Диссертация (1173868), страница 32
Текст из файла (страница 32)
и порт. obras), а заменяет его термином «строительные услуги» (исп. serviciode construcción, порт. serviço de construção ).Кроме того, впервые уточняется, что под открытым конкурсом вМЕРКОСУР понимается не только процедура, в рамках которой каждыйжелающий может подать заявку на участие в тендере (то есть открытый конкурскак таковой, в узком смысле), но и ограниченные торги, когда заказчик вправевыбрать из первоначального пула претендентов закупок тех некоторых, которыесмогут представить полноценную заявку (то есть которые будут допущены доосновных торгов, пройдя процедуру предварительного отбора). Что же касаетсяпрямых закупок, или исключительных закупок, то их определение совпадает спринятым в Европейским Союзе, то есть это такая форма проведениягосударственных закупок, когда заказчик непосредственно, без проведенияторгов, заключает договор с поставщиком по своему усмотрению.
При этом, как ипрежде,использованиепрямыхзакупокстрогоограниченослучаями,предусмотренными Протоколом 2017.326Decisión – 037/2017 (MERCOSUR/CMC/DEC. No 37/17) Protocolo de Contrataciones PúblicasdelMERCOSURN° 37/17 (21.12.2017)//софициальногосайтаМЕРКОСУРhttp://www.mercosur.int/327Protocolo de Contrataciones Públicas del MERCOSUR (21.12.2017) // с официального сайтаМЕРКОСУР http://www.mercosur.int/154Весьма серьезные изменения претерпели и сроки подачи заявок: всоответствии с Протоколом 2017, заказчики должны предоставить всемучастникам достаточно разумный срок для подачи заявок, но ни в коем случае, пообщему правилу, он не может быть менее 25 дней (ранее – 40).
В крайних случаях(например, при чрезвычайной ситуации) минимальный срок для подачи заявокможет быть сокращен, но такой сокращенный срок не может составлять менее 10дней. Дополнительно на 5 дней может быть сокращен срок, если закупкипроводятся в электронной форме.Помимо прочего, Протокол 2017 ввел следующие новшества по сравнениюсо своими предшественниками. Во-первых, особое признание получили малые исредние предприятия – государства-члены МЕРКОСУР признают важностьмалого и среднего бизнеса в развитии экономики и стремятся обеспечить ихучастие в государственных закупках наравне с остальными поставщиками.
Вовторых,максимальноподробноичеткоизложенпорядокизменениягосударствами-членами МЕРКОСУР перечня заказчиков, к которым применяетсяПротокол2017.Вкратцепроцедуравыглядитследующимобразом:(1) государство-член МЕРКОСУР уведомляет в письменном виде остальныхчленов организации о намерении внести изменения и публикуют необходимуюинформацию в открытом доступе; (2) у остальных государств-членов МЕРКОСУРесть 45 дней для письменных возражений против предполагаемых изменений;(3) по истечении 45 дней изменение списка должно быть утверждено Советомобщего рынка. Также Совет общего рынка осуществляет общий надзор засоблюдением положения Протокола 2017.
Такой сложный порядок внесенияизменений препятствует произвольному изъятию со стороны членов МЕРКОСУРгосударственных закупок отдельных органов из-под действия Протокола 2017. Втретьих, в качестве приложения к Протоколу 2017 указаны официальныеИнтернет-ресурсы каждого из государств-членов, на которых осуществляетсяпубликация сведений о проведении государственных закупок, что позволитхозяйствующим субъектам отслеживать достоверную информацию о тендерах.155Немаловажным достижением Протокола 2017 стоит считать формированиепрактически единых минимальных порогов стоимости контрактов. Общие порогиустановлены для трех государств из четырех – Аргентины, Бразилии и Уругвая –и составляют 95.000 СДР для товаров и услуг и 4.000.000 СДР для строительныхуслуг. Для Парагвая установлены отдельные, особенные пороги – 700.000долларов США для товаров и услуг.
Строительные услуги в рамкахгосударственных закупок Парагвая не подпадают под действие Протокола 2017.Парагваю также был установлен дополнительный переходный период до 30 июня2019, который не может быть продлен в дальнейшем, для подготовки к открытиюрынку государственных закупок в рамках МЕРКОСУР.Протокол2017былподписанвсемигосударствами-участникамиМЕРКОСУР, но на сегодняшний день в силу не вступил – для этого необходимокак минимум две ратификации.Таким образом, правовое регулирование государственных закупок вМЕРКОСУР является достаточно неоднозначным. С одной стороны, стремлениегосударств-членов открыть рынки государственных заказов налицо, и последняяреформа это очень явно демонстрирует.
С другой стороны, механизмы несовершенны и разношерстны в зависимости от государства-члена. Каждыйучастник МЕРКОСУР устанавливает свой перечень товаров, работ и услуг, свойпереченьзаказчиков,ккоторымбудетприменятьсянаднациональноерегулирование. До недавнего времени у каждого государства были собственныеминимальныепороги,неговоряужеопреференцияхсобственнымпроизводителям не только в отношениях с предприятиями из третьих страна, но идаже с хозяйствующими субъектами из других государств-членов.1564.
