Диссертация (1173599), страница 10
Текст из файла (страница 10)
2014. № 1 (8). С. 29-34.2См.: Макаров С.Н. Независимость адвоката и адвокатской деятельности // Адвокатура. Государство.Общество: сборник материалов IX ежегодной научно-практической конференции. – М.: Федеральная палатаадвокатов РФ, 2013. С. 66.147свободный выбор действий при оказании юридической помощи, если такиедействия не противоречат действующему законодательству1.Еще один принцип, лежащий в основе отношений адвоката идоверителя, это сохранение профессиональной тайны. Согласно ст. 6Кодекса, профессиональная тайна адвоката (адвокатская тайна) обеспечиваетиммунитетдоверителя,предоставленныйпоследнемуКонституциейРоссийской Федерации.
Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 1882адвокатская тайна отнесена к сведениям, связанным с профессиональнойдеятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и федеральными законами.В юридической литературе вопросы адвокатской тайны занимаютвидное место. Это обусловлено тем, что урегулированная нормами праваадвокатская тайна не только определяет права и обязанности участниковпроцессуальной деятельности, но имеет глубокое нравственно-этическоесодержание, что делает её одним из важнейших принципов адвокатскойдеятельности3.Соблюдениепрофессиональнойтайныявляетсябезусловнымприоритетом деятельности адвоката.
Срок хранения тайны не ограничен вовремени. Требование конфиденциальности, как справедливо указывает А.Г.Кучерена, существенно определяет права и обязанности адвоката, а потомуимеет фундаментальное значение для профессиональной деятельности4.Адвокатская тайна, по образному сравнению Ю.С. Пилипенко, это то, безчегоадвокатскаядеятельностьтрансформируетсявсугубоконсультационную, тот существенный признак, без которого и само явлениетеряет свою суть, свою содержательную сторону5.См.: Степашина М.С.
Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС Гарант.2См.: Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведенийконфиденциального характера» (с изм. и доп. от 23 сентября 2005 г.) // Собрание законодательства РФ.1997.№ 10. Ст. 1127.3См.: Пшуков А.М. Адвокатская тайна: Автореф. дис. … канд. юрид.
наук, М., 2008. С. 3-4.4См.: Кучерена А.Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России. М., 2009. С. 11.5См.: Пилипенко Ю.С. Адвокатская тайна: теория и практика реализации: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук,М., 2009. С. 3-4.148Таким образом, принципы адвокатской деятельности представляютсобой основополагающие, нормативно закрепленные правила, регулирующиедеятельность адвоката по оказанию квалифицированной юридическойпомощи,атакжеорганизационногосовершениюхарактера,иныхдействий,предусмотренныхподготовительно-законодательствомикорпоративными нормами.Принципы деятельности адвоката объединяют две группы принципов,регламентирующих организационно-обеспечительную деятельность адвокатаи оказание юридической помощи, и включают в себя принципы законности,профессиональной независимости адвоката, добросовестности деятельности,соблюдения профессиональной тайны.Наоснованииизложенного,вцеляхоптимизациитехнико-юридического инструментария, предлагаем дополнить ст.
1 Закона обадвокатуре нормой следующего содержания: Адвокатская деятельностьосуществляется на основе принципов законности; профессиональнойнезависимости адвокатов; добросовестности деятельности адвоката;соблюдения профессиональной тайны.1.3. Гарантии адвокатской деятельности: юридический аспектЮридические гарантии являются важным фактором обеспечениядеятельности субъектов права.
Следует, однако, отметить, что Закон обадвокатуре закрепляет только гарантии независимости адвоката, которыехотя и имеют важное значение в механизме оказания юридической помощи,но не исчерпывают всего многообразия адвокатской деятельности. Преждевсего, рассмотрим, каким образом гарантии понимаются в теории права и какони соотносятся с понятием «гарантий правовой деятельности».Так, некоторыми учеными гарантии рассматриваются в качестве мер,обеспечивающихвозможностьреализациифизическимлицом49принадлежащих ему прав и свобод1. В рамках другого подхода копределению этого понятия акцент делается на содержащихся в нормахправа совокупности средств, способов и процедур защиты прав и свободличности2.
В широком смысле гарантии понимаются как совокупностьобъективных и субъективных факторов, которые направлены на реализациюи защиту прав и свобод, на устранение возможных причин и препятствий ихнеполного или ненадлежащего осуществления и защиту прав от нарушений3.Термин «гарантии» чаще всего используется в словосочетаниях сдругими юридическими терминами: «гарантии законности», «гарантииправопорядка», «гарантии прав и обязанностей», «гарантии защиты прав» инекоторых других.
