Диссертация (1173496), страница 12
Текст из файла (страница 12)
Его художественноетворчество привлекало внимание И.А. Ильина как критика. По-видимому,изучение взаимодействия таких неординарных личностей, в том числе в плане ихлитературнойипублицистическойдеятельности,являетсяважнымиперспективным.Известно, что генерал Краснов почти в каждом номере журнала «Русскийколокол», редактируемого Ильиным (1927–1930), публиковал статьи: «Армия»,«Казаки, их прошлое, настоящее, возможное будущее», «Русская держава» идругие41.Ильин планировал написать статью о литературных произведениях Краснова,но не осуществил задуманное. Из архивных записей философа можно определить,что он видел немало недостатков писательского стиля этого автора, замечал39РГАЛИ.
Фонд И.А. Персиани, № 2294.Опись 1. Ед. хр. 84. Л. 48.Житков А.М. Преломление идей И.А. Ильина в творчестве П.Н. Краснова // Словесное искусство Серебряноговека и Русского зарубежья в контексте эпохи («Смирновские чтения»): сборник статей по итогам IIIМеждународной научной конференции / Сост. и ред .Л.Ф. Алексеева, В.Н.
Климчукова, С.В. Крылова. М.: ИИУМГОУ, 2019. С. 53.41Ильин И.А. Собр. соч. Русский Колокол: журнал волевой идеи / Сост. Ю.Т. Лисицы. М.: ПСТГУ, 2008. С. 210,300, 409.4057«массу лишнего», «необычайную растрату внимания», порой лубочность образов,иногда констатировал: «слабо и темно», – но признавал: «то, что любит», Красновизображает порой действительно «художественно»; что он как прозаикоригинально «чувствует природу»42.Суммируя изложенное в этой главе, можно утверждать, что работыИ.А. Ильина как филолога, теоретика и историка русской литературы ХIХ и ХХвеков, не только являются важной, актуальной и в силу этого ныне пристальноисследуемой частью русской литературной критики и теории литературы, нотакже выражают оригинальные идеи литературного творчества, содержатраздумья о принципах духовно-философского анализа жизни с помощьюискусстваслова.современниковЭтисталипринципиальныеаксиологическимиоценкиИльинымоснованиямипроизведенийформированияписательского мастерства самого философа.
Изучение творчества талантливыхрусских писателей стало для него своеобразной школой литературногомастерства.42Ильин И.А. Литературный курс. Краснов. Материалы и выписки. [Электронный ресурс] // Культура.РФСпецпроект«ИванИльин:Изгнанникипатриот»[сайт].С.2,3,5,6–URL:https://www.culture.ru/catalog/archiv_ilina/ru/item/book/i-a-ilin-literaturnyy-kurs-krasnov-materialy-i-vypiski(Датаобращения 27.09.2019).58Глава 2.
Художественные образы России в произведениях И.А. Ильинаразличных жанров: публицистика, эпистолярий, сказки, поэма«Уходят ли от постели больной матери? Да ещё счувством виновности в её болезни? Да, уходят – разветолько за врачом и лекарством...» (из статьи И. Ильина«Очерки внутренней России. Об оставшихся»)432.1. Россия в произведениях И.А. Ильина публицистических жанровПублицистикаИ.А.Ильинапредставляетсобойзначительнуюиоригинальную страницу его литературно-художественного наследия. Для неехарактерно образное и эмоционально-выразительное богатство, включениесюжетных звеньев, изобразительных зарисовок, пейзажных и психологическихкартин, поэтически ярких и художественно талантливых.В публицистике И.А.
Ильина (статьях, лекциях, рецензиях, заметках)центральной темой является глубоко и многосторонне разработанная тема России,ее истории, духовного и душевного пространства, настоящего и будущего.Тема служения России у Ильина пронизана трепетной, покаянной итворческой любовью, верой в духовные силы народа, подлинной поэзией.
Всесвои энциклопедические знания он как философ, историк, оратор мобилизовал,истолковывая многогранность русской истории и культуры, увлекая своимиидеями читателей и слушателей своих лекций.Уникальна его роль в осмыслении причин и последствий русскойреволюции, всю жестокость которой Ильин испытал на себе, проявив при этомнемалое мужество. Своими статьями, посвященными прославлению лучшего вРоссии, проницательным и детальным анализом ее ошибок и слабостей, своим43Ильин И.
А. Статьи. Лекции Выступления. (1906–1954) / Сост. Ю.Т. Лисица. М.: Русская книга, 2001. С. 332.59сполна реализованным талантом он сам стал важной частью истории и культурыРоссии. При этом Ильин неоднократно напоминал читателю о том, что роднаястрана не нуждается в идеализации: «истинное служение народу заключается не вдемагогическом восхвалении его, лести и национальном высокомерии, а наоборот– в трезвой, объективной оценке, в четком анализе его промахов и недостатков»[Ильин, т.
8, с. 36].Уже в заголовках публицистических произведений Ильина часто видна этасконцентрированность на русской теме и твердая уверенность в возрожденииродной страны: «Почему мы верим в Россию», «Россия есть живой организм»,«О русской идее», «О воспитании в грядущей России», «Русская душа в своихсказках и легендах», «Россия в русской поэзии», «Творческая идея России». И этотолько небольшая часть подобных названий его статей.Целыйрядпубликацийфилософаимеетоструюполемическуюнаправленность, часто это рецензии на книги и статьи других авторовэмигрантскойииностраннойпечати(«Искажениерусскойистории»,«О национальном призвании России», «Неправда о России», «Россия и Европа»).Постепенно, в течение многих лет напряженного труда, проникнутого непроходящейсердечнойбольювынужденногоэмигранта,изотдельныхпубликаций философа мозаично складывается своеобразная историческая ихудожественная панорама судьбы нашей страны в ее глубоком осмыслении.Предназначена она была не только современникам, но и грядущим поколениям, имы лишь начинаем сегодня постигать ее суть.
