диссертация (1169998), страница 20
Текст из файла (страница 20)
Кроме того, среди факторов, влияющих на снижение темпов роста,нельзя не учитывать и экономическое положение рассматриваемых стран, аименно то, что в некоторых из них наблюдается весьма высокий уровеньбезработицы, что особенно заметно в Греции (27%), Италии (12%), Польше (11%)и Германии (6%). Данный фактор, приводящий к снижению реальногорасполагаемого дохода населения и разворачивающийся на фоне постоянного96роста цен на ДТ для потребителей, негативно сказывается как на объемах продажТС, так и на объемах потребления топлив, приводя к сокращению рынка.Сложившаяся ситуация, безусловно, может в значительной степени изменитьсяпод действием ряда параметров, таких, как изменение объемов продажавтомобилей, снижение совокупных мощностей НПЗ, а также, что немаловажно,возможное замещение традиционного ДТ его биодизельной альтернативой.150Результаты анализа позволяют прийти к ряду существенных выводов оперспективах развития европейских рынков НП.
Так, их современное состояниесохранится по крайней мере до 2022 г., когда в эксплуатацию будут введенымодернизированные НПЗ в Бельгии, Нидерландах, Франции и ряде странВосточной и Юго-Восточной Европы. В связи с приостановкой производств напериод технологической перестройки, а также с учетом планов по вводу вэксплуатацию новых крупных НПЗ в Турции, установлено, что на европейскихрынках в период до 2018-2022 гг. будет наблюдаться дефицит НП, причем вособенности дизельного и авиационного топлива (которые являются ключевымитоварами в структуре российского экспорта НП в западном направлении).ДальнейшиеперспективыразвитияевропейскойНППопределяютсясовокупностью следующих обстоятельств:- снижение объема капитальных инвестиций в развитие технологий,повышающихотрасли,вмеждународнуюсвязисконкурентоспособностьнепредсказуемостьюразвитиякомпанийевропейскихэнергетических рынков;- повышение гибкости производств для балансирования выпуска бензинаи ДТ посредством вовлечения нефтехимических процессов;- повышенный интерес к энергетическим технологиям, отличным оттрадиционнойнефтепереработки,функционированиярынковспособнымиизменитьобеспечитьусловиядолгосрочнуюконкурентоспособность компаний;150В частности, Германия в своей энергетической стратегии поощряет замещение биодизелемзначительной доли традиционного ДТ в ближайшие 10 лет.97- расширение практики привлечения энергосервисных компаний дляобеспечения бесперебойного функционирования НПЗ.Изложенноесвидетельствуетопостепенномизменениивиденияучастниками рынка картины будущего энергетики в Европе, в соответствии скоторой нефтепереработке будет уделяться все меньшая роль, а ее место современем займут процессы, обеспечивающие выпуск альтернативных топлив.Низкая инвестиционная активность компаний отрасли, таким образом, связана сограниченностьюдиапазонавозможностейперспективногоразвития,непредсказуемостью ситуации на энергетических рынках и неоднозначностью ввопросах возможности принятия рынком новых технологических решений иформируемых ими новых экономических моделей.3.2 Российскиекомпании-участникиевропейскихрынковнефтепродуктовСкладывающеесяврегионенасовременномэтапепревышениепредложения некоторых видов НП над спросом приводит к необходимостиснижения загрузки НПЗ для устранения товарных излишков на рынке, кнеокупаемости капиталовложений и к продаже НПЗ компаниям, которыезаинтересованы в укреплении позиций на европейских рынках НП.
В своюочередь, последним свойственны намерения о выходе из НПП или снижениисвоего присутствия в отрасли; наблюдается рост числа выставленных на продажуНПЗ вне структур ВИНК. В то же время, отмечается и достаточно активноенаращиваниевотраслиприсутствияроссийскихкомпаний:ПАО«НК«Роснефть», ПАО «Газпромнефть», ПАО «Лукойл», ОАО «Сургутнефтегаз»,объем инвестиций которых в приобретение европейских НПЗ в 2015 г. достиг 5млрд долл.
США.Подобные приобретения, однако, приносят незначительную прибыль:зачастую сделки о покупке НПЗ заключались в 2015 г., когда маржа достигаланаиболее высоких значений благодаря низкой цене на нефть. Действительно, всреднем доходность европейских НПЗ выросла в 2015 г.: с 6,6 долл. США/т в Iквартале 2015 г. до 47,1 долл. США/т в I квартале 2016 г., чему98благоприятствовали высокийспрос на бензинвСША имасштабныепрофилактические работы на американских НПЗ. Однако уже в 2016 г. сталоочевидным, что условия для сохранения столь высокой маржи для европейскойНПП отсутствуют: регион имеет избыточные производственные мощности, апрочие негативные для отрасли условия (в ряде стран отмечается достаточновысокийуровеньбезработицы,приводящийкснижениюреальногорасполагаемого дохода населения, что, на фоне постоянного роста цен на ДТ,негативно сказывается как на объемах продаж ТС, так и на объемах потребленияНП) грозят существенным снижением экономических показателей.Мотивами же российских компаний к приобретению активов выступают:- ожидание роста рентабельности НПЗ;- доступ к современным технологиям;- возможность укрепления позиций на европейских рынках.В то же время, существуют опасения как в отношении экономическойсоставляющей этих мотивов (ввиду необходимости инвестиций в обеспечениесоответствия НПЗ требованиям государственного регулирования), так и ввидуожидаемых изменений самой модели европейской энергетической системы.Для подтверждения наличия оснований для этих опасений представляетсявозможнымсопоставитьрезультатыдеятельностиНПЗ,принадлежащихроссийским ВИНК, расположенных на территории Российской Федерации и вюрисдикции ЕС.
