Диссертация (1173695), страница 3
Текст из файла (страница 3)
4. Конституционные обязанности частного собственника можно подразделить на общие и специальные. Обн1ие обязанности, как правило, распространяются на всех частных собственников. Специальные обязанности действуют только в отношении собственников определенных объектов. К первым относятся: обязанность соблюдать законодательство, не нарушать права третьих лиц, платить налоги, обеспечивать экологическую безопасность.
Значительная часть общих обязанностей содержится в конституции государства. В зависимости от объекта права частной собственности, существует множество специальных обязанностей собственников, например, обязанности собственников земельных участков, обязанности собственников помещений, обязанности собственников домашних животных и т.п. Такие обязанности установлены по большей части отраслевым (специальным) законодательством.
Иногда исключение делается лишь некоторыми конституциями - в основном для права частной собственности на землю ввиду особой значимости данного объекта (примером может служить ст. 44 Конституции Турции 1982 г. или ст, 155 Веймарской Конституции провозглашала, что обработка и использование земли — обязанность землевладельца по отношению к обществу). 5. Одним из последствий признания социальной функции частной собственности является некоторое ослабление ее гарантий, в особенности— индивидуальной собственности, что тоже можно считать современной тенденцией развития права частной собственности. Данная тенденция имеет как позитивные, так и негативные проявления. Ее позитивные аспекты заключаются в стремлении законодателя не допустить злоупотреблений правом частной собственности в ущерб интересам иных членов общества.
Отрицательные аспекты данной тенденции проявляется, в частности, в отсутствии должной процедуры (механизма) и критериев осуществления выплаты справедливой компенсации при экспроприации, а подчас и справедливых оснований, механизмов и ограничений самой экспроприации частной собственности. Представляется, что весьма удачным примером правовой определенности и обоснованного пропорционального подхода к соотношению интересов собственников и общества является опыт Венесуэлы, в которой некультивируемые сельскохозяйственные массивы облагаются повышенным налогом, а если земельный участок площадью более 5 тысяч гектаров (а для земель, качество которых лучше среднерайонного — свыше 100 гектаров) не используется на 80 %, то такой участок земли экспроприируется и в дальнейшем предоставляется безземельным крестьянам, которые обязуются его возделывать и через три года вправе приобрести его в собственность.
Представляется целесообразным учесть данный позитивный опыт Венесуэлы в российском законодательстве. 6. Важной тенденцией развития конституционного права частной собственности является то, что происходит рост и все более усиливающееся воздействие на государство и международное право корпоративной, коллективной чаеигной собственносиш. Такая собственность становится трансграничной. Собственники оказывают существенное политическое и экономическое влияние на государства и межгосударственные союзы в 14 личных интересах, зачастую подрывая экономические, культурные, духовные основы общества.
7. Одной из тенденций развития частной собственности и соответствующего права является изменение с течением времени круга объектов права частной собственности: от признания человека (раба) в качестве объекта частной собственности в древнем мире и даже — в виде исключения — на начальном этапе мирового конституционализма (например, косвенно рабовладение признавала Конституция США) до признания такими объектами информации (Египет, Грузия, Молдова), а также социальных выплат в соответствии с решениями ЕСПЧ.
Разумеется, круг объектов права частной собственности весьма существенно затрагивает правовой статус собственников и иных лиц, вследствие чего важнейшие объекты, а также изменение их круга получают конституционное оформление. 8. Сочетание интеграции и дифференциации конституционно- правового регулирования частной собственности как одна из современных тенденций развития данного института находит отражение в том, что, с одной стороны, происходит размежевание конституционно-правового регулирования частной собственности в странах с разными идеологическими и вытекающими из них экономическими и политическими ценностями.
В западных странах признается юридическое равенство всех форм собственности. Право частной собственности в социалистических странах, как правило, существенно ограничено или запрещено, приоритет признается за общественной (государственной) собственностью. В лусулкианских странах, основанных на принципах шариата, не могут быть объектами права частной собственности земельные участки и водные массивы. С другой же стороны, наблюдается сближение правовых систем и инкорпорирование зарубежных институтов в сфере права собственности, а также усиление влияния международного права, в частности, решений Европейского суда по 15 правам человека, на толкование и правовое регулирование права частной собственности в рамках национальных правовых систем. 9.
