Диссертация (1173599), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Правовые гарантии деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве //Адвокатская практика. 2011. № 5. С. 14.157Во-вторых,пообъектномукритерию,гарантииадвокатскойдеятельности могут регулировать отдельные этапы (стадии) адвокатскойдеятельности.В-третьих,пофункциональномупризнаку,гарантиимогутрегулировать отдельные виды (формы) адвокатской деятельности.Гарантии могут быть закреплены как в Законе об адвокатуре, так и вмеждународных документах, а также иных отраслевых нормативныхправовых актах, поэтому нормы-гарантии могут иметь как общий, так испециальный характер.Рассмотрим кратко эти гарантии.В зависимости от адресата гарантии могут обеспечивать права изаконные интересы как самого адвоката, так и его доверителя.К первой группе можно отнести, например, гарантии независимостиадвоката.
Они включают в себя1:- запрет на чье-либо вмешательство в деятельность адвоката;- запрет ограничений перемещения адвоката по территории РФ и за еепределы;- иммунитет от юридической ответственности за деяние, совершенноепри исполнении своих обязанностей;- четкая персонификация (индивидуализация) как представителяадвокатского сообщества;- свидетельский иммунитет- некоторые другие.Так, например, запрет на привлечение адвоката к ответственности завыраженное им мнение получил в науке название «иммунитета адвокатскоговысказывания»,которыйнапрямуюспособствуетреализациипервостепенного права, а также основной обязанности адвоката представлятьЭта группа гарантий содержится, в частности, в ст.
16 Основных положений о роли адвокатов, а некоторыеиз них имплементированы в российское законодательство.158законные интересы своих доверителей, не опасаясь при этом бытьподвергнутым любому из видов наказания за высказанное им мнение1.Нарушение положений Закона об адвокатуре касательно независимостиадвоката на практике С.Н.
Макаров связывает с двумя обстоятельствами:во‑ первых,спринятиемнормативныхактов,ограничивающихнезависимость адвокатов, и, во‑ вторых, с действиями представителейгосударства2. Приводя отнюдь не единичные примеры таких нарушений, С.Н.Макаров справедливо резюмирует о недопустимости государства и органовгосударственной власти создавать препятствия адвокатам в осуществленииюридической помощи доверителю.Ко второй группе относятся гарантии допуска адвоката к доверителю;финансовой доступности адвокатских услуг; обеспечение адвокатской тайны;возможность в любое время отказаться от услуг адвоката и другие.Так, гарантии финансовой доступности услуг адвоката предполагаютсоздание таких условий, при которых размер вознаграждения за оказываемыеуслуги будет «по карману» любому обратившемуся к нему лицу.
Финансовойдоступности услуг адвоката способствуют, в частности, такие условия, как,например, льготное налогообложение адвокатской деятельности. Так,Налоговый кодекс Российской Федерации3 предоставляет адвокатскимобразованиям льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество(ст. 381). Лица, не имеющие возможности оплатить услуги адвоката, вправеполучитьихбесплатно.Однакобесплатноадвокатскаяпомощьпредоставляется только в случаях, прямо предусмотренных законом.Согласно ст. 26 Закона об адвокатуре, адвокаты оказывают юридическуюпомощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии сСм.: Дабижа Т.Г. Иммунитет адвокатского высказывания // Адвокатская практика. 2012.
№ 5. С. 25.См.: Макаров С.Н. Независимость адвоката и адвокатской деятельности // Адвокатура. Государство.Общество: сборник материалов IX ежегодной научно-практической конференции. – М.: Федеральная палатаадвокатов РФ, 2013. С. 66.3См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 2) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм.
и доп. от 13апреля 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.1259Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РоссийскойФедерации»1.Такая дифференциация гарантий, однако, не должна рассматриватьсябуквально и сводиться к «механическому» разделению гарантий на двегруппы. Гарантии, адресованные адвокату, косвенно отражаются наинтересах его доверителя, и наоборот.По объектному критерию гарантии адвокатской деятельности имеютотношение к отдельным этапам (стадиям) адвокатской деятельности:решению вопроса о принятии поручения, исполнения поручения и оценкирезультатов исполненного поручения.
Проиллюстрировать эту группугарантий можно следующими примерами.Согласно ч. 4 ст. 6 Закона об адвокатуре, адвокат не вправе приниматьот лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи,поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер, еслиадвокат имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения сдоверителем, отличный от интереса данного лица; если участвовал в деле вкачестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора,следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является поданному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлсядолжностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решенияв интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношенияхс должностным лицом, которое принимало или принимает участие врасследованииилиюридическуюпомощьрассмотрениидоверителю,деладанногоинтересылица;которогооказываетпротиворечатинтересам данного лица.По общему правилу, безусловным основанием для заключениясоглашения и принятия поручения на оказание юридической помощиявляется наличие правовой позиции, включающей в качестве составныхСм.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г.
