диссертация (1169578), страница 37
Текст из файла (страница 37)
Кроме175того, Катар стремился стать главным спонсором сирийской и ливийскойоппозиционных групп. Однако Доха по мере роста своих региональныхамбиций не могла не воспользоваться возможностью подорвать авторитетЭр-Рияда в субрегионе, не создавая при этом условий к дальнейшемуобострению и дестабилизации в соседних монархиях. Поэтому катарскаяанти-режимная риторика в СМИ в сирийском и ливийском кризисах вомногом была схожа с саудовской, вместе с тем, освещались, хотя и вограниченном объеме, йеменские и бахрейнские события.Проявив нерешительность в Ливии, Турция активизировала своиусилия на египетском направлении, где начала осуществлять активнуюинформационную поддержку близких идеологически умеренных исламистовв лице «братьев-мусульман».
В Сирии, несмотря на то, что Анкара вскорепосле начала конфликта перешла на сторону оппозиции, где ее интересы посмене режима в стране совпадали с катарскими и саудовскими, вопрос длятурецкого руководства все же стоял более остро, чем для Дохи и Эр-Рияда:непосредственная близость крайне дестабилизированной страны грозилаперетеканием кризиса на свою территорию, а большое количество сирийскихбеженцев диктовало необходимость действовать особенно аккуратно.Нагнетавшиеся катарскими и саудовскими СМИ про-военные настроения,подталкивающие Анкару к осуществлению военной интервенции насирийскую территорию, были крайне неудобны для турецкого руководства,лишая его поля для маневров.
В то же время, существовало понимание того,что в определенный момент неконтролируемого развития событий всоседней Сирии может возникнуть ситуация, когда силовое вмешательствоТурции может стать неизбежным, что и произошло посредством открытоговоенного вторжения в конце 2016 г. В этой связи большие усилияприкладывались к тому, чтобы максимально обосновать в глазах арабов – и впервую очередь, сирийцев – необходимость интервенции.176Со своей стороны Иран, последовательно отстаивающий права шиитовв регионе в лице, в частности, Асада и соответствующих конфессиональныхменьшинств в субрегионе Залива и в Йемене, посредством своих СМИстремился распространить в регионе и на международном уровне видениесирийскогоконфликтаспозицийправящегорежима,способствуяраспространению заявлений Дамаска о том, что правительственные силыборются с террористами, спонсируемыми монархиями Залива. Вместе с тем,иранские медиа заполняли информационный вакуум вокруг шиитскихвосстаний в Бахрейне, в связи с чем доступ к этим СМИ зачастуюблокировался главами монархий.Катарская Al Jazeera и саудовская Al Arabiya намеренно накалялиситуацию в кризисных Ливии и Сирии, создавая атмосферу неизбежностииностранноговоенноговмешательства.Насайтахканалов(преимущественно, на их англоязычных версиях, ориентированных намеждународную публику) с нарастающей частотой стати появляться статьипод заголовками следующего содержания: «5 причин чтобы действовать»или«5 причин,почемунельзяверитьАсаду»или«У оппозициизаканчивается оружие, надо действовать»363.
Пиком этой про-военнойинформационной кампании по подготовке общественного мнения нарегиональном и международном уровне о предстоящей интервенции сталинцидент на сирийско-турецкой границе в октябре 2012 г., когда в ответ навыстрел с сирийской стороны по турецкой территории последовал огонь вобратном направлении. Саудовская Аравия и Катар стремились оказатьдавление на Анкару, чтобы последняя наконец вступила в открытую войну сДамаском.
Ситуация повторилась в августе 2013 г. после химической атаки вокрестностяхДамаска,якобыпроизведеннойсирийскимиправительственными силами. В этом случае, кампания была в основномнаправлена на США и европейских союзников с целью спровоцировать363Аватков. В.А., Тюкаева Т.И. «Берегись арабских СМИ!» — информационный аспект турецко-сирийскойвойны и место России // ИА Рекс. – 2012.
– 11 Октября. URL: http://www.iarex.ru/print/30040.html177военную интервенцию в страну в результате нарушения Асадом «красныхлиний», установленных президентом Обамой как единственно возможныйповод своего прямого вмешательства.Последовательно также формировался образ «тирана» Асада. На сайтеканала Al Arabiya появился ряд статей под заголовком «рассекреченныедокументы сирийского правительства», якобы предоставленные медиакорпорации представителями оппозиции, в которых президент обвинялся ворганизацииубийствофициальныхлиц,вчастности–Ливана,предотвращенного теракта в торговом центре Кувейта, а также пыток ижестокого обращения с сирийскими детьми и женщинами.
