Диссертация (1173794), страница 26
Текст из файла (страница 26)
3 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «Окачестве и безопасности пищевых продуктов».302Середа И.М. Проблема правового регулирования оборота биологическиактивных добавок к пище в Российской Федерации // Библиотека уголовного права икриминологии. 2015. № 1. С. 184.301124следнего»;– части и материалы – «означают все части и материалы, изготовленные и предназначенные для медицинского изделия, которые необходимы дляего целостности».Объективная сторона состава преступления отражена в законе с помощью альтернативных действий, которые дифференцируются в зависимости от предмета преступления. Если предметом преступления выступаютфальсифицированные либо незарегистрированные лекарственные средстваили медицинские изделия; фальсифицированные биологически активные добавки, содержащие не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, то уголовная ответственность в ст. 2381 УК РФпредусмотрена за производство, сбыт или их ввоз на территорию Российской Федерации.В отношении недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий ответственность по ст.
2381 УК РФ наступает только за ихсбыт или ввоз на территорию Российской Федерации. Отсутствие уголовнойответственности за производство рассматриваемого предмета преступленияне является законодательным пробелом в полном смысле этого слова, поскольку, думается, в данной статье речь идет о таких лекарственных средствах или медицинской продукции, которые были произведены качественными, но в процессе хранения, перевозки или совершения в отношении нихиных действий утратили это свойство. В противном случае, т.е. когда онибыли произведены заведомо некачественными, общественная опасность может быть обусловлена одним из трех обстоятельств. Во-первых, тем, что указывается состав, например, лекарственного средства, не соответствующийдействительности, и тогда это – фальсифицированное средство, ответственность за производство которого предусмотрена ст.
2381 УК РФ. Во-вторых,произведено может быть некачественное лекарственное средство или медицинское изделие, не отвечающее требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя, тогда уголовная ответственность будет наступать по ст.125238 УК РФ. В-третьих, само по себе производство недоброкачественного лекарственного средства не представляет собой общественной опасности до техпор, пока не начинает сбываться потребителю, именно за это и предусмотрена уголовная ответственность в ст. 2381 УК РФ.Вместе с тем при исследовании предмета преступления высказывалосьпредположение, что замысел законодателя о концентрации уголовной ответственности за незаконный оборот лекарственных средств или медицинскихизделий в ст.
2381 УК РФ в полной мере не реализован, в связи с чем былопредложено криминализовать производство с целью сбыта недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий.Под производством лекарственных средств согласно п. 31 ст. 4 ФЗ «Обобращении лекарственных средств» понимается деятельность по «производству лекарственных средств организациями-производителями лекарственныхсредств на одной стадии, нескольких или всех стадиях технологическогопроцесса, а также по хранению и реализации произведенных лекарственныхсредств»303. Понятие производства иных предметов преступления в отраслевом законодательстве не раскрывается.
Приведенную дефиницию производства в целом и для целей ст. 2381 УК РФ, в частности, нельзя признать удачной. Во-первых, определяемый термин разъясняется через него же, т.е. фактически законодатель оставил его нераскрытым. Во-вторых, им охватываетсяи деятельность по хранению и реализации лекарственных средств, а последнее действие понимается обычно как продажа. Однако сбыт в ст. 2381 УК РФвыделен в качестве самостоятельной формы деяния, поэтому правоприменитель не сможет квалифицировать продажу лекарственных средств как производство по ст. 2381 УК РФ.
Кроме того, в уголовном законодательстве Россиипринято в случае необходимости (при достаточной для уголовной ответственности общественной опасности) выделять хранение в качестве самостоятельной формы деяния. Согласно правилам законодательной техники, еслидиспозиция нормы бланкетная, то для установления ее содержания необхо303СПС «КонсультантПлюс».126димо обращаться к отраслевому законодательству, толкуя используемыетермины в соответствии с отраслевыми нормативными актами, в противномслучае требуется дать свое разъяснение, закрепив его в уголовном законе.Основываясь на Федеральном законе от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (поскольку лекарственные средства наиболее близки наркотическим средствам и психотропным веществам),можно предложить следующую дефиницию.
