Диссертация (1173733), страница 55
Текст из файла (страница 55)
Реализацияправового статуса несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы: монография. –Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 1999 и др.625241«Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересыосужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, ихправовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний».
Крометого, о законном интересе как элементе правового положения (статуса)осужденных указывается во всех изданных за последнее время учебниках поуголовно-исполнительному праву629. Учитывая вышеизложенное, утверждение онесостоятельноститермина«законныйинтерес»представляетсянеубедительным.Во-вторых, законные интересы нельзя рассматривать только в качествепобудительных мотивов реализации прав и исполнения обязанностей.
ПравН. В. Витрук, утверждая, что «субъективное право и юридическая обязанность –специфические формы реализации интересов личности. В связи с этим влитературе часто говорят об охране и защите интересов личности, подразумеваяпод этим охрану и защиту субъективных прав личности, их юридическихобязанностей.
Но это не снимает проблемы охраняемых законом интересовличности, не опосредованных ее субъективными правами и юридическимиобязанностями»630. Заметим, что еще в 1970 г. охраняемый законом интерес вшироком и узком смысле предлагал рассматривать Р. Е. Гукасян. По его мнению,в широком смысле понятие «охраняемые законом интересы» охватываютинтересы, как опосредованные в субъективных правах (и юридическихобязанностях), так и не имеющие такого опосредования, а в узком смысле – это теСм.: Селиверстов В.
И. Общая характеристика правового положения осужденных //Правовое положение лиц, отбывающих наказания //Уголовно-исполнительное право / под ред.В. М. Анисимкова, В. И. Селиверстова. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – Гл. 4. – С.82;Кашуба Ю. А. Правовое положение осужденных и персонала уголовно-исполнительнойсистемы // Российское уголовно-исполнительное право. В 2-х т. Т. 1.
Общая часть: учебник / Ю.А. Кашуба, В. Б. Малинин, В. Н. Орлов и др.; под ред. В. Е. Эминова, В. Н. Орлова. – М.:МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2010. – Гл. 4. – С. 225; Селиверстов В. И. Правовое положениелиц, отбывающих наказания // Уголовно-исполнительное право России: учебник / под ред. В. И.Селиверстова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – Гл. VI.
– С. 125;Курганов С. И. Правовое положение осужденных // Уголовно-исполнительное правоРоссийской Федерации: учебник. – 2-е изд. / под ред. А. В. Бриллиантова. – М.: Проспект, 2012.– Гл. 3. – С. 89 и др.630Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. – М.: Норма, 2008. – С.241.629242интересы, которые не опосредованы субъективными правами и юридическимиобязанностями, но взяты государством под правовую охрану631. Справедливотакже отмечается в юридической литературе, что «природа законных интересовво многом объясняется тем, что нормативность права, в значительной степениотраженная в правах и обязанностях, не воплощает исчерпывающим образомрегулятивного потенциала права и не в полной мере способна объяснить егосвойства как саморазвивающейся системы.
Всегда есть то, что лежит за рамкаминормируемого правила поведения, прав и обязанностей. Это и есть законныйинтерес»632.В-третьих, нельзя согласиться с утверждением, что признание законныхинтересов одним из элементов правового статуса личности представляетсясомнительным. Заметим, что ранее и другие авторы отмечали спорный характервключения законных интересов в структуру правового статуса 633. Однако верноотмечают А. В.
Малько и В. В. Субочев, что законный интерес отражает сущностьправового статуса. Он «вносит свой «посильный» вклад в то, чтобы правовойстатус юридически полнее и всесторонне закреплял положение участниковправоотношений (пусть не обязательно буквой, но и духом законодательства),чтобы он предоставлял действительно равные условия для удовлетворенияопределенных запросов и нужд»634.Возвращаясь к анализу объектов уголовного наказания, обратим вниманиена интересную точку зрения барона Эд. В.
Розенберга, обоснованную им болееГукасян Р. Е. Проблема интереса в советском гражданском процессуальном праве. –Саратов, 1970. – С. 36 – 37.632Малько А. В. Права, свободы и законные интересы: проблемы юридическогообеспечения / А. В. Малько, В. В. Субочев, А. М. Шериев. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. – С.19.633См.: Горшенев В. М. Структура правового статуса гражданина в свете КонституцииСССР 1977 г. // Правопорядок и правовой статус личности в развитом социалистическомобществе в свете Конституции СССР 1977 г. – Саратов, 1980.