Выявленные тенденции развития частной собственности и права частной собственности неоднозначны. Некоторые из них (разумная и дифференцированная поддержка уязвимых слоев населения посредством социальной функции собственности, расширение объектов частной собственности, взаимное использование положительного опыта регулирования частной собственности современными государствами) позитивны и заслуживают поддержки, в том числе — конституционно- правовыми средствами, другие имеют негитг~вный характер и требуют приостановления действия (существенное ограничение прав частных собственников и гарантий собственности, уменьшение доходов населения с ростом корпоративной собственности, поощрение иждивенчества части населения в процессе перераспределения доходов населения), 10.
С учетом задач поддержки позитивных тенденций в развитии частной собственности и борьбы с негативными проявлениями в данной сфере возможные перспективы развития конституционно-правового регулирования частной собственности и права на нее заключаются в следующем: гармонизация международного права, его инкорпорированных институтов и внутригосударственного конституционного права в сфере регулирования частной собственности (прежде всего, норм права о ценных бумагах, правах требования, интеллектуальной собственности, информации); совершенствование конституционно-правовых механизмов достижения баланса между интересами частных собственников и общества в рамках реализации социальной функции собственности (устранение негативных тенденций реализации социальной функции собственности; поддержка и защита индивидуальной частной собственности, в частности, при выплате справедливой компенсации при изъятии имущества для общественно значимых целей); 16 выявление характерных черт крупной корпоративной частной собственности; осуществление правовой регламентации допустимых способов и методов ее влияния на государственную власть и их ограничений; развитие правового регулирования идеи социальной ответственности бизнеса; установление персональной ответственности топ-менеджеров, чьи решения повлекли причинение ущерба; определение особенностей конституционно — правового регулирования нематериальных объектов права частной собственности; осмысление правовой природы и способов правового регулирования информационных объектов («виртуальной собственности», «виртуального пространства» и др.).
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что представленная работа дополняет и расширяет теоретические знания по вопросам конституционно-правового регулирования частной собственности в России и в зарубежных странах; предложенные выводы могут быть использованы для дальнейших научных изысканий по заявленной проблематике; в процессе обучения по юридическим дисциплинам, в практической правоприменительной, правоинтерпретационной и правотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования осуществлена в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина 1МГЮА) при проведении семинаров по конституционному праву зарубежных стран. Отдельные предварительные выводы нашли свое отражение в пяти опубликованных статьях .
Бухонова Л.Р. Некоторые аспекты реализации социальной функции частной собственности в зарубежных странах // Современное общество и право. - 2015. - № 4 (21). - С. 12-17; Бухонова Л.Р. Тенденции и перспективы развития конституционного права частной собственности в современном мире // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - №1 1б2). - С. 50-57; Субуханкулова Л.Р. Мировой кризис и конституционное право частной собственности Л Конституционное и муниципальное права - 2013. - №2.
- С. 38-42; Субуханкулова Л.Р. Права человека в современном мире: логика и парадоксы развития Л Конституционное и муниципальное право.- 2010. — №8.- С. 14-17; Субуханкулова Л.Р. Социальная функция собственности в системс конституционнзях ценностей Л Конституционализм: идеал и/или реальность. Сборник материалов дискуссии за круглым столом 4 Февраля 2011 года. — Мс МГЮА имени О.Е. Кутафина, Институт права и публичной политики. — 2012.
— С. 108-119. 17 Структура диссертации. Настоящая работа включает в себя введение, две главы, заключение, библиографию. Первая глава состоит из четырех параграфов. Вторая глава подразделяется на два параграфа. 18 Глава 1. Историко-теоретические основы конституционно- правового регулирования частной собственности Я. Экономическое содержание частной собственности и ее взаимосвязь с конституционным правом Рассмотрение частной собственности в рамках юридической науки требует обращения к экономической теории собственности, поскольку она позволяет создать базу для исследования правовых, в том числе конституционно-правовых, аспектов собственности.