Диссертация (1173599), страница 11
Текст из файла (страница 11)
№ 1147-О-О «Об отказе впринятии к рассмотрению жалобы гражданина Республики Узбекистан Эшонкулова Азамата Хатамбаевичана нарушение его конституционных прав статьей 56, частью пятой статьи 246 и частью третьей статьи 278Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.2См. Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2007 N 516-О-О "Об отказе в принятии крассмотрению жалоб граждан Гольдмана Александра Леонидовича и Соколова Сергея Анатольевича нанарушение их конституционных прав статьей 29, пунктом 3 части второй статьи 38, пунктами 2 и 3 частитретьей статьи 56 и пунктом 1 части первой статьи 72 Уголовно- процессуального кодекса РоссийскойФедерации" // СПС КонсультантПлюс.152В качестве еще одной иллюстрации можно привести проблемыиспользования в качестве доказательств материалов и документов, входящихв адвокатское производство.
На сегодняшний день вопросы о том, вотношении каких документов и материалов, находящихся у адвоката, режимадвокатской тайны может не распространяться и при каких условиях онимогут быть изъяты, детально в законодательстве не прописан.На наш взгляд, применяя правовые нормы к вопросам адвокатскойтайны, следует исходить из презумпции режима адвокатской тайны вотношении любых документов и материалов, находящихся у адвоката, еслитолько иное прямо не предусмотрено законом.
Конституционный Суд РФ,давая оценку нормам Уголовно-процессуального кодекса РоссийскойФедерации (далее по тесту – УПК РФ)1, в своем постановлении указал: вопервых,обыск, связанныйс доступомкматериаламадвокатскогопроизводства, возможен только на основании судебного решения, в которомдолжны быть указаны конкретные объекты поиска и изъятия в ходе данногоследственного действия и сведения, служащие законным основанием для егопроведения;во-вторых,исследованиюорганами,осуществляющимиуголовное преследование, и принудительному изъятию в ходе обыска неподлежат такие материалы адвокатского производства в отношениидоверителя адвоката, которые содержат сведения, не выходящие за рамкиоказания собственно профессиональной юридической помощи как поуголовному делу, в котором адвокат является защитником, так и по какимлибо другим делам, находящимся в производстве адвоката, т.е.
материалы, несвязанные непосредственно с нарушениями со стороны как адвоката, так иего доверителя, совершенными в ходе производства по данному делу,которые имеют уголовно противоправный характер, либо с другимипреступлениями, совершенными третьими лицами, либо состоят в храненииорудий преступления или предметов, которые запрещены к обращению илиСм.: Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (с изм.
и доп. от 1 мая 2016 г.) //Собрание законодательства РФ, 2001. № 52 (часть I). Ст. 4921.153оборот которых ограничен на основании закона; в-третьих, в ходе обыска впомещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности,запрещается видео-, фото- и иная фиксация материалов адвокатскихпроизводств в той их части, которая составляет адвокатскую тайну. При этомСудомрекомендованоустановитьвзаконодательстве(уголовно-процессуальном, об адвокатской деятельности) дополнительные гарантии,исключающие в ходе проведения обыска, при котором предполагаетсядоступ к материалам адвокатских производств, возможность полученияорганами, осуществляющими предварительное расследование, сведений,составляющих охраняемую законом адвокатскую тайну, и тем самым возможность ее использования в интересах уголовного преследования, вчастности предусмотреть правовой механизм, позволяющий при проведенииобыска в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебныхпомещениях, используемых для осуществления адвокатской деятельности)обеспечить дифференцированный подход к исследованию как материалов,которые содержат адвокатскую тайну и вследствие этого не должны бытьдоступны на данной стадии состязательного процесса государственныморганам,представляющимконфиденциальностьсторонукоторыхобвинения,такине подлежит обеспечениюматериалов,законом всоответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РоссийскойФедерации, выраженными в настоящем Постановлении1.Крометого,режимадвокатскойтайнынедолжениметьретроспективных ограничений.
В этом постулате проявляется одна изправовых позиций Федеральной Палаты Адвокатов РФ. Так, в контекстенорм ст. 49 УПК РФ, Федеральная палата адвокатов Российской Федерациисчитает, что адвокатская тайна распространяется на все материалы идокументы, хранящиеся в адвокатском производстве (за исключениемСм.: Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 33-П “По делу о проверкеконституционности пункта 7 части второй статьи 29, части четвертой статьи 165 и части первой статьи 182Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан А.В. Баляна,М.С. Дзюбы и других” / СПС Гарант.154орудий преступлений, а также предметов, запрещенных или ограниченных кобороту), которые были собраны адвокатом без нарушений уголовнопротивоправного характера в рамках осуществления профессиональнойдеятельности при оказании юридической помощи доверителю1.Полагаем, что указанные выше позиции должны не только бытьпредметом официального толкования, но и обрести нормативную оболочку, встатьях и Закона об адвокатуре, и отраслевого законодательства.Обратившись к Закону об адвокатуре, можно выяснить, что термин«гарантии» встречается в нескольких статьях.