– С. 52; Кучинский В. А.Законные интересы личности: от конституции к правореализующей деятельности //Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М., 1982. – С. 87; Пережняк Б. А.Конституционные основы правового положения личности в социально-культурной сфереразвитого социалистического общества: автореф. дис. … канд. юрид. наук. – Одесса, 1984.
– С.8 – 9 и др.634Малько А. В. Законные интересы как правовая категория / А. В. Малько, В. В.Субочев. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004. – С.127 – 128.631243100 лет назад. Эд. В. Розенберг полагал, что объектом наказания «можетявляться и совокупность лиц, «юридическое лицо». Автор отмечал, что«наказываются, однако, также совокупности лиц, так называемые “юридическиелица”. Не касаясь пока спорного вопроса о целесообразности коллективногонаказания, о чем будет речь ниже, мы можем указать целый ряд случаев, когдаобъектом наказания является совокупность лиц, а не отдельные физические лица.В клубе допущена, например, азартная игра; администрация налагает на клубнаказание, ограничивая его в своих правах, закрывая его на определенное времяили на всегда и т.п. Обыкновенно такие меры являются «административныминаказаниями», но каждый согласится, что подобные меры м о г л и б ы бытьприменены также судом и что в интересах правового порядка было бы дажецелесообразно изъять их из сферы чисто административного «усмотрения».Вполне аналогичные наказания часто налагаются также судом: например,закрытиежурнала,принадлежащегоакционерномуобществу,вследствиезапрещенной законом статьи635.Позиция авторов, понимающих под объектом уголовного наказания правовой статус личности, является наиболее верной.
При этом в данном случае предпочтительней говорить не об объекте наказания в целом, а об объектах назначения, исполнения и отбывания уголовного наказания. На наш взгляд, под объектом назначения наказания следует понимать элементы правового статуса (положения) лица, признанного судом виновным в совершении преступления, т. е.права, обязанности и законные интересы, на которые в уголовном законе закреплена возможность карательного воздействия. При этом в перспективе в качестве объектов назначения наказания могут выступать не только права, обязанности и законные интересы физических, но и юридических лиц.Е. В. Курочка полагает, что «по действующему законодательству объектомуголовного наказания выступают следующие права, регламентированные Консти-Розенбергъ Эд.
В. Экономия страданий. Общее понятие наказания и основныепринципы его применения. – Петроградъ, 1916. – С. 22 – 23.635244туцией РФ: 1) право на свободу (ст. 22); 2) право собственности (ст. 35); 3) правона труд (ст. 37)»636.Отчасти соглашаясь с указанным утверждением, заметим, что помимо указанных прав объектами наказания могут выступать также и иные права, обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. В качестве объектов назначения наказания выступают также: право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну; право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений (ст.
23); право на неприкосновенность жилища(ст. 25); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства;право свободно выезжать за пределы Российской Федерации (ст. 27); долг и обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество; обязанностьнести военную службу в соответствии с федеральным законом или альтернативную гражданскую службу (ст.
59) и др.В юридической литературе было высказано предложение о необходимости«именно в законе определить юридические блага, которые ни при каких условияхне могут быть объектом уголовного наказания»637. К. А. Сыч таковыми объектамисчитал: здоровье человека, человеческое достоинство лица, виновного в совершении преступления, гражданство человека и его высылка за пределы страны. Приэтом, по мнению автора, представленный «перечень юридических благ, которыене могут быть объектом уголовного наказания, не является исчерпывающим итребует дополнительной научной разработки»638.Справедливо отмечал И.
Я. Фойницкий, что «наказание как принуждениедолжно быть лишением ч у в с т в и т е л ь н ы м, обращаясь к поражению благ,распоряжение которыми зависит о т г о с у д а р с т в а. Поэтому выбор для на-Курочка Е. В. Конституционные права личности как объект уголовного наказания //Мировой судья. – 2005. – №3. – М., 2005. – С.