Диссертация (1174266), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Средняя по силе статистическаявзаимосвязьнаблюдаласьмеждувозрастомисостояниемзрачковойпигментной каймы (r=0,52) и радужки (r=0,53), наличием пигмента на радужке(r=0,53). Возраст был связан отрицательной связью средней силы (r=-0,53) сгиперметропической рефракцией.Слабаястатистическаявзаимосвязьбылапрослеженамеждугиперметропической рефракцией и состоянием ДЗН (r=0,49). Отрицательнаяслабая связь была между Hm рефракцией и наличием пигмента на радужке (r=0,49), полом пациента (r=-0,46), состоянием стромы радужки (r=-0,46) и еезрачковой пигментной каймы (r=-0,46). Слабая статистическая взаимосвязьбыла между наличием иридодонеза и состоянием радужки (r=0,38), насыпьюпигмента на ней (r=0,31), состоянием зрачковой пигментной каймы (r=0,37) иотрицательная – с остротой зрения без коррекции (r=-0,30).
Наличиеподвывиха хрусталика отрицательно коррелировало с состоянием радужки (r=0,36) и положительно – с состоянием зрачковой пигментной каймы (r=0,35).Необходимо обратить внимание, на то, что острота зрения без коррекции и скоррекцией хоть и слабо, но отрицательно коррелировали с наличием пигментана радужке (r=-0,31), размерами экскавации ДЗН (r=-0,32), состоянием стромырадужки (r=-0,35) и состоянием зрачковой пигментной каймы (r=-0,37). Этосвидетельствует о связи между структурными изменениями в переднемсегментпе глаз и остротой зрения при сочетании возрастной катаракты с ПЭС.Таким образом, впервые выявлено, что длительность проживания в южныхтерриториях страны была сильно связана с характерными для ПЭСизменениями переднего сегмента глаз, в то время, как у пациентов скатарактой без ПЭС такие зависимости отсутствовали.
Патологическиеизменения в переднем сегменте глаз при сочетании катаракты с ПЭС пусть ислабо, но все же были связаны с функцией остроты зрения. Кроме того, упациентов с ВК и ПЭС выявлена связь возраста с изменениями в радужке,видом рефракции, плотностью ядра хрусталика, остротой зрения без коррекциии с коррекцией.83ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема возрастной катаракты и ее сочетания с ПЭС в силу своейраспространенности, в том числе, и вследствие увеличения продолжительностижизнинаселения,неперестаетбытьактуальнойдлясовременнойофтальмологии.
Возникновение ВК связывают, в первую очередь, спроцессами старения организма, однако солнечный свет играет важную роль встарении хрусталика, что получило подтверждение большей частотойвозрастных катаракт в жарких странах, более ранним ее развитием и быстрымпрогрессированием.
В последние годы неизменным научным интересомпользуется также глазной ПЭС, который, по мнению теперь уже большинстваисследователей,являетсясистемнымдистрофическимпроцессом,превалирующим в переднем сегменте глазного яблока, но затрагивающемпрактически все его структуры. По некоторым данным, как и при ВК,ключевую роль в возникновении ПЭС, при участии целого ряда другихфакторов, играет кумулятивное воздействие на орган зрения человека и егоорганизм в целом избыточного ультрафиолетового излучения.Сочетание ВК с ПЭС, по аналогии с сочетанием с глаукомой, считаетсянеблагоприятным. Помимо катаракты и глаукомы, ПЭС может сопровождатьлюбую офтальмопатологию, и всегда рассматривается, как состояние,утяжеляющее основное заболевание. Большинство работ, посвященных ПЭС,связаносегосочетаниемсглаукомой,выделенаособаяформапсевдоэксфолиативной глаукомы, протекающей более неблагоприятно ибыстро приводящей к распаду зрительных функций в силу меньшейэффективности любого проводимого лечения.
В отличие от этого, работ,посвященных ПЭС у пациентов с ВК, немного. Практически отсутствуютсведения о географической привязанности ПЭС в России у катарактальныхбольных. Эксклюзивность проблемы сочетания двух геронтоофтальмическихпатологийзаключаетсявихвысокойчастотеимедико-социальнойзначимости, как порознь, так и суммарно. Отсутствие альтернативымикрохирургическомулечениювозрастнойкатарактыидоказанность84неблагоприятного влияния ПЭС на протекание этого процесса придает ещебольшую актуальность изучаемой проблеме.
