Диссертация (1174250), страница 13
Текст из файла (страница 13)
Повидимому,следствиемотсутствиявысшегообразованияявлялосьвозникновение дополнительных материальных сложностей, что влияло наусугубление стрессовой ситуации.Приоценкеколичествадетейуженщин,включенныхвисследование, было определено, что в группе 1а матери имели в среднем 2(1-3) ребенка, в группе 1б – 1 (1-2) ребенок и в группе контроля – 0 (0-1)79детей.Анализлитературныйданныхпоказывает,чтостресс,испытываемый женщиной, намного выше, если член семьи болен.Женщины более чувствительны к конфликтам, серьезной болезни илисмерти в своем близком окружении [160, 161, 162].По данным нашего исследования, наличие второго ребенка в семьезначительно усугубляло выраженность стресса у женщины. Вероятно, этообусловлено тем, что мать испытывала переживания и о здоровых детях,находящихся длительное время вдали и лишенных ее заботы.При анализе наследственной семейной отягощенности по раннимССЗ отмечается преобладание женщин основной группы.
Так, в группе 1адоля таких пациентов составила 45,2 %, для группы 1б - 35 % и 14,1 % длягруппы контроля. Возможно, наследственный фактор для пациентовгруппы 1а, с более ранним возникновением повышения АД, имеетзначение под воздействием длительного психоэмоционального стресса,делаяэтугруппуболееуязвимой.Приналичииотягощеннойнаследственности, воздействие стресса способствует повышению рискаразвития АГ и обосновывает поиск генетических маркеров АГ [9].Материтяжелобольныхдетейявляютсянаиболееуязвимойкатегорией женщин.
В исследовании иранских ученых оценивалираспространенность тревоги и депрессии среди 480 родителей детей сзаболеванием крови, госпитализированных в стационар. Результатыпоказали, что имеется высокая распространенность тревоги и депрессии всемьях больных детей. Сравнение детей здоровых родителей с детьмиродителей с тревогой и депрессией, выявило, что их дети испытываютбольше госпитализаций, а также уровень смертности среди них выше, чтообусловливает уровень распространенности тревоги и депрессии [163].Таким образом, состояние стресса родителей влияет не только на ихсобственное здоровье, но и ухудшает положение ребенка.Нами была проведена оценка выраженности тревоги и депрессии пошкале HADS, уровня ситуативной тревожности и личностной тревожности80по шкале Ч. Д.
Спилбергера, Ю. Л. Ханина у женщин, подверженныхвоздействию длительного стресса в сравнении с группой контроля.Результаты оценки тревоги и депрессии по шкале HADS у женщин,находящихся в условиях длительного психоэмоционального стресса,выявили достоверное повышение уровня тревоги и депрессии (р<0,05), всравнениисгруппойконтроля.Данныесвидетельствуютобэмоциональном неблагополучии пациентов групп 1а и 1б, подверженныхвоздействию длительного психоэмоционального стресса.
Полученныенами результаты согласуются с материалами других исследователей,изучавших психологическое состояние родителей больных детей.Оценка уровня ситуативной и личностной тревожности проводиласьпо шкале Ч.Д. Спилберегра, Ю.Л. Ханина. Отмечались достоверно болеевысокие уровни реактивной и личностной тревожности в основной группепациентов. При этом в основной группе по реактивной тревожности 55,5% женщин имели высокий и 44,5 % умеренный уровень тревожности. Поуровню личностной тревожности высокий уровень отмечался у 59 %женщин и умеренный уровень тревожности у 41 % женщин. По даннымэпидемиологических исследований существует связь между тревожностьюи повышенным риском гипертонии [164, 165].Высокий риск развития артериальной гипертонии под воздействиемстресса подтверждают результаты другой работы, где пациенты стревожными расстройствами имели более высокую распространенность изаболеваемость АГ, чем население в целом.
Возраст, мужской пол, СД игиперлипидемия были факторами риска гипертонии у пациентов стревожными расстройствами [166].Исследование канадских ученых было направлено на выявлениесвязи между настроением человека, тревогой и риском АГ в течение 1 годау 197 испытуемых. Результаты показали, что наличие тревожногорасстройства ассоциировалось с 4-кратным увеличением риска развитияАГ (OR = 4,14, 95% CI = 1,18-14,56) и, напротив, наличие расстройства81настроения не было связано с риском развития гипертонии (OR = 1,21,95% CI = 0,24-5,86) [167].Таким образом, выявление высокого уровня тревожности у женщиносновной группы позволяет нам предположить, что она в большей степенивлияет на повышение риска развития артериальной гипертонии.Для изучения влияния состояния ребенка на психологическоесостояние матери нами был проведен широкий анализ гормональногопрофиля у женщин, подверженных воздействию длительного стресса всравнении с группой контроля, включая кортизол.Кортизол является гормоном стресса, синтезируется надпочечникамии влияет на повышение артериального давления через механизмыпериферического вазоспазма, электролитных нарушений, в т.ч.
