Диссертация (1173794), страница 24
Текст из файла (страница 24)
упаковок фальсифицированного лекарственного препарата «ТераФлю» на общую сумму 1,3 млнруб. По данному факту 15 декабря 2008 г. СЧ ГСУ при ГУВД по г. СанктПетербургу и Ленинградской области возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст.159 УК РФ. В ходе дальнейших оперативно-розыскных мероприятий обнаружено и из незаконного оборота изъято 11,9 тыс. упаковок этого лекарственного средства, 2 автоматических станка по фасовке и упаковке лекарственных препаратов, заготовки для изготовления более 10 тыс. упаковокпрепарата. В результате мероприятий по оперативному сопровождениюустановлено, что собственнику товарного знака «ТераФлю» компании «Новартис Консьюмер Хелс С.А.» причинен ущерб в размере 10 млн руб.
Поданному факту 27 марта 2009 г. ГСУ при ГУВД по г. Санкт-Петербургу иЛенинградской области возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 180 УК РФ286.По действующему уголовному закону ответственность должна была бынаступить и по ст. 2381 УК РФ, так как данный товар является еще и фальсифицированным.Состав преступления, предусмотренный ст. 180 УК РФ, отсутствует,См.: Дворянкин А.О. Контрафакт – зло или благо? М., 2004. С. 46.См.: Ерохина А.В., Ларичев В.Д. Указ.
соч. С. 73; Самойлова Ю.Б. Уголовноправовые аспекты защиты граждан от некачественных лекарственных средств // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 2. С. 319.285286115если производство фармацевтических подделок осуществляется на легальномзаводе без присвоения чужого товарного знака, т.е. в отношении своих желекарственных средств, которые правомочен изготавливать, но при этомнарушает технологию изготовления лекарственных средств.
В этом случаелекарственное средство будет либо некачественным, либо не отвечать требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, поэтому уголовнаяответственность будет наступать или по ст. 238, или по 2381 УК РФ.Если же легальный завод изготавливает лекарственные средства, необладая правом на использование данного товарного знака, либо права использования которого не предоставлено владельцем товарного знака по лицензионному договору, то уголовная ответственность будет наступать по ст.180 и по ст. 2351 либо 2381 УК РФ.Системный анализ предметов преступлений, изложенных в ст.
238 и2381 УК РФ, заставляет задуматься о разграничении фальсифицированных,опасных для жизни или здоровья потребителей и недоброкачественных товаров или продукции. А.П. Горелик указывал, что «фальсифицированное лекарственное средство всегда представляет собой опасность для жизни и здоровья человека не только потому, что истек срок годности или что в нем содержатся опасные вещества, но и потому, что оно либо не оказывает помощибольному, либо приводит к обострению заболевания в связи с отсутствием внем фармакологически активных веществ. Особую опасность фальсифицированные лекарства представляют для людей, страдающих хроническими заболеваниями и всегда имеющих при себе лекарства, способные снять приступдо прибытия квалифицированной медицинской помощи.
Принятие подобныхлекарств представляет реальную угрозу их жизни»287.С приведенным утверждением автора невозможно полностью согласиться по ряду причин. Во-первых, в свете действующего законодательствафальсифицированным признается лекарственное средство, сопровождаемоеЛекарственные средства и потенциальная опасность // URL: http://www/hotline.pharmcontrol.ru/hotline/201287116ложной информацией о его составе и (или) производителе, в связи с чем с истекшим сроком годности может быть либо некачественное лекарственноесредство288, либо не отвечающее требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.
Во-вторых, подделка может быть качественной, т.е.полностью соответствовать технологии производства и составу ингредиентов, либо содержать более дешевые компоненты, но полностью повторяющеевоздействие на организм человека. Таким образом, не всегда фальсифицированное лекарственное средство опасно для жизни или здоровья потребителя.Схожие с А.П. Гореликом приводит рассуждения А.Ю. Терехов. Онпишет, что с точки зрения пациента, «применение фальсифицированного лекарственного препарата или недоброкачественного лекарственного средствананосит равнозначный вред здоровью, так как оба этих случая не помогаютпациенту избавиться от заболевания или облегчить страдания.