Открытие национальных рынков государственных закупок в рамкахСевероамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)Североамериканскоесоглашение освободнойторговле328(далее –«Соглашение»), подписанное в 1992 году и вступившее в силу в 1994 году,сформировало одну из крупнейших зон свободной торговли в мире, объединиврынки Канады, Соединенных Штатов Америки и Мексики. Учитывая, что в целомсевероамериканская модель интеграции отличается от европейской, анализ опытаНАФТА в открытии рынка государственных закупок может быть интересным нетолько в контексте сравнения с правом Европейского Союза о государственныхзакупках, но для развития аналогичного регулирования на уровне ЕАЭС.Государственные закупки в рамках НАФТА охватываются главой ХСоглашения, которая восполняет пробелы в регулировании на уровне СоглашенияВТО о государственных закупках.
Пожалуй, главный пробел заключается в том,что Мексика не участвует в Соглашении ВТО о государственных закупках, вотличие от США и Канады. При отсутствии Соглашения и, в частности, главы Хданное обстоятельство поставило бы в невыгодное положение канадских иамериканскихпоставщиковприучастиивраспределениимексиканскихгосударственных контрактов329. Более того, именно заключив Соглашение,Мексика впервые в своей истории приняла на себя обязательство по постепеннойотменедискриминационнойполитикиприпроведениигосударственныхзакупок330. Тем не менее, стоит отметить, что в отличие от других региональныхсоглашений и образований, уровень экономического развития участниковНАФТА довольно сильно различается, в связи с чем в рамках Соглашения(Приложение 1001.2a) для Мексики были предусмотрены переходные положенияв отношении некоторых ее обязательств331.328Текст Соглашения на официальном сайте Секретариата НАФТА – https://www.nafta-secalena.org/329См., напр., Hussain I.
Reevaluating NAFTA: Theory and Practice. Springer, 2012, 221 c.330Kennedy K.C. North American Free Trade Agreement (NAFTA). Kluwer Law International, 2011,p. 34331Arrowsmith S., Linarelli J., Wallace D. Regulation Public Procurement - National and InternationalPerspectives. Kluwer Law International, 2000, p. 222157Как и в Европейском Союзе, правила Соглашения о государственныхзакупках применяются не ко всем контрактам, а лишь к тем, стоимость которыхпревышает установленный порог (принцип de minimis).
Для заказчиковфедерального уровня установлен порог в 50.000 долларов США на поставкутоваров и оказание услуг и порог в 6,5 миллионов долларов США на выполнениестроительных работ. Пороги для государственных предприятий, выступающихзаказчиками при проведении закупок, являются менее жесткими – 250.000долларов США и 8 миллионов долларов США соответственно. Тот факт, чтоСоглашение охватывает в качестве заказчиков не только государственные органы,но и государственные предприятия имело огромное значение на моментвступления Соглашения в силу: в 1994 году государственные предприятиявыступали заказчиками 55% государственных контрактов в Канаде и 74% – вМексике (в основном за счет государственной нефтяной компании Pemex), аобщая стоимость таких контрактов составила 27 миллиардов долларов США и 14миллиардов долларов США соответственно332. При этом Приложения 1001.1а-1 и1001.1а-2Соглашенияустанавливаютзакрытыйпереченьзаказчиковфедерального уровня и государственных предприятий соответственно, к которымприменимы выше обозначенные пороги.Кроме того, Соглашение предусматривает минимальные пороги длязаказчиков на уровне штатов (для США и Мексики) или провинции (для Канады).Однако размер порогов, как и сам перечень, к закупкам которых данные порогиприменимы, являются предметом дополнительных переговоров между СторонамиСоглашения в силу Приложения 1001.1а-3 и статьи 1024 Соглашения.Помимо прочего, Соглашение предусматривает перечень товаров и услуг, ккоторым будут применяться правила НАФТА о государственных закупках, аравно оговорки каждой из Сторон в части изъятия некоторых контрактов из-подрегулирования Соглашения в зависимости от их предмета (Приложения 1001.1b1, 1001.1b-2 и 1001.1b-3 для товаров, услуг и работ соответственно).
Среди прочихизъятий особо стоит отметить, что все Стороны Соглашения исключили из332U.S.-Mexico Free Trade Reporter, Vol. 4-5. Thompson-Lesser Pub., 1994, p.2158предмета регулирования контакты на водо-, газо-, электро- и теплоснабжение,оказание почтовых услуг и транспорта, то есть ровно те сферы, по которым вЕвропейском Союзе принята «отраслевая» директива (Utilities Directive)2014/25/ЕС.Как и Соглашение ВТО о государственных закупках, глава Х Соглашенияпредусматриваетнациональныйрежимирежимнаибольшегоблагоприятствования.
При этом Соглашение допускает отказ от предоставлениятакого режима, если Сторона Соглашения установит, что предприятие другойСтороны контролируется или принадлежит лицам из третьей страны, которые вдействительности не осуществляют предпринимательскую деятельность натерритории любого из государств-членов НАФТА. Иными словами, предусмотрензащитный механизм от предприятий из третьих стран, которые используютподставные компании, учрежденные по законодательству одного из участниковСоглашения, для получения доступа на рынок государственных закупок НАФТА.Однако такому отказу должны предшествовать уведомления и консультации,предусмотренные статьями 1803 и 2006 Соглашения соответственно.Однако отказ в предоставлении режима допускается даже в случае, когдареально функционирующее и действующее предприятие другой Стороныконтролируется или принадлежит лицам из третьей страны, которые вдействительности не осуществляют предпринимательскую деятельность натерритории любого из государств-членов НАФТА.