Диссертация (1173381), страница 2
Текст из файла (страница 2)
Основная масса источников, используемых в работе, была созданакнижниками именно в Московском княжестве, при этом происхождение самогокнижника могло быть различным. Термин «московский книжник», в данномслучае, характеризует не происхождение, а принадлежность к образованному6слою Московского княжества. При этом, в некоторых разделах мы будем широкоиспользовать труды тверских и новгородских книжников, противостоящихМоскве в идейном плане. Сравнение их идей с идеями московских книжниковпозволит нам выявить моменты, характерные именно для образованной элитыМосковского княжества.Поскольку в данном исследовании будут использоваться произведения нетолько московских книжников, иногда мы будем использовать более широкийтермин–«древнерусскиекнижники»,обозначающийпредставителейобразованного слоя средневековой Руси изучаемого нами периода.
Во многихвопросах представления московских книжников полностью тождественныпредставлениям древнерусских книжников в целом, однако в фокусе нашегоисследования в первую очередь находятся идейные концепции, созданные вМосковском княжестве и объясняющие природу власти и властные полномочиямосковских князей.Актуальность темы исследования обусловлена еще и тем, что изучениеобстоятельств возникновения и природы политической идеологии МосковскойРуси поможет лучше понять концепцию верховной власти Российской империи иРоссии современной.
Хотя эпоха образования русского централизованногогосударства в течение последних двух столетий подверглась разностороннемуанализу отечественных и зарубежных историков, реконструкция мировоззрения иидеологии данного периода далеко не закончена.
Комплексный научный анализразвития государственной идеологии Московской Руси, а также изучение ее связис политическими воззрениями эпохи Древнерусского государства, поможетбороться с различного рода историческими фальсификациями и политическимотивированными концепциями, рисующими Московскую Русь в сугубонегативном ключе и отрицающими любую связь с Русью Киевской.7Объект исследования представляет собой мировоззрение московскихкнижников, образованного слоя Московского княжества XV – начала XVI вв.Предметом исследования является идеология Московской Руси XV –начала XVI вв., формировавшаяся в среде московских книжников, развитие идейи концепций, объясняющих природу и функции власти, а также право московскихкнязей на власть над русскими землями.Хронологические рамки исследования охватывают период XV - началаXVI вв., в основном – это время правления в Московском княжестве князейВасилия I, Василия II и Ивана III.
Хронологические рамки обусловлены, вопервых, активными государствообразующими процессами в русских землях,происходившими в этот период, а, во-вторых, спецификой основных источников,так как документы XIV в. имеются лишь в незначительном количестве. Конечно,выбор подобных хронологических рамок не может быть поставлен предельножестко, в некоторых разделах нам приходилось выходить за верхнюю илинижнюю границу указанного временного периода. Так некоторые документы XIVв., используемые в исследовании, как и произошедшие в это время события,отраженные в трудах московских книжников, имеют принципиальное отношениек рассматриваемой нами теме.
Более того, в одном из раделов работы, мы сочлинеобходимым кратко коснуться идей древнерусских книжников XII-XIII в.,которые легли в основу последующих представлений и оказали существенноевлияние на концепции власти московских книжников XV - начала XVI вв. Такжев исследовании мы лишь незначительно коснулись периода с 1505 по 1533 гг., т.е.времени княжения в Московском государстве Василия III, представляющеговершину развития идеологической мысли Московской Руси, отметив лишь самыеважные, на наш взгляд, идеи и концепции, имеющие прямое отношения к болееранним представлениям московских книжников.Таким образом, основной упор в нашем исследовани сделан нарассмотрении идей московских книжников XV в., во-первых, потому что задачаанализа развития властных концепций не должна подменяться рассмотрением уже8сложившейся идеологии Московской Руси, а во-вторых, потому что идеологияпериодаконцаXV–XVIвв.подробноивсеобъемлющеизучаласьотечественными историками начиная с конца XIX в.Территориальные рамки исследования охватывают земли СевероВосточной и Северо-Западной Руси на которых к концу XV в.
сформировалосьРоссийское государство со столицей в городе Москве.Степень разработанности темы.Имеющаяся по теме исследования научная литература может бытьразделена на три группы.К первой относятся работы, посвященные различным аспектам идеологииМосковской Руси, в особенности – вопросам, связанным с осмыслением природыкняжеской и царской власти, ее полномочиями, а также вопросам отношения свластью духовной. Это осмысление началось еще эпоху средневековья, вособенности в конце XV-начале XVI вв. в трудах Иосифа Волоцкого, старцаФилофея, «Сказании о князьях Владимирских» и других источниках, однакосистематическое изучение указанных вопросов с использованием инструментарияисторической науки началось не ранее конца XIX – начала ХХ в., когда былоопубликованоогромноеколичествоисточниковпопериодурусскогосредневековья: основные летописные памятники, публицистические повести оважнейших событиях истории Руси, духовные и договорные грамоты русскихкнязей, а также письма, послания и поучения церковных деятелей (митрополитов,епископов, игуменов).
