диссертация (1169950), страница 5
Текст из файла (страница 5)
Концепция «инновационного лидерства» // Горизонты экономики. 2016. № 6. С. 85–91.25электроэнергетической отрасли играет ключевую роль. Следует также отметить,чторольинновационныхтехнологийстановитсяключевойприсменетехнологических укладов, когда инвестиции в основной капитал, вызванныевнедрением инноваций, становятся основополагающей причиной экономическогороста16при смене длинных волн Кондратьева.В условиях глобализации для ТНК, планирующих ПИИ, весомое значение,помимо прочих факторов, приобретают технологии и развитие кластера, ккоторому относится ее бизнес, как внутри страны базирования, так и принимающейстраны.ДляРоссиивозможностьсозданияинновационнойэкономикинасовременном этапе в условиях санкций осложняется ограничениями в заемномкапитале на фоне внутреннего дефицита финансирования, а также сложностямивывода собственных инноваций на внешние рынки.Важным фактором, который может обеспечить приток ПИИ, являетсяразвитие кластера.
Причем если в стране-инновационном лидере развитиекластеров дает синергетический эффект, то для страны-реципиента эффективноеразвитие кластера с одной стороны является необходимым условием повышенияинвестиционной привлекательности, с другой – должно стать частью эффективнойстратегии развития отрасли.1.2. Современные тенденции в сфере привлечения прямых иностранныхинвестиций в мировой экономике и электроэнергетикеДля рассмотрения тенденцийпредставляетсямакроэкономическийв сфере привлеченияанализосновныхПИИ важнымнаправлениймеждународного движения ПИИ, а также прогноз дальнейшего развития мировойэкономики.Как уже отмечалось, ключевую роль на этапе восстановления мировой16Schumpeter J. A.
Essays: On Entrepreneurs, Innovations, Business Cycles, and the Evolution of Capitalism. Paris:Transactions Publishers, 1989. 380 p.26экономики (в соответствии с большими волнами Кондратьева) играют инновации,формирующие новый технологический уклад17. Увеличение трансграничныхпотоков ПИИ на современном этапе свидетельствует о начале фазы оживленияпосле мирового экономического кризиса. В этот период технологическоепреимущество играет определяющую роль дальнейшего развития как отдельныхкомпаний, так и национальных экономик.
Если до 2000 г. доли прямых,портфельных и прочих инвестиций в структуре международного движениякапитала были примерно равными18, то с 2011 г. доля прямых инвестиций неопускалась ниже 50% до 2016 г., за исключением кризисного 2014 г.(Приложение 1).Сохраняющийся в последние годы высокий уровень ПИИ (1,8 трлн долл. в2016 г. и выше 1,52 трлн долл. в 2015 и 2017 гг.) свидетельствует о готовностиинвесторов вкладываться в бизнес за границей. Приоритет ПИИ в международномдвижении капитала связан также с потребностью большинства стран не только вимпортном капитале, но и в новых технологиях производства и менеджмента. ПИИснижают долговую нагрузку на принимающую отрасль, а также способны статьлокомотивом развития экономики страны-импортера.С постепенным началом экономического восстановления с 2015 г.наблюдается тенденция увеличения ПИИ в развитые страны.
Так при сокращенииПИИ в развивающиеся страны на 14 % в 2016, рост ПИИ в развитые странысоставил 5%. Таким образом, доля развитых стран в глобальных ПИИ за 2016 г.увеличилась до 59% с 55% в 2015 г19( Рисунок 2).Предполагается зависимость длинных волн Кондратьева от смены технологических укладов. В соответствии сдинамической концепцией экономического цикла Й.А.
Шумпетера инвестиции в основной капитал, вызванныевнедрением инноваций, рассматриваются как причина экономического роста.18Шевелева. А.В. Международное движение капитала и иностранные инвестиции в России на современном этапе:дис. ... канд. экон. наук. М., 2003. С.
23.19Ibid. – pp. 4–5; World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. Geneva: UNCTAD, 2017. pp. 2–3.1727Примечания1. Приведены данные без учета оффшорных финансовых центров Карибского бассейна.2. Увеличение ПИИ (до 68 млрд долл.) в страны с переходной экономикой в 2016 г. произошло за счет крупныхприватизационных сделок.Рисунок 2 – Приток глобальных ПИИ по группам стран в 2005 – 2016 гг.(млрд долл.)Источник: Global Investment Trends Monitor // UNCTAD.