Вышеперечисленные фактыпослужилиосновойдляизученияособенностейглазногопсевдоэксфолиативного синдрома у пациентов с возрастной катарактой –жителей южных территорий России. Регионы Южного, Северо-Кавказского иКрымского федеральных округов имеют более 2200 часов солнечного сияния вгод, таким образом, в них имеются природные факторы-триггеры в видежаркого климата и повышенной инсоляции, способствующие развитиювозрастной катаракты и глазного ПЭС.В основе диссертационного исследования лежат результаты обследований393 (634 глаза) пациентов с возрастной катарактой в сочетании спсевдоэксфолиативным синдромом и без него. Исследование состояло из 4серий.В первой серии обследованы 139 пациентов с возрастной катарактой (263глаза), составившую одну клиническую группу, на основе комплексногообследования которой был составлен условный клинический «портрет»возрастной катаракты, в кратком виде отражающий наиболее частые ихарактерные проявления катаракты в южных территориях России.Во второй серии были обследованы 179 пациентов (277 глаз) с возрастнойкатарактой.
Из них были сформированы 2 клинические группы: в I группувошли 75 пациентов с сочетанием катаракты и ПЭС (114 глаз; 41,9%); во IIгруппу вошли 104 пациента с катарактой без ПЭС (163 глаза; 58,1%). Порезультатам был составлен условный клинический «портрет» возрастнойкатаракты, протекающей на фоне ПЭС у пациентов, проживающих в южныхтерриториях нашей страны.Сумма клинических проявлений ПЭС при ВК у жителей южных регионовРоссии свидетельствует о более старшем возрасте условной пациентки,выраженных дистрофических изменениях в переднем сегменте глазногояблока, высоком удельном весе плотного и очень плотного ядра хрусталика.85Кроме того, выяснено, что пациенты с сочетанием ВК и ПЭС статистическизначимо чаще дольше проживали на юге страны.В третьей серии исследования с помощью спектральной оптическойкомпьютерной томографии было изучено в сравнении состояние заднегосегмента глаз у пациентов с ВК и ВК на фоне ПЭС, для чего были обследованы75 пациентов (94 глаза).
Были исследованы морфометрические параметры ДЗНи перипапиллярной части сетчатки у пациентов двух клинических групп:основная группа состояла из пациентов с ВК и ПЭС (40 пациентов, 53 глаза,56,4%); контрольная группа состояла из пациентов с ВК без ПЭС (35пациентов, 41 глаз, 43,6%). Пациенты основной группы были статистическизначимо старше пациентов контрольной группы, что соответствует данным озависимости между частотой развития ПЭС и возрастом пациентов. Упациентов основной группы в сравнении с контрольной статистически значимопреобладали патологические изменения в переднем сегменте глаз: атрофиястромы радужки 2 степени была в 4,8 раза чаще; ЗПК была частичноразрушена в 4,8 раза чаще, чем у пациентов без ПЭС; насыпь пигмента нарадужке у пациентов с ПЭС была в 2,7 раз чаще; наличие ПЭМ на переднейкапсуле хрусталика было у 85,0% пациентов с ПЭС; плотность ядра хрусталикабыла большей, плотное ядро было в 1,2 раза чаще, а малая плотность былапочти в 3 раза реже, чем у пациентов без ПЭС.ПрисравненииперипапиллярнойморфометрическихчастисетчаткивпараметровзависимостиДЗНотиналичияСНВСПЭС,статистически значимых отличий выявлено не было, что свидетельствует осохранности структур заднего сегмента глаз у пациентов с возрастнойкатарактой на фоне ПЭС.
Средние значения толщины СНВС (RNFL) и померидианам SNIT (superior, nasalize, inferior, temporalis) у пациентов обеихгрупп статистически значимо не отличалась (P≥0,05). Полученные с помощьюОСТ морфометрические параметры ДЗН и данные о толщине СНВС упациентов с возрастной катарактой вне зависимости от наличия ПЭС могут86быть использованы для сравнения как справочные величины для созданиянормативной базы.В четвертой серии исследований был проведен сравнительный анализкорреляционных зависимостей в группах из третьей серии – между пациентамис возрастной катарактой на фоне ПЭС и пациентами с возрастной катарактойбез ПЭС, полученные во второй серии исследований.