Наиболее значимыми работами, написанными на основевышеуказанных документов, являются исследования М.А. Дьяконова и В.Е.Вальденберга1. Каждое из них представляет собой фундаментальный труд поистории политической идеологии Древней Руси, в которых рассматриваютсяосновныеидеологическиеположениявсехпериодовразвитиярусскогогосударства вплоть до XVI в. включительно - у Дьяконова, и до XVII в. - уВальденберг В. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки политической литературы отВладимира Святого до конца XVII века. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006; Дьяконов М.А.Власть московских государей. Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века.
– М.:URSS, 2003.19Вальденберга. В работе Дьяконова внимание уделено в частности рассмотрениюосновных идейных положений княжеской власти в древнерусской книжнойтрадиции, а также показаны изменения в восприятии власти как таковой нарубежеXV-XVIвв.ВмонографииВальденбергаобосновываютсяхронологические рамки возникновения первых законченных политическихучений (XIV в.), анализируется их эволюция и изменения на протяжении XV-XVIвв., а также, с точки зрения концепций власти, оцениваются произведениядревнерусских книжников (в основном митрополитов).Широкое освещение получил в историографии вопрос о зарождении иразвитии концепции русского царства, как особого сакрально-политическогофеномена, существенное влияние на который оказала византийская модель.
Средиисследований конца XIX–ХХ вв. можно выделить работы В.И. Саввы, Е.В.Барсова, А.В. Горского, Г.В. Вернадского и др.2 Отметим, что данная тема нетеряет свою актуальность и в современной исторической науке. В 1999 г. былиздан сборник статей «Царь и царство в русском общественном сознании», где В.Водовым и А.А. Горским было рассмотрено употребление царских титулов поотношению к русским князьям, а также изучено представления о «царе» и«царстве» в средневековой Руси до XVI в.3, развитию идеологических концепцийМосковской Руси XV в. в том числе концепции русского «царства», посвященамонография К.Ю.
Байковского4. Вопросы, касающиеся мировоззрения и идейныхсоставляющих древнерусской мысли, подробно рассмотрены в работах Б.А.Успенского, М.Н. Громова, Н.С. Козлова5, идеология власти в целом, а такжеСавва В.И. Московские цари и византийские василевсы. К вопросу о влиянии Византии на образование идеицарской власти московских государей. - Харьков.: Тип. и лит. М.
Зильберберг и с-вья, 1901; Барсов Е.В.Древнерусские памятники священного венчания на царство в связи с греческими их оригиналами. - М.:Университетская типография, 1893; Горский А.В. О священнодействии венчания и помазания царей на царство //Прибавление к изданию творений святых отцов в русском переводе. Ч. 29. - М.: Редакция академического журнала«Богословский вестник», 1882.
С. 117-151; Вернадский Г.В. Византийские учения о власти царя и патриарха // Сб.ст., посвященный памяти Н.П. Кондакова. - Прага: Seminarium Kondakovianum, 1926. С. 143-154.3Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 2. Царь и царство в русском средневековомобщественном сознании. - М.: Институт российской истории РАН, 1999.4Байковский К.Ю. Развитие концепций царства, святости и войны за веру в трудах Московских книжников XV в. М.: Центр научных исследований гуманитарных и социально-экономических дисциплин МЭИ – ИМЭИ, 2013.5Успенский Б.А.
Борис и Глеб: восприятие истории в Древней Руси. - М.: Языки русской культуры, 2000; Его же.Царь и патриарх: харизма власти в России (Византийская модель и ее русское переосмысление). - М.: Языки210идеологические основы русской и российской государственности затронуты втрудах В.Э. Багдасаряна6.Своеобразныйкомплексныйанализ русскойидеологическоймыслипредставлен в работе Д.С. Лихачева7, посвященной национальному самосознаниюДревней Руси. В данной монографии, скорее литературоведческой, нежелиисторической, исследователь сделал ряд важных для нашего исследованиявыводов. Московское княжество, по словам Лихачева, остро нуждаясь видеологическом обосновании своего лидерства в деле собирания русских земель,стремилось возродить летописную идею о единстве Русской земли. Для этого вМоскву свозились различные летописи, а московское летописание приобрело кначалу XV в.