В каждом из этих случаев понятие гарантий наполняетсяособым содержанием, обусловленным, прежде всего, спецификой объектногокритерия – то есть того объекта, который нуждается в охране и защите.Какпредставляется,истокисистемыгарантийадвокатурыиадвокатской деятельности коренятся в заинтересованности государства вэффективном функционировании органов адвокатуры. Поскольку адвокатуравыполняет публично-правовые функции, то государство должно принять насебя заботу о социальных гарантиях профессии4.Какотмечаетсявюридическойлитературе,государствововзаимоотношениях с адвокатурой имеет минимум три основных интереса всфере ее деятельности: 1) повсеместное качественное оказание юридическойпомощи населению России с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права иумел защищаться; 2) недопущение приема в члены адвокатской корпорацииранее скомпрометировавших себя юристов; 3) создание нормальных условийдлядеятельностиадвокатурывРоссии,обеспечениеправовыхиматериальных гарантий адвокатам, освобождение адвокатских структур отСм.: Государственное право Российской Федерации: Курс лекций / под ред.
О.Е. Кутафина. М., 1993. Т. 1.С. 220.2См.: Альбрант Н.В. Конституционное право на получение адвокатской помощи в Российской Федерации:Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2004.3См.: Воеводин Л.Д. Правовой статус личности в России. М., 1997. С. 37.4См.: Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» / под общ. Ред. Трунова И.Л.
– М., 2005. С. 12.150налогов и сборов1. В этих целях государство предоставляет адвокатскомусообществуопределенныеэффективномульготыифункционированиюпривилегии,адвокатурыиспособствующиеосуществлениюадвокатской деятельности. Поэтому можно сказать, что адвокатскаядеятельность в целом гарантируется различными правовыми способами исредствами,обеспечивающимиеебеспрепятственноеинадлежащееосуществление.Применительно к определению правовой природы юридическихгарантий совершенно справедливой выглядит точка зрения известногоученого-правоведа С.Н.
Братуся. Он отметил, что гарантии права иправоприменения и есть это самое право, как таковое, в его многообразныхпроявлениях, а не нечто, что лишь гарантирует действенность права.Критически анализируя суждения о гарантиях прав и применения права,ученый делал акцент на том, что правовые нормы сами по себе бессильны ичто необходимы некие правовые гарантии, то есть другие правовые нормы,для того, чтобы первые могли бы быть применены и реализованы напрактике2.Таким образом, можно указать, что гарантии адвокатской деятельности–этоспециальные, законодательнозакрепленные средства охраны,обеспечения и защиты прав, свобод и законных интересов адвоката каксубъекта профессиональной деятельности по оказанию квалифицированнойюридической помощи доверителю.Гарантии служат средством реализации тех норм, которые собственнои регулируют отношения, возникающими между адвокатом и другимиучастниками адвокатской деятельности.
Это такие правовые средства,которыеобеспечиваютдолжное,беспрепятственноеосуществлениедеятельности адвоката.См. подробнее: Грудцына Л.Ю. Правовое обеспечение гарантий независимости, самоуправления ифинансирования адвокатской деятельности // Евразийская адвокатура. 2013. № 2 (3). С. 26.2См. подробнее: Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 78-80.151Так, одним из актуальных вопросов, связанных с осуществлениемадвокатскойдеятельности,Неоднократноразличныеявляютсяаспектыгарантииадвокатскойадвокатскойтайнытайны.становилисьпредметом изучения в Конституционном Суде РФ.По мнению Конституционного Суда РФ, при рассмотрении уголовногодела суд вправе задавать адвокату вопросы относительно имевших местонарушений уголовно-процессуального закона, не исследуя при этоминформацию, конфиденциально доверенную лицом адвокату, а также инуюинформацию об обстоятельствах, которая стала известна ему в связи с егопрофессиональной деятельностью1.По другому делу Конституционный Суд РФ указал, что в соответствиис п.
3 ч. 3 ст. 56 УПК РФ адвокат не может быть допрошен в качествесвидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи соказаниемюридическойпомощи.Даннойнормекорреспондируютположения Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Таким образом,установленный законодателем запрет на допрос адвоката в качествесвидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи соказанием юридической помощи, является гарантией того, что информация очастной жизни, конфиденциально доверенная лицом в целях собственнойзащиты только адвокату, не будет вопреки воле этого лица использована виных целях, в том числе как свидетельствование против него самого2.Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. № 970-О-О «Об отказе в принятии крассмотрению жалобы гражданина Гаврилова Александра Михайловича на нарушение егоконституционных прав пунктом 3 части третьей статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РоссийскойФедерации»; Определение Конституционного Суда РФ от 23 сентября 2010 г.