Диссертация (1173336), страница 48
Текст из файла (страница 48)
306].242Обновленный Жан прибегает к таким конфирмативным стратегиям итактикам,какэмоциональноебалансирование,амортизацияконфликта,эмоциональная толерантность и смягчение речевой агрессии, что являетсямаркерами экологичного общения [Ионова, 2013]. Главному герою удаетсявывести из 15-летнего молчания свою сестру Бланш, которая все эти годы питалак нему только ненависть и отвращение за то, что он убил ее жениха во времявторой мировой войны.
Новый Жан смягчает конфликт посредством своегоискреннего признания и раскаивания: Что я мог ей ответить? Только правду.Свою правду. Бланш уставилась на меня, не веря своим ушам, – очевидно, все этонастолько не соответствовало прежним высказываниям ее брата, что она незнала, как принять его слова [Дю Морье, 2007, с. 292]. Здесь происходит покаяниеЖана через признание себя завистником и убийцей, в его речи употребляетсязначительное количество пейоративов: Мне понравилось его лицо, … он былхороший человек и рабочие любили и уважали его.
Мне подумалось, что убит онбыл из зависти: тот, кто застрелил или приказал застрелить, сделал это не изложного патриотизма, а потому что Морис Дюваль был лучше, чем он, и этовызывало в нем досаду и раздражение [Там же. С. 292].Однако сестра не снимает своих обвинений, а, напротив, выражает своюобиду прямо: Какой для нас толк … в том, что ты приходишь ко мне иобвиняешь себя? Ты не можешь вернуть прошлое… Ты не можешь воскреситьМориса. У тебя даже не хватило смелости убить его своими руками; ты пришелв verrerie той ночью, притворившись, что ты один, и попросил тебя спрятать, акогда он спустился и открыл дверь, …он оказался перед кучкой убийц с тобой воглаве. Бог, может быть, простит тебя, Жан.
Я не могу [Там же. С. 293]. И темне менее, попытка главного героя небезуспешна, она имеет целительный эффект,о чем свидетельствуют следующие строки романа, в которых Бланш делаетпервый шаг к конфирмативному общению – принимает брата в свое физическоепространство: … когда я подошел и встал рядом, она не отстранилась, что самопо себе было для меня прощением [Там же].243Кроме этого, он использует тактики расщепления собственного «Я»,самоотвержения, перевоплощения в новый образ посредством эмпатии. Онстановится человеком играющим и одновременно переживающим, вживающимсяв свой новый образ в силу сложившихся обстоятельств.
Это раскрывает в егодуше все его лучшие качества и способствует смягчению практическивоинствующей атмосферы в замке. Например, в разговоре с матерью главныйгерой выбирает стратегию участливости, проявляя свою заинтересованность не всобственных потребностях, а в желаниях своей собеседницы, он сглаживаетдавний конфликт и разногласия с ней, о которых в семье условились молчать: Дляменя важны вы. Я хочу, чтобы вы снова были главой семьи, как прежде, а этоневозможно, если вы не покончите с морфием.
И пока я произносил эти слова,что-то стало распадаться на части, слой за слоем рушилась стена,защищающая каждого из нас от нападения внешнего мира, стена, сквозькоторую не слышен никакой зов, не виден никакой сигнал; на какой-то краткиймиг самая ее сущность, замкнутая в себе, стала обнажаться, сжимавшая моюруку рука говорила мне об одиночестве долгих лет, об омертвевших чувствах,напоенном ядом уме, пустом сердце. Я ощущал, как все это перешло через нашисомкнутые руки ко мне, стало моей неотъемлемой частью [Там же. С. 257–258].В результате, абсолютно чужой человек, не связанный никакимиродственными отношениями с обитателями замка Сен-Жиль, привносит в ихсуществование жизнесозидающий смысл, таким образом, то, что привычносчитается неэкологичным, становится благоприятным как для нравственного, таки для физического здоровья: брат Поль с женой Рене воодушевлены новымижизненными горизонтами и перспективой более романтичной семейной жизни,сестра Бланш находит утешение в разрешении выполнять любимую работу, матьвыходит из заточения своей комнаты и получает хорошие шансы навыздоровление.
В итоге замок переживает ренессанс в плане человеческих чувств,притязаний и взаимоотношений.С другой стороны, главный герой открывает новые горизонты своего бытия.Это происходит после несчастного случая с женой Жана, в результате которого та244погибает и, как следствие брачного договора, Жан становится наследникомкрупных финансовых средств. Именно по этой причине двойник главного героя,настоящий Жан, возвращается и занимает свое законное место в замке, а Джоноказывается снова свободным от каких-либо обязательств и родственных связей.Он теряет приобретенное видение самого себя (С каждым предметом одежды,который я снимал, от меня уходила частица моего нового «я» [Там же.
