Диссертация (1173974), страница 2
Текст из файла (страница 2)
494 с. [Электронный ресурс]. СПС КонсультантПлюс.16Шевченко Е.Е. Договор финансирования под уступку денежного требования в системегражданского права Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс. 2008.-8-правовое значение уведомлений для должников, действие принципа ихзащиты, возможность залога уступаемых прав и др.Наконец,необходимотакжеотметитьработузаавторствомПриходько А.А.17, которая на защите своей работы, в том числе представляланаучные подходы, сформировавшиеся под влиянием первой в России и напостсоветском пространстве специализированной кафедрыв областимеждународного частного права (далее – МЧП), созданной в стенахУниверситета имени О.Е.
Кутафина (МГЮА). Данной кафедрой руководитодин из ведущих специалистов в области МЧП – д. ю. н., профессор изаведующая кафедрой Дмитриева Г.К., без участия которой настоящая работане состоялась бы. Поскольку, помимо прочего, основные представленияавтора настоящей работы о праве сложились в период обучения за счетучебной и методической литературы по программе МГЮА18.Работа Приходько А.А.
соответственно духу этой программы быласконцентрирована на коллизионных аспектах разрешения возможных споровпо факторингу, а договор факторинга, в первую очередь, рассматривался сточкизрениявозможностивнешнеэкономическойсделки.егоквалификацииПрименительноквкачестветрансграничномуфакторингу отмечалась сложившаяся тенденция по отказу от догматическихпривязок в коллизионном регулировании.
В частности, в данной работевпервые был введен в научный оборот авторский перевод документа,имеющего значение в контексте lex mercatoria в отношениях по факторингу.Следует также отметить работу еще одного представителя МГЮА, аименно специальное исследование, проведенное Баукининым И.В. вотношении схожего с факторингом правового института, которым является17Приходько А.
А. Договор международного факторинга в международном частномправе. Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.18Международное частное право: Учебник / отв. ред. Г.К. Дмитриева. 3-е изд., перераб. идоп. М.: Проспект, 2010.-9-форфейтинг19. В частности, в данной работе правовое регулированиеотношений по факторингу в рамках национального права России (гл. 43 ГКРФ) и в соответствии с Конвенцией о факторинге, Конвенцией об уступкесовместнос инымиспециальными источникамимеждународного ироссийского права, например в области ценных бумаг (вексельное право),рассматривается названным автором в качестве правовой основы длярегламентации отношений, связанных с трансграничным форфейтингом споправкой на специфику данных отношений. При этом Баукининым И.В.предлагаютсяразличныеколлизионныеподходыдляопределенияприменимого к трансграничным отношениям по форфейтингу права,анализируются специальные источники lex mercatoria в данной области и др.Несмотря на то, что указанная работа представляет научно-практическийинтерес, исследование в ней все-таки проводится в отношении иногосамостоятельного вида трансграничных отношений.Таким образом, теме настоящего исследования в научной литературедо сих пор было уделено недостаточно самостоятельного внимания.
Вместе стем,усматриваетсянеобходимостьсистематизациииобновлениянакопившегося научного опыта, в том числе учитывая давность специальныхисследований по теме настоящей диссертации, а также последние измененияв законодательстве, имеющем отношение к факторингу.Объектомисследованияявляютсяобщественныеотношения,складывающиеся в международном и национальном обороте по факторингу всвязи с регулированием нормами национального, международного иколлизионного права, применением положений, регулирующих отношенияпофакторингу,государственнымисудамиимеждународнымикоммерческими арбитражами в целях разрешения частных споров.19Баукин И.В. Форфейтинг как инструмент финансирования трансграничной торговли.Дис.
… канд. юрид. наук. М., 2015.- 10 -Предметомисследованиянастоящейдиссертацииявляютсяположения международных договоров, актов российского и зарубежногозаконодательства,атакжеположенияактовнегосударственногорегулирования (lex mercatoria), содержащие потенциально применимые внациональнойитрансграничнойпрактикеправилаиусловия,характеризующие факторинг либо влияющие на возможность договорногоисполнения в рамках подобной практики. Необходимость выработки врамках настоящей работы действительных практических решений повозможным спорам в связи с факторингом применительно к российскойдействительностиобуславливаетвключениевпредметисследованияроссийской судебной и арбитражной правоприменительной практики, атакже опору на соответствующие доктринальные источники.Цели диссертационного исследования заключаются в анализе ивыявленииосновныхпотенциальныхконфликтовдоговорнойиправоприменительной практики по факторингу, а также в установлении исистематизации способов их возможного устранения.
По результатамисследования коллизионно-правового и материально-правового методоврегулирования факторинга предполагается выработка соответствующихрекомендаций для совершенствования способов защиты в отношениях пофакторинговым операциям в соответствии с российским правом.Для достижения поставленной цели диссертантом ставятся следующиезадачи:1.