То есть в обоих случаях существует один и тот же признак – нанесение вреда здоровью.Следовательно, оба эти понятия могут быть объединены в одно определение»289. По мнению А.Ю. Терехова, определение, которое может использоваться в российском законодательстве, должно быть следующим: «поддельным является тот фармацевтический продукт, который фальсифицирован, атакже продукт ненадлежащего качества. При этом под фальсификацией понимается преднамеренное снабжение фармацевтического продукта ложноймаркировкой в отношении его подлинности, источника происхождения, атакже не соответствие заявленных компонентов, содержащихся в препаратеингредиентов»290.Это утверждение вызывает возражения.
Во-первых, не любое фальсифицированное средство наносит вред здоровью. Например, в случае качеСм. также: Соотношение понятий недоброкачественное, фальсифицированное иконтрафактное лекарственное средство // Российский следователь. 2014. № 13. С.
18–22 //СПС «КонсультантПлюс».289Терехов А.Ю. Международно-правовые средства предотвращения оборота фальсифицированных лекарственных препаратов: дис. … канд. юрид. наук. М., 2011. С. 14.См., также: Деревянская Т.П. Указ. соч. С. 95.290Терехов А.Ю. Международно-правовые средства предотвращения оборота фальсифицированных лекарственных препаратов. С.
14.288117ственной подделки, при которой указывается «не тот производитель», лекарственное средство не причиняет вреда здоровью, поскольку оказывает идентичное оригиналу воздействие на организм человека. Кроме того, не любоенекачественное лекарственное средство является поддельным, например изготовленное надлежащим производителем, но с нарушением технологического процесса.Во-вторых, «поддельный» – это представляющий собой подделку,фальшивый, а подделка в свою очередь определяется через глагол «подделать», т.е.
изготовить фальшивую вещь, имитацию291. Таким образом, «поддельный» не охватывает понятие «некачественный», поэтому законодательная позиция выглядит предпочтительнее.Думается, любое лекарственное средство или медицинское изделие, неотвечающее требованиям безопасности жизни или здоровья потребителя, является недоброкачественным товаром, но не любое недоброкачественноесредство или медицинское изделие представляет опасность для жизни и здоровья.
Эту точку зрения поддерживают 64 % респондентов. Например, недоброкачественным товаром будет препарат с истекшим сроком годности,однако он не всегда будет представлять опасность для жизни или здоровьяпотребителей.Некоторые недоброкачественные товары, во-первых, могут быть фальсифицированными (например, в случае, если они сопровождаются ложнойинформацией о его составе); во-вторых, лекарственный препарат может бытьодновременно фальсифицированным, недоброкачественным и представлятьопасность для жизни или здоровья потребителя.Ранее на практике сбыт, например, лекарственных средств, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, влекуголовную ответственность по ст.
238 УК РФ292, поскольку ч. 1 данной статьи предусматривала уголовную ответственность в том числе за производСм.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Указ. соч. С. 525.См.: Апелляционное постановление Московского городского суда от 1 апреля2015 г. по делу № 10-3093/2015 // СПС «КонсультантПлюс».291292118ство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт товаров и продукции,выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 532-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в частипротиводействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинскихизделий и фальсифицированных биологически активных добавок»293, криминализировавший в том числе сбыт или ввоз на территорию Российской Федерации недоброкачественных лекарственных средств или медицинских изделий (ч.1 ст.
2381 УК РФ), породил вопрос о современной уголовно-правовойоценке производства, сбыта и перевозки лекарственных средств или медицинских изделий, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей.Перечисленные предметы – лекарственные средства или медицинскиеизделия, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, охватываются предметами преступлений, предусмотренными ст.238 и ст. 2381 УК РФ, поэтому следует считать, что изложенные в них нормысоотносятся как общая и специальная. Думается, законодатель, вводя в Уголовный кодекс РФ ст.