№ 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РоссийскойФедерации» (с изм. и доп. от 28 декабря 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6725.160частей законность требований и их доказуемость, тем самым правоваяпозиция означает материально- и процессуально-правовую обоснованностьтребований и возражений1. Вместе с тем, согласно ст. 51 УПК РФ, в рядеслучае участие защитника может быть обязательным, независимо от согласияподсудимого на участие защитника, его позицию по делу и иныхобстоятельств.Помимо случаев, предусмотренных Законом об адвокатуре, адвокат всоответствии со ст. 13 Кодекса профессиональной этики адвоката не вправепринимать поручение на осуществление защиты по одному уголовному делуот двух и более лиц, если интересы одного из них противоречат интересамдругого; интересы одного, хотя и не противоречат интересам другого, но этилица придерживаются различных позиций по одним и тем же эпизодам дела;необходимо осуществлять защиту лиц, достигших и не достигшихсовершеннолетия.
Так, оставляя в силе постановление Измайловскогорайонного суда г. Москвы от 28 ноября 2013 г. о возвращенииИзмайловскому межрайонному прокурору г. Москвы уголовного дела вотношении В. и С., и отказывая в удовлетворении апелляционноепредставление прокурора и апелляционную жалобу защитника, Московскийгородской суд указал, что участие защитника на стороне двух обвиняемых,имеющих противоречивые интересы по делу, приравнивается к отсутствиюзащиты и признается существенным нарушением уголовно-процессуальногозакона2.Представляется, что проиллюстрированные положения гарантируют нетолько законность, но и добросовестность возникновения отношений междуадвокатом и доверителем, и защищают интересы обоих участников этогоправоотношения.См.: Гончарова Н.Н. Принятие адвокатом поручения на ведение дела.
Отказ от оказания юридическойпомощи // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 1. С. 354-359.2Апелляционное постановление Московского городского суда от 23 декабря 2013 г. по делу № 10-13436/13 /СПС КонсультантПлюс (дата обращения – 15.04.2014 г.).161Нельзя не обойти также тот факт, что в процессе исполненияпоручения адвокат должен иметь возможность эффективно осуществлятьсвою деятельность, советуясь со своим доверителем ровно столько времени,сколько ему понадобится.
Такая гарантия закреплена в ч. 3 ст. 6 Закона обадвокатуре, согласно которой адвокат вправе беспрепятственно встречатьсясосвоимдоверителемнаедине,вусловиях,обеспечивающихконфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), безограничения числа свиданий и их продолжительности.НамассовыйхарактертакихнарушенийобращаетвниманиеФедеральная Палата Адвокатов РФ.
В частности, в резолюции «О нарушенииправ адвокатов» отмечается: несмотря на многочисленные решения высшихсудебных инстанций, администрация многих СИЗО, вопреки закону, требуютот адвокатов разрешение следователя или судьи на свидание с подзащитным.В подавляющем большинстве федеральных судов отсутствуют помещениядля адвокатов1.Решением этой проблемы нам видится четкое законодательноеурегулирование гарантий этого полномочия адвоката, в части как запретаистребовать от адвоката какие-либо документы, помимо документов,подтверждающих его статус, а также обеспечить помещением для свиданияадвоката со своим подзащитным.
К слову, первые шаги в этом направленииуже сделаны: в ноябре 2015 года группой депутатов в ГосударственнуюДуму ФС РФ внесены поправки в УПК РФ и Федеральный закон «Осодержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершениипреступлений», уточняющие порядок допуска адвокатов к доверителям,задержанным или содержащимся под стражей2. Однако на сегодняшний деньэти предложения нормативного закрепления не получили.См.: Резолюция Всероссийского съезда адвокатов от 22.04.13 «О нарушении прав адвокатов» // Режимдоступа - http://www.fparf.ru/documents/congress_documents/congress_resolutions/257/2См.:Допусккдоверителям[Электронныйресурс]//Режимдоступаhttp://fparf.ru/news/all_news/news/16121/?sphrase_id=16838162Отказ компетентных органов в предоставлении лицу права общения сегоадвокатомявляетсянарушениемконституционногоправанаюридическую помощь и положений Закона об адвокатуре. Кроме того, впредусмотренных законом случаях компетентные органы и лица могутобщаться с доверителем исключительно в присутствии его адвоката.