Так, в качестве примера ниже исследованы результатыдеятельности двух НПЗ, принадлежащих ПАО «Лукойл»: НПЗ ISAB (Италия,индекс Нельсона 9,8) и Волгоградского НПЗ (Россия, индекс Нельсона 5,3).Существенно отставая по показателю сложности, Волгоградский НПЗ в 2008 г.(при среднегодовой цене нефти около 134 долл. США/барр.) обеспечил прибыльдо выплаты дивидендов, налогообложения и амортизационных отчислений(EBITDA) на уровне 12 долл. США/барр., тогда как НПЗ ISAB показал EBITDAна уровне 4 долл.
США/барр. В 2015 г., когда цена на нефть установилась науровне около 40 долл. США/барр., эти же НПЗ показали EBITDA на уровне 6,4 и0,6 долл. США/барр., соответственно (Таблица 3.7).99Таблица 3.7 – Сравнение результатов деятельности НПЗ ISAB (Италия) иВолгоградского НПЗ (Россия), принадлежащих ПАО «Лукойл», 2008 и 2015 гг.ПоказательНПЗ ISABСтоимость нефти, долл. США/барр.2008EBITDA134абс.
(долл. США/барр.)отн. (к стоимости нефти)4122,99%8,96%Стоимость нефти, долл. США/барр.2015EBITDA40абс. (долл. США/барр.)отн. (к стоимости нефти)Волгоградский НПЗ0,66,41,50%16,00%Источник: составлено автором на основании данных Золотая А. Российские НПЗ вЕвропе [Электронный ресурс] // Финансовый директор, 2015. URL: http://fd.ru/articles/156312rossiyskie-npz-vevropeОчевидно, что более чем трехкратное снижение стоимости нефти привело кдвукратному снижению EBITDA в случае с российским НПЗ, тогда какитальянский НПЗ показал снижение EBITDA на 85%.151Большому сомнению, таким образом, может быть подвергнут тезис обэкономическойцелесообразностиинвестицийроссийскихкомпанийвприобретение европейских НПЗ для переработки нефти на территории Европы.Напротив, несмотря на стоимость доставки, более эффективной представляетсяпереработка нефти на российских НПЗ с последующей поставкой конкретныхвидов дефицитных НП на европейские рынки.Кроме того, извлекая в настоящее время выгоду из двух взаимосвязанныхфакторов – низких цен на нефть и относительно устойчивого уровня потребления– предприятия европейской НПП в дальнейшем будут вынуждены действовать вгораздо более жестких условиях, когда в эксплуатацию будут сданы новыемощности на Ближнем Востоке, США увеличат экспорт НП и тем более, еслистоимость нефти перейдет к росту.151В ряде стран, однако, эффект от приобретения НПЗ может быть выше благодаря размещениюприобретенных НПЗ на трассе трубопроводов (например, в Германии – из порта Wilhelmshaven (получающегонефть из порта Приморска) на НПЗ Gelsenkirchen; НПЗ Schwedt на трассе нефтепровода «Дружба»; в Италии – отпортов Средиземного моря (получающих нефть из порта Новороссийска) до НПЗ MiRo).1003.3 Роль России в нефтепродуктообеспечении европейских рынковВ середине 2014 г.
на мировой рынок НП вышли американские НПЗ,предлагающие продукты переработки сланцевой нефти, что привело к давлениюна цены, часть НП переориентировалась с европейского рынка на азиатский,нарушив баланс спроса и предложения на рынке АТР, а маржа европейских НПЗзаметно возросла. Гипотетическое увеличение объемов нефтепереработки вЕвропе может привести к сокращению спроса на российские НП и уменьшениюих импорта, что, в свою очередь, окажет влияние на состояние российскойэкономики в целом. Несмотря на сложившуюся ситуацию, в России сохраняютсяпрогнозные оценки, что потребление НП в мире будет устойчиво расти, и ихэкспорт из России будет увеличиваться, вследствие чего не предпринимаетсяпопыток поиска альтернативных рынков сбыта НП и перераспределения ихпотоков.Таким образом, в настоящее время существуют риски для российскихэкспортеров, которые сохранят свою актуальность, по крайней мере, в кратко- исреднесрочной перспективе:1.
будет сказываться негативное влияние на отрасль «сланцевой революции»США, где будут расти объемы добычи и переработки «легкой» нефти;2. вырастет конкуренция со стороны альтернативных видов топлива (внастоящее время наблюдается процесс внедрения гибридных двигателей, вперспективе – увеличение количества электромобилей, и затем иавтомобилей с водородным двигателем; кроме того, происходит активноезамещение нефтяного топлива газом, что в итоге приведет к сокращениюпотребления бензина и ДТ);3.
будут сказываться негативные последствия технологической политикиРоссии в области развития НПП (согласно программе модернизацииотрасли был утвержден вариант использования старых технологий, тогдакак модернизация отрасли требует принципиально иной, инновационнойидеологии).1014. сложившаяся геополитическая обстановка может вызвать проблемыограничениясбытаориентированные(кНПЗпримеру,югаРоссиипреимущественно(Туапсинский,экспорто-Краснодарский,Афипский и Ильский) осуществляют поставки через турецкие проливы;однако Турция активно развивает свою НПП, в частности, осуществляястроительство НПЗ в гор. Измир мощностью 10 млн т/г.).Россия является основным поставщиком нефти в Европу, в связи с чемнекоторые нефтеперерабатывающие мощности региона «оптимизированы» подданное направление поставок и качество сырья (Россия поставляет 29% объеманефти, с большим отрывом следует Норвегия – до 13%).