Почерпнуть же из этого наследиярусский читатель может необыкновенно много – и идей, и жизненных сил, иценностных ориентиров. Для самого Ильина в тяжких испытаниях, в том числеобусловленных событиями революции 1917 года, поистине живой водой былпоток русского духа, всего лучшего в русской культуре и истории.Остановимся подробнее на публицистической части творческого наследияписателя. Одна из первых его книг, изданных в середине 1990-х годов в Россиипосле долгих лет отсутствия самого имени философа на Родине, – это небольшаяброшюра «О России», начатая одноименной статьей.
В ней сфокусированы все60особенности мировоззрения и художественно-публицистического стиля Ильина.Автор раскрывается перед нами как мыслитель и в то же время поэт с любящимвдохновенным сердцем, желающий коснуться «живой тайны» России «вблагоговении и тишине»44, как преданный ее сын.Статья задумана как лирическое размышление-благодарение Родине за еебесценные дары, которые мы подчас не умеем ценить: переданную предкамидуховную свободу, рожденную «бескрайними просторами» и требующую от насвоспитания в себе ответственной дисциплины; «огромные природные богатства»,рождающие и радушную щедрость, и «соблазн бесхозяйственности», с коимнеобходимосправиться;созерцательность,«религиозно-открытуюдушу»;наконец, «наш дивный, наш могучий, наш поющий язык»45.В связи с размышлением о русском языке появляется у Ильина одно изподлинных стихотворений в прозе, граничащих с музыкальным произведением:«В нем – вся она, наша Россия.
В нем все дары ее: и ширь неограниченныхвозможностей; и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, и нежность; ипростота и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота. Всёдоступно нашему языку. Он сам покорен всему мировому и надмирному и потомувластен всё выразить, изобразить и передать.
В нем гудение далеких колоколов исеребро ближних колокольчиков. В нем ласковые шорохи и хрусты. В немтравянистые шелесты и вздохи. В нем клекот, и грай, и свист, и щебет птичий.В нем громы небесные и рыки звериные; и вихри зыбкие, и плески чуть слышные.В нем вся поющая русская душа: эхо мира, и стон человеческий, и зерцалобожественных видений...»46. Нередкие в сочинениях философа контрастныекартины и противопоставления уступают здесь место светлой и многообразноймузыкальной гармонии, проникнутой чётким ритмом.ПодобныестилистическиеобразцысближаютстатьиИльинас художественными произведениями, делая их яркими и запоминающимися.44Ильин И.А. О России.
М.: Российский Архив, 1996. С. 7.Там же. С. 8–10.46Там же. С. 16.4561Такие поэтические вкрапления, как правило, бывают у него построены насинтаксическом параллелизме, насыщены символическими образами, красками извуками, проникнуты эмоциональностью.Вот пример впечатляющей картины, созданной явно художественноталантливым пером, из той же статьи, где речь идет о природе России, дарующейрусскойдушеспособностьтворческисозерцать(здесьужецаритнемузыкальность, а богатство красок и линий, свойственных живописи, носохраняется тот же отчетливый ритм): «О эти цветущие луга и бескрайние степи!О эти облачные цепи и гряды, и грозы, и громы, и сверкания! О эти тёмные рощи,эти дремучие боры, эти океаны лесов! Эти тихие озера, эти властные реки, этибезмолвные заводи! Эти моря – то солнечные, то ледяные! Эти далекие,обетованные, царственные горы! Эти северные сияния! Эти осенние хороводы ипобеги звезд! От вас прозрели наши вещие художники.
От вас наше видение,наша мечтательность, наша песня, наша созерцающая “лень”»47.Статьи И.А. Ильина порой развертываются в небольшие монологи в прозе,где возвышенный ораторский тон соседствует с отточенной афористичностью:«Наша вера и наша история научили нас незримо возрождаться в зримомумирании – да славится в нас Воскресение Христово!»48. Вот ещё один пример, вкотором ясно звучат полемические ноты: «Россия есть страна великой исамобытной христианской культуры, а не хаос, и не пустое пространство, иотнюдь не “исторический навоз”, предназначенный для завоевания со сторонынародов, преуспевших в машинной технике!» [Ильин, Статьи, с.
152].Необычайной смысловой, выразительной, информативной и эмоциональнойнасыщенностью отличаются риторические вопросы и восклицания в статьяхИльина. Как выдающийся оратор, писатель нередко использует их, дополняянеожиданными вкраплениями, объединяя себя и читателей или слушателей вобщем порыве служения России и вдохновляя: «Или мы — кочевники, меняющие47Ильин И.А. О России.
М.: Российский Архив, 1996. С. 12–13.Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Доп. том «Статьи. Лекции. Выступления, Рецензии» / Сост. Лисица Ю.Т.М.: Русская книга, 2001. С. 149. Данный дополнительный том далее в тексте диссертации обозначен следующимобразом: [Ильин, Статьи, c. …].4862заражённое и обглоданное пастбище на другое, нетронутое? Или мы – зайцы,робко бегущие прочь, как только злой охотник спустит на нас злых собак? Илинаша Россия есть дикое поле, на котором селится и властвует первая шайкаразбойников, не встречая ни протеста, ни противодействия?» [Ильин, Статьи,с. 330].Известно, что Иван Ильин стал одним из самых нелицеприятныхобличителей революции в России.