С. 322]),но «чужое», ставшее на время своим, меняет его сознание, его внутреннее Я:Может изменение личности ускорить внутренний темп, высвободить в мозгукакую-то клеточку, которой прежнее твое «я» из некоего предубеждения недавало воли?... То мое «я», которое раньше жило в Лондоне, исчезло навсегда…Мое старое «я» из Ле-Мана было мертво. Тень Жана де Ге тоже исчезла. На ихместе возникло нечто новое, не имеющее субстанции, не облеченное еще в плотьи кровь, рожденное чувством, которое пребудет вечно, – пламя внутри телеснойоболочки [Там же.
С. 327]. Секрет такого перевоплощения, как признаетсяглавный герой, кроется в его любви к людям, которые всего лишь за неделю сталидля него самыми близкими на свете. Именно поэтому он вкладывает усилия всоздание благоприятной коммуникативной среды в замке. По словам любовницыЖана де Ге Джон-Жан дал что-то животворящее каждому из обитателей замка:…как бы оно ни называлось, уничтожить это нельзя.
Это пустило корни. Этобудет расти… Теперь мы будем искать не Жана в тебе, а тебя в Жане [Там же.С. 329]. В результате главный герой и его двойник уже не зеркальнопротивопоставлены друг другу, а взаимодополняют один другого: через ожиданияблизких подлинный Жан будет вынужден строить более конструктивныеотношения с ними.Таким образом, оппозиция «свой – чужой» как категориальный признакинакостипревращаетсяизбинарнойвинклюзивную.Следовательно,неэкологичное поведение Жана «заражается» экологичной природой Джона, иЖан должен будет «подыгрывать» тому Ино-образу себя для других, которыйсконструировал Джон.245Проанализированноехудожественноепроизведениеиллюстрируетреверсию модуса экологичности с отрицательного на положительный.
В основевсех этих изменений лежит сама природа человека, которая может бытьдоминантна как своей экологичностью, так и неэкологичностью. Отрицательноепо своему значению прилагательное «чужой» как один из номинантов позицииДругого в коммуникации с преобладающей конфирмативной гиперстратегиейвзаимодействия коммуникантов «обрастает» новыми эмотивными валентностями,его семантика приобретает более мелиоративный характер в динамике развитиясюжета романа: чужой становится вначале иным (как любой Другой), затем своим(Другой как Ты). В связи с этим определяется наш исследовательский интерес ксмысловой деривации понятия другой (от чужого до своего, такого же), чтопозволяет осуществить логический переход к факту реверсии неэкологичностиданного понятия в экологичное в различных категориальных эмоциональныхситуациях и установлению прескриптивной ценности подобных лингвистическихявлений для теории и практики коммуникации.
В частности, возможностьдостижения определенных экологичных результатов в процессе общения можетбыть обусловлена умением реализовывать адаптивные потребности в различныхситуациях и с различными партнерами по коммуникации [Berger, 2015], чтоподтверждается сюжетными особенностями романа.Так, эмоциональная энергия, заряжающая речевое поведение Джона,положительно воздействует на коммуникантов – обитателей замка, хотя они самине готовы выстраивать единый эмоциональный центр с ним. Это свидетельствуето том, что даже односторонние усилия могут иметь эффект экологичности влюбых эмоциональных ситуациях.
Главный герой в своей ориентации на Другогов ходе коммуникации не просто проявляет к нему симпатию, следуя «Золотомуправилу общения» (Относитесь к другим так, как вы хотите, чтобы ониотносились к вам / Treat the others the way you would be treated). По сути ондействует в рамках «Платинового правила общения», сформулированного М.Беннетом [Bennett, 1979] – Относись к другим так, как они бы этого хотели /Treat the others the way they would be treated.2464.2.Особенности актуализации категории инакостив дискурсе массмедиаВ данном параграфе рассматриваются особенности актуализации категорииинакости в массмедийной коммуникации.
Такие дискурсивные признаки, кактема, партнеры, ситуация общения, пресуппозиции коммуницирующих сторон,языковые средства и изменение по крайней мере одного из них, свидетельствуюто варьировании категориальных признаков инакости. Мы считаем, что изменениедискурсивных признаков может приводить к модификациям как Я-образа, так иИно-образов Других. Предполагаем, что данный процесс имеет реверсивныйхарактер: смена идентичности коммуникативных партнеров может варьироватьпараметры дискурса.4.2.1. Дискурсивные характеристики категории инакостив массмедийной коммуникацииСегодня, когда средства массовой информации оказывают такое огромноевлияние на все жизненно важные сферы общества, на сознание и представлениялюдей, когда так много зависит от своевременной подачи адекватной информации– проблема функционирования текстов массовой культуры становится какникогда актуальной.«Тексты массовой информации, – писал Ю.В.