Под производством следуетпонимать совершенные в нарушение законодательства Российской Федерации умышленные действия, направленные на серийное получение лекарственных средств, медицинских изделий или биологически активных добавок, содержащих фармацевтические субстанции, в результате которых получен хотя бы один из числа перечисленных предмет, готовый к потреблению(использованию).Предложенное определение предлагается закрепить в примечании 11 кст. 2381 УК РФ, распространив его действие и на ст. 2351 УК РФ.В уголовном законодательстве зарубежных стран, как правило, предусмотрена ответственность за совершение подобных действий. Так, в 15 из 20рассмотренных зарубежных уголовных кодексов также криминализированопроизводство медицинского продукта; в 4 из них (ст.
323 УК Республики Казахстана, ст. 242 УК Сан-Марино, ст. 1863 УК Республики Узбекистана, ст.194 Пенитенциарного кодекса Эстонии) наряду с производством предусмотрена ответственность за изготовление; в двух подобное деяние описано какподделка (ст. 395 УК Турции, ст. 236 УК Таиланда), а в 1 – как фальсификация (ст. 197 УК Грузии).Видимо, закрепление ответственности за изготовление наряду с производством обусловлено тем, что в зарубежных уголовных законах не выделенасамостоятельная ответственность за незаконную фармацевтическую деятельность, в рамках которой аптеками могут изготавливаться лекарственные препараты.
В российском Уголовном кодексе в самостоятельной норме (ст. 235)криминализировано незаконное осуществление медицинской и фармацевти127ческой деятельности.Описание деяния как подделки или фальсификации представляется менее удачным приемом законодательной техники по сравнению с использованным в ст. 2381 УК РФ. В этом случае, с одной стороны, смешиваются признаки деяния и предмета преступления, а с другой стороны, подделка и фальсификация – очень емкие действия, охватывающие не только изготовления,но и, например, подделку документов.В исследуемой статье закреплена уголовная ответственность за сбытпредмета преступления, который понимается традиционно, т.е. любые способы отчуждения, как возмездные, так и безвозмездные (например продажа,обмен, дарение и т.д.). В 8 из 20 рассмотренных зарубежных уголовных кодексов304 также криминализирован сбыт, в одном из них наряду с продажей(ст.
338 Закона об уголовном праве Израиля), в 5 – только одна форма сбыта– продажа305, в 3 – подобное деяние описано как реализация (ст. 337 УК Республики Беларусь, ст. 255 УК Кыргызской республики, ст. 141 УК КНР).В толковом словаре реализация определяется как продажа306, поэтомуполучается, что в восьми уголовных кодексах уголовная ответственностьпредусмотрена за продажу медицинского продукта. Хотя продажа – самаяраспространенная форма сбыта, но использованный в российском уголовномкодексе термин сбыт, с одной стороны, охватывает все возможные способыотчуждения товара, а с другой стороны, является традиционным для отечественного уголовного права. Поэтому редакция ст.
2381 УК РФ в этой частипредставляется оптимальной.Ввоз на территорию Российской Федерации фальсифицированных илинедоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий, неСм.: Статья 1863 УК Республики Узбекистан, ст. 2141 УК Республики Молдова,ст. 194 Пенитенциарного кодекса Эстонии, ст. 338 Закона об уголовном праве Израиля, ст.1971 УК Грузии, ст. 275 УК Литовской республики; ст. 323 УК Республики Казахстан, ст.3211 УК Украины.305См.: Статья 2001 УК Азербайджанской республики, § 157 Уголовногозаконодательства Норвегии, ст.
236 УК Таиланда, ст. 395 УК Турции, ст. 330 УКГолландии.306См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 660.304128зарегистрированных лекарственных средств или медицинских изделий,фальсифицированных биологически активных добавок, содержащих не заявленные при государственной регистрации фармацевтические субстанции, –одна из форм деяния, предусмотренного в ст. 2381 УК РФ.Ввоз лекарственных средств в Россию осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательствомРоссийской Федерации о таможенном деле307.
Ввозимые в Российскую Федерацию лекарственные средства должны быть включены в государственныйреестр лекарственных средств.В Российскую Федерацию можно ввозить лекарственные средства, качество которых подтверждено сертификатом производителя лекарственныхсредств, удостоверяющим соответствие ввозимых лекарственных средствтребованиям фармакопейных статей либо в случае их отсутствия нормативной документации или нормативного документа308.Запрещается ввоз в Российскую Федерацию фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств309.На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органомисполнительной власти310.Запрещается ввоз на территорию Российской Федерации фальсифици-См.: Пункт 1 ст.