2017. 1 February. № 25. URL:unctad.org/en/PublicationsLibrary/webdiaeia2017d1_en.pdfНесмотрянаопережающиепоказателиэкономическогороставразвивающихся странах и странах с формирующимися рынками, развитые страныболее стабильны в переходный период посткризисного восстановления, а такжеобладают наиболее развитой инфраструктурой, что с позиции ТНК можнорассматривать как благоприятное состояние кластера для многих отраслей.Большое влияние на решения ТНК также оказывает наличие инновационнойсоставляющей в экономиках развитых странах, что делает ее наиболееперспективной для стратегических инвестиций. Таким образом, на современномэтапе ТНК принимают решения о трансграничных инвестициях, отдаваяпредпочтениенаиболееразвитымстранам,атакжеруководствуютсявозможностью приобретения и разработки новых технологий, что объясняетсяожидающимся интенсивным развитием инноваций в мире (формировании новоготехнологического уклада).
Можно также прогнозировать, что в будущеминвестиции, в том числе посредством СиП, в менее развитые страны ТНК будутосуществлять, используя приобретенные в текущем периоде конкурентныепреимущества, основанные на использовании новых технологий.Увеличивающийся интерес ТНК к приобретению активов в развитых странахсвязан с желанием крупных компаний обезопасить себя от волатильности мировой28экономики в условиях кризиса, обеспечив стабильное положение на предстоящемэтапе экономического роста. Оптимизация корпоративных структур и портфелейактивов через трансграничные сделки СиП также преследует цель достиженияустойчивых позиций в глобальных масштабах.Сокращение инвестиций в кризисный период еще больше повысило рольПИИдляпринимающихстран,чтоспособствовалокорректировкеинвестиционных политик многих реципиентов, а также совершенствованиюрегулирования ПИИ в международном масштабе.
В настоящее время многиестраны продолжают придерживаться политики, направленной на либерализацию ипоощрение иностранных инвестиций.В 2016 г. 58 стран ввели 124 меры, из которых 84 носили стимулирующийхарактер. Соответственно только 22 из принятых мер вводили новые запреты иограничение на деятельность иностранных инвесторов (Таблица 4).Таблица 4 – Изменения в инвестиционной политике государств в 2001 – 2016 гг.(количество принятых мер)Источник: World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. Geneva: UNCTAD,2017.
p. 99.В 2015 г. 85% принятых мер были благоприятными для инвесторов, что вышесреднего показателя с 2010 по 2014 гг., в 2016 г. данный показатель снизился до79%20. Были ликвидированы или ослаблены ограничения на ввоз иностранногокапитала в широком диапазоне отраслей, в том числе авиация, финансовые услуги,20World Investment Report 2017. Investment and the Digital Economy. Geneva: UNCTAD, 2017. p.
99.29горнодобывающаяпромышленность,недвижимость.Винфраструктурныхсекторах некоторыми странами была проведена приватизация. Также наблюдаласьоптимизация процедур лицензирования предпринимательской деятельности,созданиеспециальныхэкономическихзонипредоставлениеразличныхинвестиционных льгот.В соответствии с классификацией ЮНКТАД льготы для иностранныхинвесторов можно разделить на три группы: налоговые, финансовые и прочиельготы (Рисунок 3).Рисунок 3 – Льготы для иностранных инвесторов по классификацииЮНКТАДИсточник: Официальный сайт МВФ. URL: http://investmentpolicyhub.unctad.org/ipfsd (датаобращения 19.08.2018)За 2015–2017 гг.
наиболее активные действия по либерализации иностранныхинвестиций были предприняты на развивающихся рынках Азии. Поощрительныемеры в этих странах касались наибольшего количества отраслей. Введение рядаограничительных мер было связано с опасениями роста долей иностраннойсобственности в стратегически важных отраслях. В некоторых странах былопересмотреноинвестиционноезаконодательство,соображениями национальной безопасности.чтобылопродиктовано30Таким образом, при принятии решений по допуску иностранных инвестиций,приоритетным фактором является их соответствие экономическим интересамстраны. Так, инвестиционная политика должна поддерживать оптимальноесоотношение либерализационных и протекционистских мер.Мировой опыт регулирования иностранных инвестиций свидетельствует онеобходимости упрощения процедур инвестирования.
После 2015 г., когда мироваяэкономика входит в фазу подъема, поощрение иностранных инвестиций иупрощениепроцедуринвестированияприобретаютособуюзначимость.Упрощение процедур инвестирования подразумевает повышение прозрачностиинформации, необходимой инвесторам; работу в направлении повышенияэффективности и действенности административных процедур; повышениепредсказуемости политической среды с помощью процедур консультаций.«Глобальный набор действий по упрощению процедур инвестиций»ЮНКТАД состоит из 10 направлений деятельности, предусматривающих более 40решений для инвестиционной политики, которые могут быть применены иадаптированы к ней с учетом национальных и международных задач:1.