Так, согласно ст. 3, в целяхобеспечения доступности для населения юридической помощи и содействияадвокатской деятельности органы государственной власти обеспечиваютгарантиинезависимостиадвокатуры,осуществляютфинансированиедеятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданамРоссийскойФедерациибесплатновслучаях,предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, а также при необходимостивыделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средствасвязи.Гарантии независимости адвоката содержатся в нормах ст.
18, ккоторымотносятсяпредписания:преимущественновмешательствавимперативныеадвокатскуюзапрещающиедеятельностьлибопрепятствования этой деятельности каким бы то ни было образом;привлечения адвоката к какой-либо ответственности за выраженное им приосуществленииадвокатскойдеятельностимнение;истребованияотадвокатов сведений, связанных с оказанием юридической помощи поконкретным делам. Круг адресатов этих предписаний законом не определен,См.: Правовая позиция Федеральной палаты адвокатов РФ «О мнении ФПА РФ по жалобе Буркова В.В. нанарушение конституционных прав ч.4 ст.49 УПК на Ваш исх. №1636 от 26.11.2015 г.» // Режим доступа http://fparf.ru/documents/legal_positions/17121/155из чего можно сделать вывод, что он включает в себя всех граждан иорганизации, в том числе правоохранительные1.Некоторые гарантии в большей степени характеризуют общийправовой статус адвоката, безотносительно к осуществлению помощи поконкретному делу.
В их числе: государственная защита адвоката, членов егосемьииихпроцессуальнымимущества,соблюдениезаконодательствомпредусмотренныхгарантийвслучаеуголовноуголовногопреследования адвоката.Как справедливо отмечается, осуществление адвокатской деятельностис целью достижения определенных результатов, поставленных адвокатом вцеляхреализациисоглашенияобоказанииюридическойпомощи,заключаемым между адвокатом и его доверителем, невозможно без наличиясоответствующих гарантий со стороны общества и государства, благодарякоторым осуществление такой деятельности протекает в рамках закона иадвокатской этики с необходимым сохранением авторитета адвокатуры вцелом и непосредственного доверия к адвокату в частности2.В некоторых статьях термин «гарантии» употребляется как родовоепонятие, без раскрытия его содержания, и преимущественно в отсылочныхнормах.
Так, согласно, ч. 3. ст. 16 приостановление статуса адвоката влечетза собой приостановление действия в отношении данного адвоката гарантий,предусмотренных Законом об адвокатуре, за исключением гарантий,предусмотренных п. 2 ст. 18 этого Закона (привлечение адвоката кответственности за выраженное им при осуществлении адвокатскойдеятельности мнение).Важным условием определения и раскрытия гарантий адвокатскойдеятельности является уяснение их соотношения с понятием «гарантииадвокатуры».
Прежде всего, стоит сказать, что понятия«гарантииСм.: Комментарий к Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» / Под общ. Ред. Трунова И.Л. – М., 2005. С. 87 (автор комментария – А.Г. Кучерена).2См.: Степашина М.С. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г.
№ 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СПС Гарант.156адвокатуры»и«гарантииадвокатскойдеятельности»неявляютсясинонимичными. Они характеризуют различные аспекты исследуемогоинститутагражданскогообщества. Гарантииадвокатурызакрепляютсредства обеспечения надлежащего функционирования адвокатуры каккорпоративного профессионального сообщества адвокатов, то есть носят вбольшейстепениорганизационныйхарактер.Гарантииадвокатскойдеятельности имеют отношение к осуществлению адвокатом конкретныхдействий в целях оказания помощи его доверителю, и потому в нихпреобладает функциональная составляющая.Эти две группы гарантий, конечно, не являются взаимоисключающими,более того, некоторые правовые средства можно рассматривать в двоякомкачестве.
Однако гарантии деятельности, как представляется, направлены наобеспечение адвокатом конкретного юридическогофункционированиясистемыадвокатурывпоручения, а нецелом. Такое понимание«гарантий адвокатской деятельности» позволяет рассматривать в их качествелюбые нормативные предписания отраслевого характера, которые имеютконкретный объект обеспечения.Так, по мнению С.Ю. Францифоровой, среди правовых гарантийдеятельности адвоката в уголовном судопроизводстве следует выделитьправо на сбор доказательств путем направления адвокатского запроса, правоучастия в уголовном деле при предъявлении адвокатского ордера, а такжегарантии материальной поддержки адвокатуры1.Задачей нашего исследования является систематизация гарантийадвокатскойдеятельности.Исходяизразличныхкритериевихдифференциации, мы их можем условно разделить на несколько групп.Во-первых,посубъектномукритерию,гарантииадвокатскойдеятельности могут обеспечивать интересы адвоката и (или) его доверителя.См.: Францифорова С.Ю.