамках трехуровневойструктуры:1. Макроуровень: климатические, социально-экономические, политическиеи др. аспекты.2. Мезоуровень: образование, семейное положение, профессия, знаниеиностранного языка и проч.3. Микроуровеньпсихологическихусловий(базовыеубеждения,восприятие безопасности, ценностные ориентации, внутренняя картина мира,готовность к риску, Я-концепция, психологические защиты и т.д.).Предложенная модель формирования эмиграционных намерений женщинпозволяет описать как динамику, так и структуру эмиграционных намерений,включает в себя психический и социальный пласт.
Эти пласты [104, 568] имеюттемпорированную структуру и регламентируются жизненным циклом личности[102, 473], т. е. в различные периоды жизни могут доминировать разныепотребности. Любые ожидания являются не только проективным броском вбудущие, но и «результатом предшествующего опыта» женщин [93].Личностьподвлияниемвнешнихивнутреннихфакторов,классифицируемых нами в рамках трехуровневой структуры (макро-, мезо- имикроуровень), с учетом жизненного цикла воспринимает себя и свое место вмире. В акте социальной перцепции происходит примысливание значений исмыслов к событиям, происходящим в жизни (конструирование реальностиличностью). Исходя из этого конструкта, формируются ожидания (наиболеевероятное развитие событий и представления о том, как лучше действовать), подкоторые подтягиваются намерения и поведение – личность ведет себя такимобразом, каким она воспринимает мир и себя, и в зависимости о того, какойвариантдальнейшегоразвитияжизнивидитсянаиболеевероятным;соответственно, эмиграционные намерения могут усиливаться либо ослабевать.
Участи женщин они трансформируются в готовность и последующие действия, удругихостаютсямечтами,прожектами,психологическимизащитами.Полученные в эмпирической части работы результаты психологического64тренинга, показали особую роль «социального интереса» у женщин (А. Адлер)как одного из значимых факторов, препятствующих выбыванию за рубеж.Качественные и количественные показатели социального интереса личности(количестводрузей,интенсивностьдружескоговзаимодействия,наличиегармоничных семейных отношений, ощущение поддержки и эмоциональнойблизости и проч.) усиливают «силы притяжения» (Э.
Ли), помогают активносоциализироваться на Родине и использовать свой личностный потенциал вРоссии. Социальные связи, их качество и интенсивность способствуют активнойинтеграции и включенности женщин в социальную жизнь на Родине. Чувствопринадлежности к группе способствует формированию групповых стратегийсоциально успеха и личного благополучия у женщин.Эмиграционныепсихологическоенамеренияявление,напредставляютформированиесобойкоторогодинамичноевлияютфакторы,представленные на макро- , мезо- и микроуровне.
В практической части работыпредстоит детализировать эти факторы, что позволит не только составитьпсихологический портрет россиянок с различным уровнем эмиграционныхнамерений, но и связать эмиграционные намерения и психологическиеособенности женщин. На основании полученных результатов будет разработана ипредложена программа формирующего эксперимента в форме психологическоготренинга, с целью подтверждения выдвинутых гипотез.Рассмотрение структуры и механизма формирования эмиграционныхнамерений невозможно без четкого понимания ведущих потребностей личности иосновных тенденций имеющегося эмигрантопотока.
В 90-е годы двадцатого векаведущий психологический мотив эмиграционных намерений женщин был связанс бегством от экономического кризиса и поиском лучшей жизни. Многиеэмигранты соглашались на любой низкооплачиваемый труд, не требующийпрофессионализма, с целью выживания и обеспечения своей семьи. На этотпериод проходится значительное количество программ помощи репатриантам иадаптации для представителей различных этнических групп. Германия и Израильзанимали ведущие место в этом процессе. Но уже в конце 90-х годов в странах-65реципиентах стало нарастать недовольство и протесты против эмигрантов.Национальная культура была не готова абсорбировать такое количествоприезжих, в результате многие программы адаптации были приостановлены ивведены квоты для приезжих. Эти процессы оказали влияние на формированиеженского эмигрантопотока из России: уезжать в никуда, без очевидных шансовустроиться на работу, без финансовой основы стало проблематично инепродуктивно.