У пациентов с катарактойбез ПЭС корреляционных связей было мало.Сильнаякорреляционнаязависимостьотмеченамеждусостояниямизрачковой пигментной каймы и стромы радужки, состоянием ЗПК и наличиемнасыпи пигмента на поверхности радужки, плотностью ядра хрусталика иостротой зрения без коррекции. Средняя зависимость выявлена междуплотностью ядра хрусталика и остротой зрения с коррекцией.
Нетстатистической взаимосвязи между давностью проживания в южных регионахстраны и другими параметрами. Кроме того, у пациентов с возрастнойкатарактой практически отсутствует зависимость между состоянием переднегосегмента глаз и функциональными показателями глаз.В отличие от этого, у пациентов с ВК на фоне ПЭС имеются множественныеи самые разнообразные взаимозависимости между анатомическими ифункциональными проявлениями в глазном яблоке. Наиболее сильныекорреляционные взаимосвязи наблюдались между состоянием ЗПК, стромойрадужки и наличием насыпи пигмента на ней, а также между наличиемиридодонеза и подвывихом хрусталика, что вполне объяснимо.
Кроме того,сильная отрицательная статистическая взаимосвязь имеется между плотностьюядра хрусталика и остротой зрения без коррекции; между давностьюпроживания в южных регионах страны и наличием изменений в переднемсегменте глазного яблока.Средняя по силе отрицательная статистическая взаимосвязь была между ОЗбез коррекции и с коррекцией и миопической рефракцией, между миопическойрефракцией и насыпью пигмента на радужке, состоянием ЗПК, плотностьюядра хрусталика и размерами экскавации ДЗН, между наличием иридодонеза и87плотностью ядра хрусталика, подвывихом хрусталика и плотностью его ядра.Плотность ядра хрусталика была взаимосвязана отрицательной среднейстатистической зависимостью с ОЗ с коррекцией, положительной связью ссостоянием радужки, возрастом пациента и наличием насыпи пигмента нарадужке; между возрастом и состоянием ЗПК и радужки, наличием пигмента;возраст был связан отрицательной связью средней силы с Hm рефракцией.Было обращено внимание на то, что ОЗ без коррекции и с коррекцией хоть ислабо, но отрицательно коррелировали с наличием пигмента на радужке,размерами экскавации ДЗН, состоянием стромы радужки и состоянием ЗПК.Это было расценено, как связь между структурными изменениями в переднемсегменте глаз и остротой зрения у пациентов с ВК на фоне ПЭС.Таким образом, анатомические изменения при ПЭС оказывают пусть ислабое, но все же влияние на функции органа зрения и, в частности, на остротузрения у пациентов с ВК.
Кроме того, продолжительность жизни в южныхтерриториях страны связана с характерными для ПЭС изменениями переднегосегмента глаз. У пациентов с возрастной катарактой без ПЭС такаязависимость отсутствует.У пациентов с ВК и ПЭС выявлено влияние возраста на дистрофическиеизменения в радужке, вид рефракции, плотность ядра хрусталика, остротузрения без коррекции и с коррекцией. Возраст пациентов связан не только ссостоянием структур переднего сегмента глаз, но и с остротой зрения. Крометого, на остроту зрения при ПЭС у пациентов с возрастной катарактой влияюти изменения в переднем сегменте глаз.Возраст определенно оказывал влияние на многие параметры глаз в обоихслучаях и, в первую очередь, на изменения структур переднего сегмента глаз.Как ни парадоксально, но и острота зрения у пациентов с ПЭС была связана ссостоянием переднего сегмента глазного яблока (стромой радужки, зрачковойпигментной каймой, наличием пигмента на радужке и ПЭМ на капсулехрусталика, наличием иридодонеза и подвывиха хрусталика).88ВЫВОДЫ:1.По результатам исследований за 2006-2015 гг.