задержкинатрия в организме, увеличения объема циркулирующей крови. Кортизолтакжеоказываетмножественноевоздействиенасосудистыйпатофизиологический каскад, снижая уровни цАМФ и NO, способствуягипергликемии,дисрегуляциилипидногообмена,окислительномудисбалансу, воспалению [168, 169, 170]. Кроме того,исследованиеканадских ученых о влиянии сменной работы на сердечно-сосудистуюреактивность у женщин, показало, что данный вид стресса можетприводить к повышенной реактивности кортизола и сердечно-сосудистойсистемы.
Полученные данные свидетельствуюто том, что высокаяреакционная способность связана с высоким сердечно-сосудистым рискомв будущем и может быть потенциальным путем, ведущим от особенностейработы к ССЗ [167].Еще один механизм взаимосвязи стресса с риском развития АГопределяетсяучастиемкортизолавметаболическихнарушениях.Известно, что связь между испытываемым стрессом и перекусами (междуосновными приемами пищи) преобладает среди лиц с более высокимуровнем кортизола в слюне. Активность глюкокортикоидов не толькостимулирует повышение аппетита, но испособствует увеличению82потребления пищи во время физиологического стресса.
Эффектыглюкокортикоидов приводят квысвобождению инсулина [171]. Вкомбинации с избыточным потреблением пищи это повышает вероятностьтого, что полученная человеком энергия будет запасаться в виде жира,особенно в абдоминальной области, где имеются ГК-рецепторы [172].Cуществующие исследования подтверждают влияние воздействия стрессана потребление пищи, что также может способствовать увеличению рискаразвития центрального ожирения и метаболического синдрома в будущем[173].Анализ гормонального статуса женщин, включавший изучениеуровня гормонов щитовидной железы, пролактина и кортизола, выявилдостоверно более высокие уровни кортизола в основной группе женщин всравнении с группой контроля, что свидетельствует о воздействии стрессана организм матери, влияя на систему РААС и потенциальный рискразвития артериальной гипертонии.В настоящее время доказано прогностическое значение офисногоартериального давления как фактора риска осложнений АГ [9, 26].
Врезультатах известных исследований отмечена важная роль офисногоартериального давления [174, 175].Нами был проведен анализ показателей артериального давления уженщин, подверженных воздействию длительного стресса и группыконтроля. У пациентокгруппы1апри измерении офисногоартериального давления в ряде случаев отмечалось превышение целевыхзначений 140/90 мм рт. ст. Женщины из группы 1а не знали о наличии усебя повышения артериального давления до момента проведения нашегоисследования. Этот факт еще раз подчеркивает необходимость и важностьконтроля уровня АД у лиц, подверженных воздействию длительногопсихологического стресса, который является фактором риска ССЗ.За период наблюдения отмечались более высокие уровни офисногоАД (САД и ДАД) у женщин, матерей тяжелобольных детей в сравнении с83группой контроля, однако результаты не были статистически значимыми.В проведенных ранее исследованиях другими учеными, было выявлено,что повышение артериального давления фиксируется не только во времянепосредственноговоздействиястресса,нотакжевлияетнаформирование артериальной гипертонии.
Так изучение влияния стресса,связанного с профессией,выявило у мужчин молодого возрастаповышение АД не только на рабочем месте, но и вне работы. В сравнениис мужчинами, профессия которых не была связана с воздействием стресса,у них выявлялись достоверно более высокие значения офисного АД приосмотре в поликлинике всравнении смужчинами без воздействияпрофессионального стресса, а так же наблюдалось более частое развитиеартериальнойвоздействиемгипертонии. Развитие артериальной гипертонии подстрессаобусловленногопрофессией,связывалисактивностью симпато-адреналовой системы [176].Международныемногочисленныхрекомендации,исследований,основанныеподчеркиваютнарезультатахдиагностическуюипрогностическую значимость суточного мониторирования артериальногодавления [9, 26].
В проведенном нами исследовании по выявлениювлияния длительного психологического стресса на развитие АГ данныеСМАД позволили выявить АГ в пределах 1 степени с преимущественнымувеличением систолического артериального давления у 15,8 % женщин.Полученные результаты обосновывают целесообразность проведенияСМАДуженщин,репродуктивноговозраста,находящихсяподдлительным воздействием стресса для раннего выявления АГ.Изучение показателей СМАДвыявило, чтосреднесуточныезначения САД и ДАД в группе матерей больных детей и контрольнойгруппесоответствовалинормеидостовернонеразличались.Среднедневные и ночные значения АД также соответствовали нормальнымпоказателям.