Выявить основные и (или) перспективные этапы и устремления вправовом регулировании отношений по факторингу, по возможностипровести их коллективизацию в рамках настоящей работы.2. Определить положение факторинга в системе договоров и нормроссийского права, рассмотреть содержание основных прав и обязанностейучастников отношений по факторингу, а также возможные в этой связи рискии средства правовой защиты.- 11 -3. Проанализировать коллизионное регулирование трансграничногофакторинга в соответствии с подходами, сложившимися в коллизионномправе, а также применимость соответствующих подходов.4. Выявить действительные согласно российскому праву лимитации вотношениях, связанных с факторингом, в том числе вытекающие из смежныхотраслей права, включая нормы публичного права и порядка.5.Проанализироватьмеждународныеизарубежныеспециализированные источники права на предмет регулирования имифакторинга, а также возможности их имплементации на российской земле.Научная новизна проведенного исследования заключается в том, чтооно является объемным исследованием факторинга, проведенным насистемной основе и с учетом норм применимого права, которые ранееотсутствовали.
Следовательно, они не могли быть исследованы, в том числепо объективным причинам. Вместе с тем, индивидуальность проведенногоисследования обуславливается его результатами и положениями, которыевыносятся на защиту:1.Трансграничныйдоговорфакторинга–этоосложненныйиностранным элементом договор, предметом которого является переход илиуступка прав в отношении несомнительной и краткосрочной существующейили будущей дебиторской задолженности, возникшей из соглашения междуклиентом и должником, как правило, совершаемая на системной, длящейся идоговорной основе.«Переход права» охватывает возможность передачи прав на платеж потрансграничному договору факторинга в порядке цессии и по другимоснованиям, таким как суброгация и регресс.2.Отношенияпотрансграничномудоговоруфакторингапредставляются трехсторонними с учетом минимально необходимогоколичества субъектов (заинтересованных лиц) для перехода прав требованийна платеж по дебиторской задолженности от одного лица к другому.- 12 -В основе трансграничных отношений по факторингу лежат дваюридически самостоятельных основания для возникновения, изменения ипрекращения прав участников таких отношений, а именно: основной ифакторинговый договор.При отсутствии трехстороннего соглашения между всеми участникамиотношений по трансграничному договору факторинга или соглашения междуфактором и должником из основного договора без согласия последнеговозникают самостоятельные обязательственные отношения, которые посуществу не подпадают под определение двух и более сторонних сделок.3.
Способность клиента и (или) должника отвечать по своимобязательствам имеет решающее значение в целях оценки и распределенияпотенциальных рисков, связанных с исполнением трансграничных договоровфакторинга. В зависимости от функциональной роли сторон в отношенияхтрансграничный договор факторинга может заключаться в целях:– финансирования фактором участников основного договора вприемлемой для них коммерческой форме и (или) оказания им финансовыхуслуг, а также для получения иной финансовой выгоды в виде экономиисредств, получения доступа к альтернативным формам кредитования,распределения рисков;– обеспечения преференциального исполнения обязательств сторонойдолжника для защиты правомерных интересов фактора в пределах,установленных применимым правом.4.Прифакторинговымопределенииправа,отношениям,применимогоследуетктрансграничнымруководствоватьсяконцепцией«расщепления договорного статута» и в зависимости от числа участников исхемы взаимоотношений между ними:– по вопросам допустимости уступки, права на возражения должника всвязисуступкойпофакторингурегулирующее основной договор;предлагаетсяприменятьправо,- 13 -– по вопросам взаимоотношений клиента и фактора, их взаимнойответственности и т.д.
– права, регулирующего факторинговый договор.В качестве общего исключения при этом допускаются случаи, когда потрансграничным факторинговым отношениям следует тесная связь только содним правопорядком.5. Предлагается следующая система коллизионных привязок дляопределенияправа,применимогокотношениямтрансграничногофакторинга, а именно:– принцип автономии воли (lex voluntatis), исходя из действующихсоглашенийоприменимомправе,содержащихсявосновномифакторинговом договоре или заключенных в связи с ними;– принцип наиболее тесной связи при отсутствии в отношениях сторонвыбора применимого права;– право местонахождения финансового агента (фактора) на моментзаключения трансграничного договора факторинга при отсутствии вотношениях сторон выбора применимого права.В целях определения наиболее тесной связи в трансграничныхотношениях по факторингу предлагаются следующие правила:– право местонахождения клиента на момент уступки (определениеключевого обязательства в рамках исполнения факторингового договора втрансграничном обороте по обязательству передать требование); или– право места исполнения денежных обязательств в адрес новогокредитора (подход учитывает экономическую природу отношений потрансграничному договору факторинга); или– право места исполнения денежных обязательств в адрес старогокредитора (подход учитывает ограничения, вытекающие из повсеместнодействующей категории публичного порядка (ordre public), которые являютсяфактически неизбежными в отсутствие соответствующих международныхсоглашений или других действенных механизмов права).- 14 -6.Отношения,трансграничногосвязанныедоговоразаинтересованногосзаключениемфакторингалица,предлагаетсявилиисполнениемотсутствиепризнаватьсогласияинтерцессией,характеризуемой переходом прав на платеж из основного договора.Приэтомпорядоквозникновениясамостоятельныхи(или)допустимость разделения первоначальных обязательств, а также переходаправ на платеж в связи с трансграничным договором факторинга вотношении третьих лиц определяется применимым законом.В основе интерцессии лежит приоритет общих интересов (например,рынка факторинга и необходимости его свободного развития) над частными,а также отсутствие значимых для публичного порядка неблагоприятныхпоследствийдлядолжниковиз-запоявленияновогокредиторавсоответствующих отношениях.7.