Еще однойцеленаправленной пропагандистской медиа-кампанией саудовского панарабского СМИ стали сообщения о якобы психическом заболеваниисирийского президента с комментариями саудовских специалистов, а также оего связях с Израилем. В опоре на традиционные в арабском обществестереотипные установки о «сионистском враге» и связях с ним какпредательских и недопустимых для арабских лидеров Al Arabiya, такимобразом, «переводила» свои интересы на понятный региональной публикеязык и пыталась трансформировать общественное мнение в соответствии сосвоими внешнеполитическими целями.Масштабной можно назвать также информационную кампанию,запущенную как саудовским, так и катарским региональными каналами вподдержкусирийскойНациональнойКоалиции,изначальнонефункционального органа, с шумом созданного исключительно стараниямиЭр-Рияда, Дохи и Вашингтона в ноябре 2012 г.
Очевидная неспособностьчленов Коалиции договориться ни по одному из вопросов дальнейшейсудьбы страны замалчивалась, взамен – аудитория Al Jazeera и Al Arabiyaполучала сообщения о стремлении сирийской оппозиции к миру идемократии в борьбе с «тираном» Асадом. Соответственно, со ссылкой накатарский и саудовский каналы западная пресса информировала свою178аудиторию о борьбе сирийского народа с антидемократическим режимом,обосновывая возможность иностранной интервенции по «ливийскомусценарию». Существуют большие сомнения касательно того, сколько быпросуществоваласоциальныхиэтаструдоморганизованнаяэтно-конфессиональныхгруппизмногочисленныхоппозициябезтакоймасштабной поддержки своих спонсоров из Дохи и Эр-Рияда и вторящих имглобальных СМИ.С начала января 2014 г.
в преддверии конференции «Женева-2»насаждалась идея о провале переговоров между режимом Асада и сирийскойоппозицией. Причем в появляющихся ежедневно сообщениях практическидословно повторяется одно и то же: неготовность правительства кпереговорам, огромное количество жертв с начала конфликта в Сирии,необходимость международного сообщества действовать и факт капитуляцииамериканцев перед Россией, поддерживающей диктатора и являющейся неменьшей диктатурой.
При этом о реальном и значимом достижении«Женевы-2» - гуманитарной операции в Хомсе – сообщается кратко и не како достижении, а как о незначительном событии, а внимание сразу жепереводится на то, какое количество жертв было принесено в ходе«гражданской войны»364.Такимобразом,наосновереальныхфактов,подаваемыхсоответственно под катарским или саудовским углом, Al Jazeera и Al Arabiyaформулируют новую реальность на информационном уровне и продвигаютее – как на региональном, так и на международном уровне – с тем, чтобы онастала реальностью на уровне действительности.По мере развития революционных трансформаций в арабском миререгиональные СМИ все больше превращались в инструмент пропагандысоответствующихгосударств.Повыражениюведущегосотрудника364Тюкаева Т.И.
СМИ и «управляемый хаос» на Ближнем Востоке // Сайт Института Ближнего Востока. –2014. – 5 Марта. URL: http://www.iimes.ru/?p=20169179Института Востоковедения РАН А.З. Егорина, состоялась «настоящая“электронная Хиросима”, впервые осуществлявшаяся столь массированно иэффективно»365, основным оружием которой стала дезинформация. Al Jazeeraи Al Arabiya подчеркивали массовость и мирный характер протестныхдвижений, а также жестокость режимов в их подавлении, при этомигнорировались происходящие параллельно с анти-правительственнымивыступленияминеменеемасштабныедемонстрациивподдержкудействующего руководства. По словам сирийскогопосла в Москве РиядаХаддада, «вместо реально присутствовавшего десятка демонстрантов, ониговорили о якобы тысячах». Также стали активно распространяться кадры о«преступленияхрежимовпротивсвоихнародов»366илиуспехахоппозиционных сил в борьбе с правительственными, снятые в другихстранах367.
Например, при освещении якобы штурма Триполи 23 августа 2011г. оппозиционерами в ходе ливийской гражданской войны использовалисьматериалы, снятые в съемочных павильонах в Катаре368.Противодействовать дезинформационной кампании саудовского икатарскогоканаловпротиврежимаАсадастремилисьсирийскиеспутниковые СМИ, доступ к которым блокировался монархиями Залива.Помимо этого, местные телевизионные каналы Сирии подвергались атакам,как это случилось, в частности, с каналом «Аль Ахбария», чтопредпринималось, по мнению сирийского посла в России Хаддада, ЭрРиядом и Дохой в целях препятствовать распространению действительнойинформации о происходящем369.365Егорин А.З.